Источник: газета «Российская газета»
Автор: Виктор Мясников, Владимир Иванов
Опубликовано: 21.02.2006, 14:02

Приказано уничтожить

Генерал Соловьев призывает сбивать самолеты с заложниками на борту


Вчера генерал-полковник Юрий Соловьев признался, что готов без колебаний отдать приказ об уничтожении самолета, захваченного террористами, независимо от того, есть на борту пассажиры или нет. Этот генерал командует войсками специального назначения ВВС, которые охраняют Москву. Его угрозы - вовсе не пустые слова.

Соловьев говорит об этом не в первый раз. Еще в апреле прошлого года, когда Госдума не приняла поправки к "Закону о госгранице", разрешающие сбивать пассажирские самолеты, захваченные террористами, генерал пообещал, что все равно уничтожит любой такой авиалайнер на подлете к Москве. Впрочем, позднее и.о. главкома ВВС генерал-полковник Анатолий Ноговицын сообщил на пресс-конференции, что "ежесуточно фиксируется до 60 летательных аппаратов гражданской авиации, нарушающих правила эксплуатации воздушного пространства России". А в течение года службы ВВС фиксируют до 7 тысяч подобных случаев. Теоретически - это 7 тысяч поводов сбить гражданский самолет или вертолет.

Но в заявлении генерала Соловьева речь идет не просто о нарушителях воздушного пространства, а о самолетах, захваченных террористами. Бывший сотрудник ГРУ, член Совета по внешней и оборонной политике Виталий Шлыков считает, что вопрос об уничтожении гражданских самолетов с террористами на борту весьма затруднен с юридической и моральной точек зрения. В законодательствах зарубежных стран нет положений, предусматривающих однозначные действия в таких случаях. "Нет сомнений, что, скажем, в предпоследней или последней зоне подлета к Белому дому командующий силами ПВО Америки отдаст приказ на уничтожение любого самолета с террористами на борту, чтобы предотвратить угрозу охраняемому им объекту", - заметил эксперт. "Американские генералы неоднократно говорили о неизбежности подобных действий. В современных условиях глобального террора наши генералы вряд ли будут сомневаться в правомочности своих действий в подобной ситуации", - подчеркнул Шлыков.

Первыми о готовности сбивать подозрительные пассажирские самолеты заявили США после терактов 11 сентября. К ним присоединились некоторые постсоветские и азиатские страны. Однозначно о готовности сбивать захваченные террористами лайнеры заявили кроме России Украина, Польша, Индия и Турция. В европейских странах такая мера вводится временно в особых обстоятельствах. Так, например, в Греции она действовала на период Олимпийских игр в районе спортивных объектов. Существуют также закрытые зоны, вход в которые может повлечь уничтожение самолетов-нарушителей. В Великобритании, Франции и ряде стран Европы это в первую очередь объекты ядерной энергетики. А в Германии Федеральный конституционный суд признал неконституционным закон, позволяющий ВВС ФРГ сбивать захваченные террористами самолеты. И постановил, что закон обязан быть исключен из правоприменительной практики.

Бывший директор Международного института противодействия террористической деятельности Рейвен Пац объяснил корреспонденту "НГ" по телефону, что в израильском законодательстве не существует юридической нормы, регламентирующей уничтожение гражданских самолетов с террористами на борту. Однако такая акция была в истории Израиля. Во время ливано-израильской войны был уничтожен самолет, захваченный террористами, которые намеревались направить его на Тель-Авив.

"Хотя в законодательство нашей страны и не включена норма, предусматривающая уничтожение гражданских самолетов с террористами на борту, министру обороны в чрезвычайных обстоятельствах, когда такой самолет будет являться угрозой жизненно важным объектам страны, предоставляется право отдать команду на его уничтожение", - сказал Пац.

В Бразилии и Колумбии разрешено сбивать самолеты, подозреваемые в перевозке наркотиков. Подобный закон действовал и в Перу, где за 5 лет ВВС сбили 25 таких самолетов. Но в апреле 2001 года перуанский истребитель расстрелял частный самолет, который не ответил на вопрос об идентификации. Трое человек, никак не причастных к наркотрафику, получили тяжелые ранения, а женщина-миссионер и ее семилетняя дочь погибли. После этого в Перу "воздушную охоту" запретили.

 

Дайджест прессы за 21 февраля 2006 года | Дайджест публикаций за 21 февраля 2006 года
Авторские права на данный материал принадлежат газете «Российская газета». Цель включения данного материала в дайджест - сбор максимального количества публикаций в СМИ и сообщений компаний по авиационной тематике. Агентство «АвиаПорт» не гарантирует достоверность, точность, полноту и качество данного материала.
Связи: Соловьев Юрий (в процессе тестирования)