О Сайте Об Агентстве Услуги предприятиям отрасли

Low-cost не долетит до Дальнего Востока

Ни один низкобюджетный авиаперевозчик не в состоянии снизить стоимость пассажирских авиаперевозок по Дальнему Востоку на 40-50%

Ни один низкобюджетный (low-cost) авиаперевозчик не в состоянии снизить стоимость пассажирских авиаперевозок по Дальнему Востоку на 40-50%. Так утверждают дальневосточные авиаторы в ответ на заявление депутата Госдумы Александра Лебедева. Он заявил в конце минувшей недели о начале реализации проекта по созданию low-cost-авиаперевозчика Национальной резервной корпорацией (НРК). По словам депутата, авиакомпания с парком из иностранных среднемагистральных самолетов может быть образована уже до конца 2006 года.

"Речь идет о запуске низкобюджетного авиаперевозчика по аналогии с зарубежными компаниями, например Ryanair (ирландская авиакомпания, лидер рынка low-cost-авиаперевозок. - "Ъ"), с парком из иностранных самолетов, выполняющих внутрироссийские рейсы продолжительностью до двух с половиной часов, - сообщил "Ъ" Александр Лебедев. - Тарифы планируются на 40-50% ниже, чем у традиционных авиакомпаний". Таким образом, они должны составить 2-3 тыс. руб. в оба конца. По его словам, НРК начала работу над бизнес-планом дискаунтера около года назад, документ подготовлен, и уже в этом году компания может начать операционную деятельность. Детали бизнес-плана в НРК не разглашают. "За три года оборот компании должен достичь $500 млн. в год", - уточнил господин Лебедев. Для сравнения: выручка авиакомпании "Сибирь", второй после "Аэрофлота" по объемам перевозок пассажиров, в 2004 году составила примерно такую же сумму - более 15 млрд. руб.

В НРК еще не определились, будет ли она покупать авиакомпанию с действующим свидетельством эксплуатанта (основной документ, позволяющий осуществлять коммерческие авиаперевозки пассажиров) или получать новый сертификат. А также с типом воздушных судов, которыми будет оперировать дискаунтер. НРК собирается выбрать Boeing или Airbus вторичного рынка, которые планируется взять в лизинг.

Сектор малозатратных авиаперевозок появился в США и Европе в начале 1970-х годов. Бизнес-модель low-cost предполагает максимальное сокращение расходов за счет продаж билетов через интернет и без бланков, базирования во второстепенных аэропортах и минимального комфорта на борту (малый шаг кресел, платные напитки и питание на борту), а также за счет высокого оборота воздушных судов. Крупнейшие европейские low-cost-компании - британская EasyJet, ирландская Ryanair и словацкая SkyEurope.

По мнению специалистов, low-cost-компания, даже если она и появится, не сможет освоить дальневосточный рынок авиаперевозок. "Это нереально в сложившейся у нас обстановке", - заявил вчера "Ъ" главный специалист отдела управления транспорта и связи Хабаровского края Дмитрий Кирсанов. По его словам, по Хабаровскому краю людей перевозят две авиакомпании - "Восток" и "Хабаровские авиалинии". Обе они дотируются из краевого бюджета. При этом стоимость билетов на рейсы самолетов этих компаний занижена на 30%. По словам господина Кирсанова, чтобы снизить цены на билет, дальневосточные low-cost-компании должны будут "работать без управленческого аппарата и без собственного персонала наземной базы".

Заместитель директора по маркетингу авиакомпании "Якутия" Григорий Решетников был более категоричен. "Это на 100% невозможно!" - заявил он "Ъ", оценивая перспективы loy-cost-компании сбить дальневосточные цены на билеты на 50%. "Low-cost-компании актуальны для Европы, где возле Парижа три-четыре аэропорта. А у нас периферийных дешевых аэропортов нет", - объяснил господин Решетников "Ъ". По словам маркетолога, продажа билетов через Интернет "существенно не удешевит цены на перелет". "Там, у буржуев, электронный билет стоит дешевле приобретенного непосредственно в аэропорту на $13-14, а у нас разница в цене в лучшем случае $1", - констатировал Григорий Решетников.

Другие участники рынка, опрошенные "Ъ", разошлись в перспективах проекта НРК. "Ситуация на рынке сейчас благоприятная для выхода на него малозатратного перевозчика, - считает гендиректор авиакомпании "КрасЭйр" Борис Абрамович. - В условиях постоянного роста цен на керосин традиционные авиакомпании не могут позволить себе одномоментно снизить расходы и вынуждены пересматривать свою тарифную политику в сторону повышения. Дебют компании с изначально другой моделью бизнеса может оказаться успешным".

"Традиционный low-cost в России невозможен, поскольку более 70% расходов авиакомпаний приходится на услуги монополистов", - говорят в авиакомпании "Сибирь".

"Самая главная проблема - менеджерская, - полагает собеседник "Ъ", пожелавший остаться неназванным. - Найти $50 млн. на развитие не проблема, гораздо важнее людской и административный ресурс с учетом забюрократизированности авиаперевозок в России"....
Авторские права на данный материал принадлежат «Коммерсантъ - Хабаровск». Цель включения данного материала в дайджест - сбор максимального количества публикаций в СМИ и сообщений компаний по авиационной тематике. Агентство «АвиаПорт» не гарантирует достоверность, точность, полноту и качество данного материала.

Загрузка