О Сайте Об Агентстве Услуги предприятиям отрасли

Открытое небо

Вопрос легитимности существующей практики лицензирования внутренних пассажирских авиаперевозок рассматривался на заседании Комитета Российской ассоциации эксплуатантов воздушного транспорта

Часть 1. Кто за

Чиновников от авиации обвиняют в беспределе

Легитимна ли существующая практика лицензирования внутренних пассажирских авиаперевозок? Таков был главный вопрос повестки дня на заседании Комитета Российской ассоциации эксплуатантов воздушного транспорта (АЭВТ). В этой встрече, состоявшейся 15 февраля, участвовали представители 25 российских авиакомпаний, а также чиновники Минтранса. Полемика развернулась бурная: обсуждаемая проблема для рынка крайне остра. Вкратце суть ее в следующем.

Крупные агрессивные перевозчики, активно закупающие иномарки, стремятся расширять сеть внутренних регулярных маршрутов. Таково необходимое условие экономической стабильности и развития их бизнеса. Как подчеркнул на заседании Комитета АЭВТ представитель а/к "Сибирь" Александр Каторгин, де-юре для начала полетов в новый пункт требуется только одна лицензия - на вид деятельности, то есть на выполнение пассажирских авиаперевозок. Но де-факто авиакомпаниям приходится проходить сложнейшую бюрократическую процедуру - на каждый маршрут запрашивать в ФАВТ специальную лицензию, которая выдается только с согласия региональных Окружных территориальных управлений воздушного транспорта. "Безрезультатная переписка с этими инстанциями длится месяцами даже при наличии у перевозчика допуска со стороны местного аэропорта к обслуживанию самолетов западного производства, - отметил коммерческий директор "ВИМ-Авиа" Михаил Грибков. - Чиновники отказывают нам в разрешении на полеты под надуманными предлогами. Тем самым они сдерживают конкуренцию на региональных рынках, лоббируя интересы местных авиакомпаний. Термин "государственное регулирование" при этом трактуется только в одном смысле: ограничение коммерческой деятельности "чужих" перевозчиков. Подобные действия являются грубым нарушением российского законодательства. Политика Окружных территориальных управлений ФАВТ в сфере лицензирования перевозок - настоящий чиновничий беспредел, и мы готовы отстаивать свою позицию в судебных инстанциях".
Менее категорично, но примерно в том же ключе высказались на заседании Комитета АЭВТ представители "Аэрофлота" и других авиакомпаний, заинтересованных в освоении новых региональных рынков.

Открытое небо. Часть 2. Кто против

Чиновники спасают авиаотрасль?

Сторонникам открытого неба оппонировали перевозчики, которые находятся по другую сторону баррикад - то есть защищают свои территории от вторжения иногородних конкурентов. Это прежде всего "КрасЭйр", ГУАП "Пулково", "Оренбургские авиалинии", "Авиационные линии Кубани", "Дальавиа", "Уральские авиалинии" и др. Их аргументы таковы. Если открыть региональные маршруты для всех желающих, то это приведет к демпингу, авиакомпании, вынужденные оперировать устаревающим парком, не выдержат конкуренции с мощными агрессивными пришельцами и начнут разоряться, тысячи людей потеряют работу. В итоге на рынке останутся 5-7 перевозчиков, которые будут снимать сливки с прибыльных маршрутов, соединяющих Москву с другими российскими мегаполисами. А убыточные межрегиональные трассы окажутся никому ненужными и со временем закроются (то есть в итоге пострадает пассажир). Аналогичной позиции придерживаются и чиновники ФАВТ, в частности новый руководитель управления производственной деятельности Владимир Роменский, недавно сменивший на этом посту Станислава Овчаренко. Г-н Роменский признал существующую практику лицензирования внутренних маршрутов отнюдь не идеальной, но заявил, что схема открытого неба для России сейчас неприменима и может привести к кризису в авиаотрасли. По мнению Владимира Роменского, государственное регулирование в этой сфере необходимо, а чтобы оно не вызывало протестов со стороны участников рынка, следует в кратчайшие сроки разработать четкие и понятные критерии допуска авиакомпаний на региональные маршруты.

Кстати, на авиарынок Москвы давно уже допускаются все без исключения. Никому не приходит в голову защищать столичных перевозчиков от внешней конкуренции, и здесь можно усмотреть признаки некой дискриминации. Есть и другие аспекты проблемы, обсуждение которых не укладывается в формат новостей "БАНКО"....
Авторские права на данный материал принадлежат «ТУРДОМ». Цель включения данного материала в дайджест - сбор максимального количества публикаций в СМИ и сообщений компаний по авиационной тематике. Агентство «АвиаПорт» не гарантирует достоверность, точность, полноту и качество данного материала.

Загрузка