О Сайте Об Агентстве Услуги предприятиям отрасли

Ставки уходят в небо

В России может появиться естественная монополия, тарифы которой будут регулироваться не Федеральной службой по тарифам или Федеральной энергетической комиссией, а нормами международного права

В России может появиться естественная монополия, тарифы которой будут регулироваться не Федеральной службой по тарифам или Федеральной энергетической комиссией, а нормами международного права.

Шанс получить такой статус есть у Федеральной аэронавигационной службы (ФАНС). Как следует из проекта положения об этой службе, который вчера рассмотрело правительство, ставки на аэронавигацию будут регулироваться документами ИКАО, ИАТА и Чикагской авиационной конвенцией. По мнению президента Союза транспортников России (СТР) Виталия Ефимова, в такой ситуации есть риск неконтролируемого роста навигационных ставок:

- Если будет принят нынешний проект положения о ФАНС, когда она сама может устанавливать расценки, формировать свой бюджет и разрабатывать принципы развития навигационной службы и маршрутов, то рост цен неизбежен. Никто не помешает ей поднять тариф.

По мнению руководителя СТР, авиационная отрасль может снова попасть в ситуацию, наблюдавшуюся в начале 90-х годов. Тогда, по словам Виталия Ефимова, навигационная служба, будучи выделенной в отдельную структуру, сразу же начала мешать авиаторам, сосредоточившись на зарабатывании денег. "В итоге мне, министру транспорта, пришлось включить ее в состав Минтранса", - добавил он. Сейчас, отметил президент СТР, все может начать развиваться по старому сценарию:

"Я больше чем уверен, что в первую очередь новое ведомство будет зарабатывать деньги, во вторую - выполнять требования военных (ФАНС сосредоточивает в своих руках навигационное обслуживание и гражданских, и военных авиаперевозок) и лишь в третью очередь - обслуживать гражданскую авиацию", - сказал Виталий Ефимов.

С этим мнением согласился и ряд других экспертов. Так, в Минтрансе собеседник "Гудка" сказал, что с созданием ФАНС продолжится процесс дезорганизации авиационной отрасли. По его словам, уже есть 4 подразделения только в Минтрансе, осуществляющие управление гражданской авиацией: Росавиация, департамент государственной политики в области гражданской авиации и департамент международного сотрудничества, а также Ространснадзор. Кроме того, функции управления авиаперевозками выполняет и Международный авиационный комитет, являющийся межгосударственной структурой. "Все наши беды - от раздробленности. Из-за нее мы движемся к тому, что к 2020 году Россия может остаться вообще без своей гражданской авиации". - сказал сотрудник Минтранса.

Единственный шанс избежать такого варианта развития событий, по его мнению - воссоздать общую структуру управления гражданской авиацией. "Вполне возможно, что эта структура будет создаваться именно на основе ФАНС", - добавил он. С ним согласился и вице-президент некоммерческого партнерства "Безопасность полетов" Рафаил Аптухов. "Для выполнения такой важной задачи, как управление авиаперевозками, надо концентрировать все ресурсы. Например, в США эти функции выполняет федеральное авиауправление, которое во всех производственных вопросах самостоятельно".

Само по себе создание единой навигационной службы, по его словам, -факт положительный. "Мы упорядочиваем хотя бы одну область управления авиацией, причем именно ту, которая имеет стратегическое значение. Можно будет покончить с одним из самых негативных моментов - возможностью давления авиакомпаний на диспетчеров".

Рафаил Аптухов не разделил опасений президента СТР по поводу возникновения монополиста с неконтролируемой ценовой политикой:

"Служба, подобная ФАНС, не может не быть монополистом. Это вопрос безопасности полетов. И в документах ИКАО и ИАТА указано, что аэронавигация должна осуществляться такого рода структурами. Одновременно эти организации устанавливают четкие правила ценообразования на аэронавигационные услуги, произвол здесь невозможен, тем более при контроле над ФАНС на правительственном уровне".

С этим мнением согласились и в авиакомпаниях. Так, представитель компании "Волга - Днепр" сказал, что есть форумы ИАТА и ИКАО, где вырабатываются все рекомендации по формированию навигационных сборов. "Методика отработана очень четко и прозрачно, поэтому не думаю, чтобы ФАНС жировал за счет авиаторов", - подчеркнул он.

Первый заместитель по производству генерального директора авиакомпании "Атлант - Союз" Владимир Ромаданов полностью солидарен со своим коллегой: "Мы приветствуем создание единой федеральной службы аэронавигационного обеспечения. Надеюсь, что в небе будет больше порядка и безопасности".

Сергей Ковалев, президент Федерального профсоюза авиационных диспетчеров России (ФПАД России), уже предупредил о намерении авиадиспетчеров объявить забастовку в случае, если ставки на услуги ФАНС возрастут, а зарплата диспетчеров не увеличится. "Сейчас никто не может сказать, сколько стоит полет воздушного судна в небе России и какова стоимость услуг авиадиспетчера в цене этого полета", - уточнил Ковалев и добавил, что в связи с этим цена на услуги диспетчеров в отличие, например, от цен на электроэнергию долгое время не меняется. "Понятно, что в рыночных условиях это нереально. Значит, нужно сокращать работников, сокращать заработную плату. Этот путь нам неинтересен. Поэтому у нас и идет война с работодателем. Если положение о ФАНС определит полномочия в части установления цены на нашу услугу, станет больше ясности. Бастовать нам не хочется"....
Авторские права на данный материал принадлежат «Гудок». Цель включения данного материала в дайджест - сбор максимального количества публикаций в СМИ и сообщений компаний по авиационной тематике. Агентство «АвиаПорт» не гарантирует достоверность, точность, полноту и качество данного материала.

Загрузка