Источник: газета «Красная звезда»
Автор: Тамара Сапегина
Опубликовано: 21.02.2006, 10:50

Его ковры-самолеты


Дело, которому посвящаешь жизнь, должно быть по душе. Иначе не достичь в нем даже самых малых высот. Кандидат технических наук полковник Локтев абсолютно уверен в этом.

Еще будучи мальчишкой, он бредил самолетами. Но стать летчиком, летать, как птица, не стремился, хотя многие его друзья, в большинстве своем тоже дети военных, буквально были одержимы небом.

Виктора же больше влекло техническое устройство самолетов. Недолго раздумывая, после школы, он, как ранее отец, выбрал военную стезю и поступил в высшее военное авиационное инженерное училище. Хотя вполне мог стать и художником: рисовал чуть ли не с рождения. Его смешные шаржи и карикатуры еще в школе вызывали всеобщий восторг, а позже, уже в курсантские годы, оформленные Локтевым стенгазеты, боевые листки, плакаты брали сплошь призовые места. Но кто мог тогда предположить, во что это увлечение выльется спустя годы…

Красный диплом по окончании училища - первая высота Виктора Локтева, итог пяти лет учебы, интенсивного вхождения в профессию, еще редкого в 1980-е годы умения составлять компьютерные программы и серьезного занятия наукой.

И затем было распределение в один из вертолетных полков, где за довольно короткое время молодой перспективный авиаинженер сумел завоевать уважение даже опытных офицеров. Поэтому неудивительно, что следующим местом его службы стало конструкторское бюро им. С.В. Ильюшина.

Позже отличное знание авиационной техники очень пригодилось Локтеву во время учебы в Военно-воздушной инженерной академии имени профессора Н.Е. Жуковского. А когда молодой капитан блестяще защитил кандидатскую диссертацию на тему, связанную с аэродинамикой самолетов, ему предложили преподавать в академии. Но он, авиаинженер, на счету которого уже было немало рационализаторских предложений, отмеченных соответствующими сертификатами, предпочел остаться в конструкторском бюро и, надо сказать, ни разу об этом не пожалел.

Путь самолета от чертежа до летающего образца - процесс очень непростой и длительный. Так вот, кандидат технических наук полковник Виктор Локтев знает его досконально, поскольку именно с легкой руки таких, как он, военных представителей Министерства обороны, наши военные самолеты получают путевку в небо. Кстати, на военпредов в академиях не учат. Наиболее подготовленных офицеров отбирают из войск и академий, а уже потом целенаправленно готовят из них классных специалистов своего дела.

Попробуйте представить себе, как за строго отведенное время перебирают тонн двадцать деталей самолета, а потом дают гарантию, что ни одна из них в полете не подведет. Ни много ни мало - жизнь каждого летчика во многом зависит от профессионализма коллег полковника Локтева. Поэтому их беспокойная служба связана с частыми командировками по всей стране.

Одному из талантливейших авиаконструкторов ХХ века С.В. Ильюшину принадлежат замечательные слова о том, что "хорошо летают только красивые самолеты". В этом уверен и Виктор Локтев. Наверное, поэтому ему легко удается убедить любого, что его профессия самая что ни на есть творческая.

Впрочем, Виктор Иванович считает, что каждый офицер, выполняя приказ, анализирует, творчески ищет пути, как эффективно его выполнить.

Вот эта уверенность увлеченного человека, очевидно, и вылилась однажды в нечто удивительное, напрямую не связанное с авиацией.

Хотя… С философской точки зрения все в нашем мире каким-либо образом взаимосвязано. И необычной красоты ковры и гобелены, сделанные руками полковника Виктора Ивановича Локтева (разумеется, исключительно в свободное от службы время!), - еще один штрих к облику его многогранной творческой личности.

…А началось все 17 лет назад. Однажды в выходной день Виктор Иванович с женой, оказавшись на знаменитом Арбате, засмотрелись на чудо-иголочку, которая в руках пожилого мастера, ловко протыкая ткань, натянутую на пяльцы, скользила туда-обратно. На глазах изумленных прохожих появлялся яркий, вышитый петельками из ниток рисунок.

Для кого-то тот эпизод мог бы остаться просто приятным воспоминанием и не более. А тут один толчок - и художественное воображение Виктора Локтева уже вовсю рисует сюжеты необычных картин…

Хотя, естественно, воплотить это в жизнь было гораздо труднее. Как истинному инженеру, Виктору Ивановичу вначале пришлось продумать техническую сторону этого действа. Не так-то легко было найти нужный материал для изготовления удобного в эксплуатации инструмента для вышивки. Были в этом на вид простом приспособлении, как оказалось, свои хитрости: ведь кустарные иголочки рвали нить, путали пряжу. Но не зря ведь Локтев работал в знаменитом на весь мир конструкторском бюро! Он научился виртуозно вышивать собственноручно сделанными из… телевизионных антенн, медицинских капельниц и шприцев с иголками. Наносил на изнанку холста рисунок, по его контурам аккуратно, стежок за стежком, разноцветными нитками "набивал" ковер. Получалось долго, да и рука быстро немела, поэтому инженерная мысль уже вовсю изобретала чудо-станок. Мысли высоко, как самолеты, витали в облаках, а руки между тем творили красоту по-старому, традиционно.

Первым подарком жене в том же 1988 году была вышитая на холсте… пятирублевая купюра размером метр на шестьдесят сантиметров. Почему предпочел именно такой сюжет?

- Чтобы в доме деньги водились! - смеется автор.

А в трудные 1990-е годы его семье, как и многим другим семьям офицеров, часто было не до смеха. Выживали кто как мог, и Виктор Локтев не был исключением. Только шел он своим, не совсем обычным, творческим путем. И уже через несколько лет по собственным чертежам изготовил механический вышивальный станок, подобного которому, уж точно, нет ни у кого в нашей стране. Дело пошло значительно быстрее. И даже появилась задумка сделать серию "ковров-самолетов" от чертежей до крылатых машин…

Подарки для друзей и сослуживцев в этой семье уже давно не покупают в магазинах, поэтому так мало осталось в доме Локтевых ковров и гобеленов. Забавные лягушки, добрые собаки, роскошные букеты цветов и необыкновенной красоты храм на пригорке, гербы российских городов… А вот смысл своей любимой картины, где на фоне мотыльков, выбитых на камне, словно реально порхает яркая бабочка, Виктор Иванович объясняет так:

- Нам всем порой кажется, что мы уже достигли каких-то высот и что мы непременно первые. Но, увы, вполне возможно, что многое из того, чем гордимся, уже придумано до нас. И даже увековечено в камне. Поэтому помни свои истоки, лети выше и непременно отыщешь место в жизни…

Или вот один из самых сложных по замыслу гобеленов. Философская, прямо скажем, картина. Сюжет навеян мыслями о любимой авиации, с которой полковник Локтев сросся давно и, несомненно, навсегда.

Не зря ведь наша недавняя беседа с уникальным человеком, генеральным конструктором авиационного комплекса им. С.В. Ильюшина, действительным членом Российской академии наук Генрихом Васильевичем Новожиловым (которого, кстати, недавно все поздравляли с замечательной датой - 80-летием) началась именно с определения той важной роли, которая при создании авиационной техники отводится начальникам военного представительства, и в данном конкретном случае - кандидату технических наук полковнику Виктору Ивановичу Локтеву.

- Он в принципе имеет квалификацию одного из создателей самолета. Это позволяет смотреть дальше и, если требуется, давать конструктору дельный совет… На таких, как Локтев, во многом держится наша авиация. Он - независимый контролер, без визы которого ни один гражданский или военный самолет в воздух подняться не может… Представьте, какая это огромная ответственность. А ведь многие наши самолеты, в частности Ил-18, пройдя экспертизу, летают, подумайте только, 40 лет!

Такая оценка корифея отечественного самолетостроения дорогого стоит.

Ну а многие рукотворные картины этого высококлассного авиационного специалиста теперь можно увидеть, увы, только на фотографиях. А еще на выставках, например в Центральном Доме художника, в "Галерее на Песчаной".

Совсем недавно уже в который раз его работы выставлялись в павильоне "Культура" на ВВЦ. У стенда под названием "Ковры Виктора Локтева" народу было особенно много. Виктор Иванович охотно отвечал на вопросы, а особенно дотошным советовал прийти сюда в выходные дни - на мастер-классы. Его многочисленные ученики подтвердят, что всего за три урока Виктор Иванович Локтев по своей особой методике передает желающим многие приемы своего уникального мастерства.

А впрочем, что же тут удивительного? У настоящего авиаинженера летают даже ковры-самолеты!

 

Дайджест прессы за 21 февраля 2006 года | Дайджест публикаций за 21 февраля 2006 года
Авторские права на данный материал принадлежат газете «Красная звезда». Цель включения данного материала в дайджест - сбор максимального количества публикаций в СМИ и сообщений компаний по авиационной тематике. Агентство «АвиаПорт» не гарантирует достоверность, точность, полноту и качество данного материала.
Связи: Военные самолеты, Ил-18, Капитан, Самолетостроение (в процессе тестирования)