Обгоняя звук

Готовы ли асы из лучшей авиационной группы мира, элитного подразделения российских ВВС - эскадрильи "Стрижи" показать фигуры высшего пилотажа в небе над Латвией?


Пару лет назад "Стрижи" выступали на авиационной выставке в Китае. Группа показала в небе лишь часть своей программы, поскольку организаторы, испугавшись, поставили довольно жесткие рамки. Но и этого хватило! После выступления к гвардии подполковнику Игорю Соколову, командиру звена "Стрижей", подбежали азиатские летчики и, поклонившись мастерам (в духе восточных традиций), стали наперебой расспрашивать: "Как у вас все это получается?!" "Хотел им было по-русски ответить: "Да я свой сверхзвуковой МиГ-29 за столько лет уже задницей научился чувствовать!", но политкорректно воздержался и спокойно рассказал немного о технике подготовки наших пилотов", - улыбнувшись, сказал "Вести Сегодня" Соколов.

Газета "Вести Сегодня" оказалась первым латвийским изданием, которому "Стрижи" согласились дать интервью. Даже своим - представителям российских СМИ - договариваться о беседе с пилотами элитного подразделения надо непосредственно через командующего ВВС РФ. А тут, понимаете ли, журналист из страны НАТО…

Ваш корреспондент встретился со "Стрижами" в Москве буквально накануне Дня защитника Отечества - 23 февраля, который латвийские власти принципиально игнорируют. Но в России, понятно, все иначе! Для "Стрижей" 23 февраля - праздник особый. Ведь одна из основных задач пилотов - "популярно" во время выступлений демонстрировать мощь российской армии, конкретно - ВВС. Ранее авиационная группа высшего пилотажа в составе 237-го гвардейского краснознаменного Проскуровского орденов Кутузова и Александра Невского центра показа авиационной техники имени маршала авиации Советского Союза Ивана Никитича Кожедуба (согласитесь, неслабо!) выступала в Швеции, Финляндии, Голландии, Франции, Венгрии, Германии, Бельгии, Таиланде, Китае, Монголии, Вьетнаме, Малайзии, наконец - в США и других странах. По итогам показов 2003 года "Стрижи" были признаны лучшей пилотажной группой мира!

- А прилетите в небе Латвии выступить? - интересуюсь у подполковника, на что тот невозмутимым голосом отвечает:

- Если нас пригласят по линии Министерства обороны вашей страны, то почему бы и нет? Мы готовы выступать в любой стране мира, даже входящей в блок НАТО… Но не будем о политике. На самом деле летчики, будь они из Североатлантического альянса или России, - коллеги, а не соперники. И уровень подготовки у нас примерно одинаковый.

- Так уж и одинаковый? Ведь вы - первые в мире!

- Верно, первые. Нас же учила элита ВВС СССР, да и сейчас уровень подготовки военных очень высокий. Отличие в обучении летчиков России и стран НАТО заключается хотя бы в том, что у нас полетам уделяется большее внимание. Например, время полета начинается с момента отрыва шасси от поля и заканчивается при касании, а за границей - сразу с момента запуска двигателя. То есть мы по определению летаем больше, проводим маневры серьезнее даже на земле. У нас норма налета - 100 часов в месяц, но "Стрижи" превышают ее вдвое, поскольку занимаются еще и обучением подрастающей смены.

Хотя когда только распался Союз, приходилось туго, хорошо если в месяц получалось налетать 10-15 часов… Но в последнее время темпы очень наращиваются. Авиация России, имею в виду подготовку летчиков, поднимается на тот уровень, который был в Советском Союзе. Президент Путин лично интересовался подготовкой пилотов и работой нашей группы… Но подъем авиации происходит во всем. Взять, например, боевую технику. Постепенно ВВС России обеспечиваются новым парком самолетов, которые теперь выпускают очень активно. Авиационные заводы не останавливаются! И вот результат: российские самолеты продаются в разные страны мира, например в Индию и Китай. Выпустили новые модификации МиГ-29. Сейчас проходят испытания "МиГи" с системой УВТ (уклоняемым вектором тяги).

20 таких самолетов заранее заказала Индия. А из истребителей-бомбардировщиков очень мощная и комфортная машина Су-34. Представьте, для двух летчиков в кабине есть кухня и туалет, а в процессе полета человек может встать в полный рост, размяться. Впечатляют и Су-27М - с самой современной электроникой и мощными двигателями новейшего образца.

- Какие у "Стрижей" самые сложные фигуры пилотажа?

- Намекаете на "колокол"? Так ведь это фигура одиночного пилотажа. В группе "колокол" не выполняется. Если мы идем "десяткой" (шесть МиГ-29 и четыре Су-27), наиболее сложная фигура - "бочка" с перестроениями, а для "девятки" - "большой ромб", когда от крыла одного самолета до крыла другого - около метра. Обычные же фигуры для показа - "петли", "горки", двойные боевые полуперевороты. Но все равно они очень впечатляют, даже профессиональных летчиков, особенно из западных стран, которые частенько к нам подходят и спрашивают: мол, как вы это делаете?! Как-как, тренируемся много! Если же надо, можем пролететь на сверхзвуковых самолетах в десяти метрах над землей. Помню, я об этом сказал китайцам, так они побледнели… А вскоре мы начнем отрабатывать на аэродроме в Кубинке, под Москвой, совершенно новую программу.

- Сколько лет надо тренироваться летчику, чтобы попасть в "Стрижи"?

- Я, например, начал летать уже в 16 лет в системе ДОСААФ. В 1985 году окончил авиационное училище, с тех пор и летаю на сверхзвуковых самолетах. МиГ-29 (я не хвастаюсь!) могу вести чуть ли не с закрытыми глазами, знаю родной самолет прекрасно, реагирую на малейшие вибрации и легкое изменение звука… Обучение выполнению фигур высшего пилотажа проходит очень долго. Летчик, если он решил попасть в "Стрижи", уже должен уметь летать на военной технике, люди из гражданской авиации, понятно, не годятся… Но подробно об обучении я вам вот так просто рассказать не могу, ведь у нас нет сухих формул.

За пятнадцать лет - столько существует наша группа с момента официального основания - у нас появилось много наработок, большинство из которых не подлежат огласке. Хотя еще до регистрации "Стрижей" мы сами с друзьями-летчиками тренировались, придумывали такие фигуры, чтобы удивить зрителей. И удивили! Первое выступление состоялось на Международном авиационном салоне в Москве, а на следующий год мы участвовали в военном параде 9 Мая. Генерал-лейтенант Антошкин (автор названия "Стрижи") придумал схему окраски наших самолетов. И после второго показа фигур высшего пилотажа трижды Герой Советского Союза маршал авиации Иван Никитич Кожедуб вручил нашей группе медали "За укрепление боевого содружества между государствами". А в прошлом году после парада 9 Мая ведущих группы "Стрижей" Владимир Путин лично наградил орденом Мужества.

- Что за история произошла в прошлом году на праздновании в Москве 60-летия Победы?

- Да так, ничего страшного… Помните, я вам сказал, что "Стрижи", выстроившись в колонну, могут пройти на рекордно низкой высоте над землей? Ну вот мы и предложили командованию армии пролететь четко над Красной площадью в проходе между кремлевскими стенами и храмом Василия Блаженного, а потом уже на нормальной высоте в "девятке" сделать "косую петлю". Но командующий ВВС посчитал это небезопасным, поэтому пришлось упростить программу.

- Спасибо за беседу и удачных полетов!

P. S. Ваш корреспондент встретился со "Стрижами", как ни странно, на 5-м московском международном фестивале дайвинга "Золотой дельфин". Оказывается, летчики еще и всерьез занимаются подводным плаванием! И на прощание: за помощь в организации поездки и встречу с пилотами "Вести Сегодня" благодарит латвийский клуб дайверов "Посейдон", компанию Aqatex Baltija, магазин Batiskaf и лично Олега Чебыкина, Антона Ненашева и Сергея Семенова.

 

Дайджест прессы за 26 февраля 2006 года | Дайджест публикаций за 26 февраля 2006 года
Авторские права на данный материал принадлежат сайту «Информационно-развлекательный портал Даугавпилса». Цель включения данного материала в дайджест - сбор максимального количества публикаций в СМИ и сообщений компаний по авиационной тематике. Агентство «АвиаПорт» не гарантирует достоверность, точность, полноту и качество данного материала.
Связи: М-201, Д-41, Су-27, МиГ-29, Су-34, Т-501, Т-420, Т-401 (в процессе тестирования)