Российская газета
21 февраля 2006, 14:02
Приказано уничтожить
Командующий войсками специального назначения ВВС Ю. Соловьев готов без колебаний отдать приказ об уничтожении самолета, захваченного террористами
Соловьев говорит об этом не в первый раз. Еще в апреле прошлого года, когда Госдума не приняла поправки к "Закону о госгранице", разрешающие сбивать пассажирские самолеты, захваченные террористами, генерал пообещал, что все равно уничтожит любой такой авиалайнер на подлете к Москве. Впрочем, позднее и.о. главкома ВВС генерал-полковник Анатолий Ноговицын сообщил на пресс-конференции, что "ежесуточно фиксируется до 60 летательных аппаратов гражданской авиации, нарушающих правила эксплуатации воздушного пространства России". А в течение года службы ВВС фиксируют до 7 тысяч подобных случаев. Теоретически - это 7 тысяч поводов сбить гражданский самолет или вертолет.
Но в заявлении генерала Соловьева речь идет не просто о нарушителях воздушного пространства, а о самолетах, захваченных террористами. Бывший сотрудник ГРУ, член Совета по внешней и оборонной политике Виталий Шлыков считает, что вопрос об уничтожении гражданских самолетов с террористами на борту весьма затруднен с юридической и моральной точек зрения. В законодательствах зарубежных стран нет положений, предусматривающих однозначные действия в таких случаях. "Нет сомнений, что, скажем, в предпоследней или последней зоне подлета к Белому дому командующий силами ПВО Америки отдаст приказ на уничтожение любого самолета с террористами на борту, чтобы предотвратить угрозу охраняемому им объекту", - заметил эксперт. "Американские генералы неоднократно говорили о неизбежности подобных действий. В современных условиях глобального террора наши генералы вряд ли будут сомневаться в правомочности своих действий в подобной ситуации", - подчеркнул Шлыков.
Первыми о готовности сбивать подозрительные пассажирские самолеты заявили США после терактов 11 сентября. К ним присоединились некоторые постсоветские и азиатские страны. Однозначно о готовности сбивать захваченные террористами лайнеры заявили кроме России Украина, Польша, Индия и Турция. В европейских странах такая мера вводится временно в особых обстоятельствах. Так, например, в Греции она действовала на период Олимпийских игр в районе спортивных объектов. Существуют также закрытые зоны, вход в которые может повлечь уничтожение самолетов-нарушителей. В Великобритании, Франции и ряде стран Европы это в первую очередь объекты ядерной энергетики. А в Германии Федеральный конституционный суд признал неконституционным закон, позволяющий ВВС ФРГ сбивать захваченные террористами самолеты. И постановил, что закон обязан быть исключен из правоприменительной практики.
Бывший директор Международного института противодействия террористической деятельности Рейвен Пац объяснил корреспонденту "НГ" по телефону, что в израильском законодательстве не существует юридической нормы, регламентирующей уничтожение гражданских самолетов с террористами на борту. Однако такая акция была в истории Израиля. Во время ливано-израильской войны был уничтожен самолет, захваченный террористами, которые намеревались направить его на Тель-Авив.
"Хотя в законодательство нашей страны и не включена норма, предусматривающая уничтожение гражданских самолетов с террористами на борту, министру обороны в чрезвычайных обстоятельствах, когда такой самолет будет являться угрозой жизненно важным объектам страны, предоставляется право отдать команду на его уничтожение", - сказал Пац.
В Бразилии и Колумбии разрешено сбивать самолеты, подозреваемые в перевозке наркотиков. Подобный закон действовал и в Перу, где за 5 лет ВВС сбили 25 таких самолетов. Но в апреле 2001 года перуанский истребитель расстрелял частный самолет, который не ответил на вопрос об идентификации. Трое человек, никак не причастных к наркотрафику, получили тяжелые ранения, а женщина-миссионер и ее семилетняя дочь погибли. После этого в Перу "воздушную охоту" запретили....
Авторские права на данный материал принадлежат «Российская газета». Цель включения данного материала в дайджест - сбор максимального количества публикаций в СМИ и сообщений компаний по авиационной тематике. Агентство «АвиаПорт» не гарантирует достоверность, точность, полноту и качество данного материала.
Поделиться
Апрель 25, 2024
Первый полёт полностью импортозамещённого МС-21 состоится до конца ноября
Апрель 24, 2024
Работая с клиентами, мы всегда вникаем в их потребности
Апрель 23, 2024
Специалисты ИАЗ закончили сборку отсека Ф4 очередного серийного самолёта МС-21
Апрель 25, 2024
Кировский памятник-самолет обновят