О Сайте Об Агентстве Услуги предприятиям отрасли

Путин разрешил взлет авиакорпорации

Совещание у президента, касающееся судьбы российского авиапрома закончилось подписанием указа о создании Объединенной авиастроительной корпорации

Прошедшее в начале этой недели совещание у президента, касающееся судьбы российского авиапрома, как и ожидалось, закончилось подписанием указа о создании Объединенной авиастроительной корпорации (ОАК). Указ о создании холдинга, главным лоббистом которого выступает глава Роспрома Борис Алешин, мог бы быть завизирован и раньше, если бы не противоречия, связанные с борьбой за сферы влияния в новой структуре.

Проблема в том, что под крышей ОАК окажется как военное, так и гражданское авиастроение. Объединить эти предприятия, имеющие смешанную структуру собственности в те сроки, которые предлагает Алешин, крайне сложная задача. Но даже если это удастся сделать, жизнеспособность будущей структуры, а тем более возможность ее конкуренции с Airbus и Boeing, большинство экспертов гарантировать не берутся.

Еще неделю назад глава Роспрома Борис Алешин без тени сомнения сообщил журналистам, что "все нюансы сняты, а сама компания может заработать уже через 156 дней после подписания указа". Что же будет представлять из себя ОАК? На первом этапе, который должен продлиться не дольше 3-4 месяцев, планируется объединить предприятия, пакеты акций которых принадлежат государству и частным структурам. В этом списке уже есть АХК "Сухой", МАК "Ильюшин", ОАО "Туполев", Нижегородский авиастроительный завод "Сокол", Комсомольское-на-Амуре авиационное производственное объединение имени Ю.А. Гагарина (КнААПО), Новосибирское авиационное производственное объединение имени В.П. Чкалова, внешнеэкономическое объединение "Авиаэкспорт", а также две лизинговые компании - Финансовая лизинговая компания и "Ильюшин Финанс Ко" (ИФК). Во всех этих предприятиях государство имеет свою долю. Например, в АХК "Сухой" она составляет 100%, а в "Авиаэкспорте" она минимальна - 15%.

Еще более сложным и трудоемким выглядит второй этап интеграции. К ОАК необходимо будет присоединить два крупных федеральных унитарных предприятия: РСК "МиГ" и Казанское авиационное производственное объединение имени С.П. Горбунова (КАПО). Сделать это, естественно, можно будет только после их акционирования и приватизации. Кстати, подписанный президентом указ уже позволяет акционировать эти предприятия. Их акции будут внесены "в порядке оплаты государством размещаемых этим акционерным обществом дополнительных акций в связи с увеличением его уставного капитала" - говорится в документе.

Для сохранения долей частных акционеров, уже вошедших в ОАК, им будет предложено инвестировать в капитал корпорации денежные средства. Получить долю в ОАК смогут и зарубежные инвесторы. Одной из основных задач создаваемой ОАК станет поиск и создание принципиально нового "прорывного" проекта в авиастроении, с которым не стыдно будет выйти на рынок в 2012-2013 годах. Глава Минпромэнерго Виктор Христенко обещает, что если все пойдет по плану, то к 2015 году производство гражданской авиатехники вырастет в 10 раз, а выручка корпорации увеличится до 8,2-8,5 млрд. долларов.

Мог ли Владимир Путин, еще в прошлом году на заседании Госсовета по вопросам авиапромышленности убедительно попросивший профильных чиновников ускориться с созданием ОАК, в очередной раз отправить концепцию холдинга на доработку? Вряд ли. И в правительстве, и в администрации президента отдают себе отчет в том, что создание ОАК и так уже запоздало на несколько лет. Не заставила отказаться Владимира Путина от подписи указа даже непрекращающаяся подковерная борьба между "МиГ" Алексея Федорова и "Сухим" Михаила Погосяна за контроль над основными ресурсами и экспортными контрактами будущей корпорации. Впрочем, мало кто сомневается, что лоббистских ресурсов Бориса Алешина, кстати, открыто поддерживающего Михаила Погосяна, вполне хватит, чтобы "разрулить" этот щекотливый вопрос....
Авторские права на данный материал принадлежат «Газета». Цель включения данного материала в дайджест - сбор максимального количества публикаций в СМИ и сообщений компаний по авиационной тематике. Агентство «АвиаПорт» не гарантирует достоверность, точность, полноту и качество данного материала.

Загрузка