О Сайте Об Агентстве Услуги предприятиям отрасли

Шведский "цифровой" истребитель атакует JSF

Шведские авиастроители полагают, что Saab JAS39 Gripen способен стать реальной и выгодной заменой не только F-16, F-5 и "всевозможным МиГам", но и JSF

Шведские авиастроители полагают, что настал их "звездный час" - истребитель Saab JAS39 Gripen способен стать реальной и выгодной заменой не только F-16, F-5 и "всевозможным МиГам", но и лишь создаваемому истребителю JSF - правда, по разным соображениям.

Шведская Gripen International активно, в агрессивной манере продвигает на мировой рынок истребитель Saab Gripen в качестве потенциальной замены самолетам Northrop F-5, Lockheed Martin F-16, а также "всевозможным МиГам". Более того - как сообщает Flight International, Швеция предлагает свой самолет даже тем странам, которые активно принимают участие в международной программе создания истребителя F-35 по программе JSF (Joint Strike Fighter), осуществляемой под эгидой США.

Gripen: шведский подход

Шведы спохватились вовремя - рынку очень нужен недорогой и надежный, но вместе с тем полноценный "цифровой" истребитель, способный стать элементом распределенных систем управления и ведения боя в грядущих "сетевых" войнах. Победа в них достанется тому, кто способен лучше противника объединить имеющиеся системы вооружений в единый комплекс, непрерывно обменивающийся информацией и способный "на лету" создавать сложные и неожиданные тактические решения.

Страны, согласившиеся стать "партнерами" США в разработке ударного истребителя JSF, испытывают растущее недоумение и тревогу в связи с тем, что стоимость истребителя быстро растет, а надежды на равноправное сотрудничество с американскими компаниями, передачу технологий и обеспечение поставок "партнерам" США самолетов с не заниженными характеристиками столь же быстро тают. К тому же, приобретение баснословно дорогого, но далеко не универсального самолета - непозволительная роскошь для большинства из них, которая способна даже усугубить положение их ВВС в грядущих войнах.

"Joint Strike Fighter имеет какой-либо смысл в контексте ВВС США, где он и F-22A будут взаимно дополнять друг друга, я же вижу F-35 лишь в качестве бомбовоза, - поделился своим видением перспективного истребителя Боб Кемп (Bob Kemp), директор по продажам концерна Gripen. - Он не является многоцелевым самолетом, и, поскольку ВВС большинства стран получат лишь один новый истребитель, он просто обязан быть многоцелевым - таким, как Gripen".

Шведский концерн привлекает покупателей исключительно низкой ценой самого истребителя, а также низкими эксплуатационными расходами, удостоверенными шведским правительством. Стоимость одного летного часа JAS39 составляет менее €4 тыс. ($4765). В результате совокупные расходы за весь период эксплуатации самолета лишь в два раза увеличивают его исходную цену - соответствующий показатель для F-16 в два раза хуже.

При всем этом Saab JAS39 Gripen, по заверениям разработчиков, - полноценный современный истребитель с интегрированной авионикой и сенсорами, "умной" системой управления и многорежимным радаром большого радиуса действия. "Изюминкой" же скандинавского истребителя являются его цифровые и сетевые возможности.

Швеция, указывает Flight International, считается мировым лидером в области боевых систем обмена данными. Концерн Gripen заверяет потенциальных покупателей, что его машины на 10 лет опережают всех мыслимых конкурентов в области обеспечения интеграции самолета в сетевые инфраструктуры, предусматривающие высокоскоростной и надежный обмен большими массивами данных в условиях реального боя. Без лишнего шума шведские конструкторы обеспечили радиолокационную малозаметность истребителя - его эффективная отражающая поверхность на порядок ниже, чем у F-16. Столь же мала заметность истребителя в инфракрасном диапазоне.

В отличие от "кота в мешке" JSF, JAS39 уже летает - только в шведских ВВС по состоянию на октябрь 2002 года 125 самолетов Gripen совершили в общей сложности 40 тыс. полетов общей продолжительностью 30 тыс. часов - в среднем около 240 часов на самолет. Налет первого серийного JAS39 к этому времени превысил 1 тыс. часов. К настоящему времени в ВВС Швеции имеется пять эскадрилий JAS39 (в общей сложности 204 машины, включая 28 двухместных). Истребители совершили 78 тыс. полетов общей продолжительностью 60 тыс. часов.

Gripen: характеристики и возможности

Многоцелевой истребитель JAS39 Gripen предназначен для решения широкого класса задач по борьбе с воздушными и наземными целями с использованием сетевых технологий контроля тактической обстановки. Самолет выполнен по схеме "утка" с дельтовидным крылом, отличается высокой маневренностью. Длина самолета - 14,1 м, размах крыльев - 8,4 м, высота - 4,5 м. Максимальный взлетный вес - 14 т.

Двигательная установка - модульный турбовентиляторный RM12 тягой 80 тыс. Н производства Volvo Aero, созданный на базе двигателя F-404-400 производства General Electric. Максимальная скорость - 2 Маха, возможен сверхзвуковой полет во всем диапазоне высот. JAS39 Gripen рассчитан на применение широкого спектра ракетно-бомбового вооружения, включая тяжелые, для поражения воздушных, наземных и морских целей, а также ведения разведки и осуществления учебно-тренировочных полетов. Техническое обслуживание осуществляется по фактическому состоянию деталей и узлов самолета. Самолет может эксплуатироваться с полос длиной 800 м. Высокий уровень автоматизации и простота обслуживания позволяют осуществлять взлеты и посадки c участков автострад.

Самолет оснащен, по утверждению разработчиков, самой совершенной на сегодняшний день системой обмена данными, полностью интегрированной авионикой на базе пяти шин MIL-STD 1553B, многорежимным допплеровским радаром большого радиуса действия Ericsson PS-05/A и эффективными средствами РЭБ. Оборудован бортовым генератором кислорода и системой дозаправки в воздухе. Система катапультирования позволяет безопасно покидать самолет на скоростях до 1150 км/ч (на уровне моря), на стоянке, а также при полете в перевернутом положении на высоте не менее 100 м.

Кабина пилота оборудована в соответствии с принципом "не нужно - не показывать" (don’t need, don’t show). Дозированное и контекстное отображение информации позволяет обеспечить пилота системой поддержки принятия решений в быстро меняющейся тактической обстановке современного боя, не отвлекая его внимание на второстепенную в текущий момент информацию. Ее отображение осуществляется с помощью трех крупноформатных полноцветных многофункциональных дисплеев.

Важнейшим элементом бортового комплекса визуализации является шлем с дифракционной оптикой широкого поля зрения, системой наведения и голографическим построителем изображений. Его использование позволяет пилоту JAS39 получить преимущество над противником за счет улучшения качества восприятия тактической обстановки в текущий момент времени - особенно в ситуации ближнего воздушного боя.

Реализация программы создания JAS39 Gripen началась в далеком 1982 году. В 1986 году впервые был продемонстрирован его полноразмерный макет, а на следующий год - прототип истребителя. Первый полет истребителя (под управлением летчика-испытателя Стига Хольмстрема) был совершен в декабре 1988 года. В июне 1993 г. шведские ВВС получили первый серийный самолет. В октябре 1997 г. первая эскадрилья JAS39 была признана полностью боеспособной.

В декабре 2000 г. был подписан первый экспортный контракт на поставку 28 истребителей в Южную Африку, год спустя Венгрия заключила соглашение о приобретении на условиях лизинга 14 JAS39 Gripen, а также о масштабных офсетных программах. В июне 2004 г. на аналогичных условиях 14 самолетов (последних модификаций С и D) приобрела Чехия. В перспективе предполагается создание модели типа "летающее крыло", оснащенной более мощным двигателем с изменяемым вектором тяги.

Запрос на получение информации об истребителе Saab JAS39, по данным концерна, уже получен от Дании, Норвегии, а также Турции - именно эти страны, участвующие в программе Joint Strike Fighter, в наибольшей степени заинтересованы в поиске альтернативы JSF....
Авторские права на данный материал принадлежат «CNews». Цель включения данного материала в дайджест - сбор максимального количества публикаций в СМИ и сообщений компаний по авиационной тематике. Агентство «АвиаПорт» не гарантирует достоверность, точность, полноту и качество данного материала.

Загрузка