Источник: газета «Время новостей»
Автор: Михаил Кукушкин
Опубликовано: 22.02.2006, 12:58

Не хватает главного

Президент велел премьеру найти руководителя авиапрома


Владимир Путин подписал вечером 20 февраля долгожданный указ о создании Объединенной авиастроительной корпорации (ОАК). Документ оставил без ответа столько вопросов, что вчера все ключевые фигуры отечественного авиапрома избегали публично его комментировать. Прежде всего, вчера им самим еще не было ясно, кто из них на ближайшую пару лет станет главным в отрасли - то есть руководителем ОАК. Кстати, даже официальный титул этого будущего "главного" еще не обнародован - то ли это будет гендиректор ОАК, то ли президент. Кроме того, неизвестно, как будут выглядеть технологические и финансовые приоритеты объединенной корпорации, или, проще говоря, какие из существующих в стране авиастроительных проектов будут продолжены в рамках ОАК, а какие - закрыты. От этого самым непосредственным образом зависит личное положение "генералов авиапрома".

По неофициальным сведениям, президент Владимир Путин поручил председателю правительства Михаилу Фрадкову подобрать руководителя ОАК к ближайшей субботе. Во всяком случае в пресс-службе министерства промышленности и энергетики корреспонденту "Времени новостей" вчера уверенно обещали, что на следующей неделе глава этого ведомства Виктор Христенко представит нового главу ОАК общественности. В феврале прошлого года Владимир Путин поручил г-ну Христенко координировать работу по формированию ОАК. Вчера г-н Христенко очень кстати опять был с президентом - в Азербайджане, куда г-н Путин улетел с официальным визитом. Это избавило министра от необходимости раньше времени говорить что-то насчет руководства ОАК. Согласно распространенному в военно-промышленных кругах мнению, г-н Христенко получит теперь статус председателя правительственной комиссии по формированию ОАК. Однако претендентом на пост собственно гендиректора (или президента) корпорации его не считают.

Кандидаты на должность главы ОАК, находившиеся вчера в Москве, также предпочли хранить молчание. От общения с "Временем новостей" уклонились генеральный директор Российской самолетостроительной корпорации (РСК) "МиГ" Алексей Федоров, первый вице-президент корпорации "Иркут" Валерий Безверхний и гендиректор Авиационной холдинговой компании "Сухой" Михаил Погосян. Согласно циркулирующей в отрасли информации, если Белый дом и Кремль склонятся к мысли поставить во главе ОАК профессионала-авиаконструктора, то выбор падет на одну из этих трех кандидатур.

Впрочем, существует и альтернативная точка зрения. "Безверхний с самого начала рассматривался Кремлем как временная фигура, а Федоров и Погосян имеют слишком глубокие личные интересы и предпочтения в авиапроме, - заверил "Время новостей" авторитетный источник в отрасли, пожелавший сохранить анонимность. - Назначение любого из последних двух вызовет слишком масштабную ломку сложившейся структуры авиапрома, на которую за два года до президентских выборов власти вряд ли решатся". Избежать этой пугающей перспективы, по мнению нашего собеседника, наилучшим образом могло бы назначение в ОАК чиновника, не имеющего личных корней ни в одной из крупных отечественных авиастроительных фирм. По данным источника, предложение возглавить ОАК уже сделано Юрию Коптеву, который одно время уже руководил отраслью в ранге председателя Государственного комитета по авиации и космонавтике. После административной реформы 2004 года г-н Коптев работает руководителем департамента оборонно-промышленного комплекса Минпромэнерго. "У Коптева ничего своего нет, чем он и удобен", - утверждает эксперт. Будучи чем-то вроде "технического премьера" (в масштабах отрасли), такой руководитель, по его мнению, способен гарантировать авиапрому "неторопливое развитие" и отсутствие потрясений, связанных с резким переделом сфер влияния. Впрочем, г-н Коптев своего согласия на назначение еще не дал, а вторым по вероятности выбора считается все же Алексей Федоров, который не скрывает своей готовности к решительной перестройке авиапрома.

Глава "Роспрома" Борис Алешин, который, как и его непосредственный начальник г-н Христенко, вчера также оказался не в Москве, заявил РИА Новости, что считает преждевременным говорить о кандидатуре главы Объединенной авиастроительной корпорации. "Преждевременно говорить о каких-то кадровых назначениях, предстоит сформировать комиссию и рабочий орган, которые будут заниматься конкретными вопросами выполнения президентского указа (о создании ОАК. - Ред.)", - сказал он. Глава агентства назвал подписанный президентом указ о создании Объединенной авиастроительной корпорации "знаменательным событием, завершающим длительный период, который прошел в бурных дебатах и обсуждениях". "Объединенная авиастроительная корпорация повысит конкурентность России на мировых рынках авиатехники", - с пафосом говорил он. По мнению г-на Алешина, указ о создании корпорации определяет стратегию развития отечественной авиапромышленности на ближайшее десятилетие: "Сроки формирования Объединенной авиастроительной корпорации будут жестко соблюдаться в соответствии с указом, будет проведена работа по формированию состава госкомиссии и управляющих органов ОАК".

Содержательная сторона опубликованного вчера указа сенсацией в отрасли не стала. Документ готовился и перерабатывался с мая 2005 года, и за это время его основные положения были выучены заинтересованными лицами наизусть. Пожалуй, единственным (небольшим) сюрпризом в окончательном тексте стало наименование создаваемого отраслевого холдинга - Объединенная авиастроительная корпорация. До сих пор ОАК чаще расшифровывали как "компанию".

Президент распорядился создать ОАК в виде открытого акционерного общества и обеспечить долю Российской Федерации в его уставном капитале в размере не менее 75% акций. В начале прошлого года частные акционеры вливаемых в ОАК предприятий отстаивали идею сделать госпакет поменьше - 51% акций, но их вариант не прошел.

Указ также предусматривает акционирование двух ФГУПов: РСК "МиГ" и Казанского авиационного производственного объединения им. С.П. Горбунова. 100% их акций закрепляются в федеральной собственности, а затем, на втором этапе формирования ОАК, вносятся в уставный капитал объединенной корпорации.

На проведение всех этих мероприятий правительству России дан достаточный срок - до 1 апреля 2007 года.

Кто войдет в ОАК

На первом этапе в уставный капитал ОАК должны быть внесены 100% акций АХК "Сухой", 86% акций ОАО "Ильюшин", 65,8% акций ОАО "Туполев", 38% акций Нижегородского авиастроительного завода "Сокол", 25,5% акций Комсомольского-на-Амуре авиационного производственного объединения им. Гагарина, 25,5% акций Новосибирского авиационного производственного объединения им.Чкалова, 15% акций Внешнеэкономического объединения "Авиаэкспорт", 58% ценных бумаг Финансовой лизинговой компании и 38% акций "Ильюшин финанс ко". На втором этапе в ОАК предполагается передать по 100% акций РСК "МиГ" и Казанского авиационного производственного объединения им. Горбунова.

 

Дайджест прессы за 22 февраля 2006 года | Дайджест публикаций за 22 февраля 2006 года
Авторские права на данный материал принадлежат газете «Время новостей». Цель включения данного материала в дайджест - сбор максимального количества публикаций в СМИ и сообщений компаний по авиационной тематике. Агентство «АвиаПорт» не гарантирует достоверность, точность, полноту и качество данного материала.
Связи: М-201, Д-41, Ильюшин Финанс Ко., Авиакомпания "Домодедовские авиалинии", Туполев, Безверхний Валерий, Объединенная авиастроительная корпорация, Погосян Михаил, Федоров Алексей, Христенко Виктор, Т-401, Самолетостроение, Сокол (в процессе тестирования)