Источник: газета «Коммерсантъ»
Автор: Сергей Рыжкин
Опубликовано: 18.02.2006, 16:59

НРК урезает авиационный бюджет

Корпорация создаст low-cost-перевозчика


Вчера депутат Госдумы Александр Лебедев заявил, что подконтрольная ему Национальная резервная корпорация (НРК) начала реализацию проекта по созданию низкобюджетного (low-cost) авиаперевозчика. Авиакомпания с парком из иностранных среднемагистральных самолетов может быть образована уже до конца года - планируется, что билеты на ее рейсы будут на 40-50% дешевле, чем у традиционных перевозчиков. Опрошенные участники рынка полагают, что создать отечественную малобюджетную авиакомпанию реально, однако для этого нужно решить массу организационных проблем.

"Речь идет о запуске низкобюджетного авиаперевозчика по аналогии с зарубежными компаниями, например Ryanair (ирландская авиакомпания, лидер рынка low-cost-авиаперевозок.-Ъ), с парком из иностранных самолетов, выполняющих внутрироссийские рейсы продолжительностью до двух с половиной часов,- сообщил Ъ Александр Лебедев.- Тарифы планируются на 40-50% ниже, чем у традиционных авиакомпаний". Таким образом, они должны составить 2-3 тыс. руб. в оба конца. По его словам, НРК начала работу над бизнес-планом дискаунтера около года назад, документ подготовлен и уже в этом году компания может начать операционную деятельность. Детали бизнеса-плана в НРК не разглашают. "За три года оборот компании должен достичь $500 млн. в год",- уточнил господин Лебедев. Для сравнения: выручка авиакомпании "Сибирь", второй после "Аэрофлота" по объемам перевозок пассажиров, в 2004 году составила примерно такую же сумму - более 15 млрд. руб.

В НРК еще не определились, будет ли она покупать авиакомпанию с действующим свидетельством эксплуатанта (основной документ, позволяющий осуществлять коммерческие авиаперевозки пассажиров) или получать новый сертификат. А также с типом воздушных судов, которыми будет оперировать дискаунтер. НРК собирается выбрать Boeing или Airbus вторичного рынка, которые планируется взять в лизинг.

Сектор малозатратных авиаперевозок появился в США и Европе в начале 70-х годов. Бизнес-модель low-cost предполагает максимальное сокращение расходов за счет продаж билетов через интернет и без бланков, базирования во второстепенных аэропортах и минимального комфорта на борту (малый шаг кресел, платные напитки и питание на борту), а также за счет высокого оборота воздушных судов. Крупнейшие европейские low-cost-компании - британская EasyJet, ирландская Ryanair и словацкая SkyEurope.

Опрошенные Ъ участники рынка разошлись в перспективах проекта НРК. "Ситуация на рынке сейчас благоприятна для выхода на него малозатратного перевозчика,- считает гендиректор авиакомпании "Красэйр" Борис Абрамович.- В условиях постоянного роста цен на керосин традиционные авиакомпании не могут позволить себе одномоментно снизить расходы и вынуждены пересматривать свою тарифную политику в сторону повышения. Дебют компании с изначально другой моделью бизнеса может оказаться успешным". "Традиционный low-cost в России невозможен, поскольку более 70% расходов авиакомпаний приходится на услуги монополистов",- говорят в авиакомпании "Сибирь". "Самая главная проблема - менеджерская,- полагает собеседник Ъ, пожелавший остаться неназванным.- Найти $50 млн. на развитие не проблема, гораздо важнее людской и административный ресурс с учетом забюрократизованности авиаперевозок в России".

 
Ссылки по теме:
Дайджест прессы за 18 февраля 2006 года | Дайджест публикаций за 18 февраля 2006 года
Авторские права на данный материал принадлежат газете «Коммерсантъ». Цель включения данного материала в дайджест - сбор максимального количества публикаций в СМИ и сообщений компаний по авиационной тематике. Агентство «АвиаПорт» не гарантирует достоверность, точность, полноту и качество данного материала.
Связи: Авиакомпания "Красноярские авиалинии", Абрамович Борис, Лебедев Александр (в процессе тестирования)