Источник: газета «Бизнес & FM»
Автор: Ирина Русанова, Андрей Ветвинский
Опубликовано: 28.02.2006, 10:33

Не курсом единым

Юристы усмотрели сговор авиаперевозчиков


Против введения единого для членов Международной ассоциации воздушного транспорта (ІАТА) курса условной единицы выступили российские юристы. Лефортовская коллегия адвокатов направила в Федеральную антимонопольную службу (ФАС) заявление о массовых нарушениях антимонопольного и иного законодательства российскими и иностранными авиакомпаниями, которые используют для своих расчетов методику ІАТА.

По данным агентства "АвиаПорт", претензии адвокатов вызвала новая методика расчета курса условной единицы, которая была введена Международной ассоциацией воздушного транспорта (ІАТА). Предписания ІАТА коснулись не только международных перевозчиков, работающих в России, но и крупных отечественных авиакомпаний: автора идеи - "Аэрофлота", "Сибири", "Самары", "Трансаэро", "Пулкова", "Владивосток Авиа" и "Волги-Днепра". С 1 ноября 2005 для расчета тарифа для перевозок в Россию и внутри страны они используют следующую формулу: среднее арифметическое курсов Центробанка по евро и доллару плюс 5% от этой суммы с последующим округлением до 50 копеек. Курс устанавливается ежемесячно. В феврале, например, одна условная единица составляет 33 руб.

"В действительности идет речь не о координации тарифов и не об осуществлении платежей в местной валюте, а о противоправном соглашении по незаконному установлению дискриминационного курса пересчета российского рубля к доллару США, отличному от официального курса, установленного Банком России", - говорится в направленном главе ФАС Игорю Артемьеву адвокатском запросе. Согласно расчетам адвокатской конторы, завышенный курс приводит к увеличению цены на авиаперевозку для российского потребителя как минимум на 18-20%. До нововведения курсы условной единицы многих авиакомпаний были привязаны в основном к курсу доллара. До 1 ноября "Сибирь" продавала авиабилеты из расчета 30,5 руб. за у. е., а в "Трансаэро", Air France, Lufthansa и Emirates условная единица и вовсе стоила 30 руб. Билеты "Аэрофлота" подорожали незначительно из-за несущественного роста курса у. е. - с 32,5 руб., действовавших до 1 ноября, до 33 руб., установленных с 1 февраля.

В письме адвокатов отмечается, что общий объем незаконно полученной авиакомпаниями прибыли составляет несколько миллиардов рублей в год. Кроме того, при реализации авиабилетов на территории РФ российские юридические лица и граждане ставятся в неравноправные условия, так как потребителям выгоднее приобретать те же услуги не в России, а за границей, например в Грузии или на Украине, где не применяется данная методика расчета. Коллегия адвокатов "Лефортовская" просит ФАС провести проверку изложенных фактов и в случае их подтверждения возбудить соответствующее производство по делу, а также направить авиакомпаниям и федеральным органам исполнительной власти предписания об устранении нарушения антимонопольного законодательства.

Управляющий партнер компании "Вегас-Лекс" Альберт Еганян считает, что если бы обращение "Лефортовской" рассматривалось по новому закону "О конкуренции", который вступает в силу летом этого года, то подобные действия авиакомпаний однозначно бы трактовались как "согласованное действие группы лиц". Авиакомпаниям пришлось бы доказывать свою невиновность. "Достаточно сложно предсказать, будет ли ФАС рассматривать это дело, так как сейчас ФАС должна самостоятельно подготовить доказательную базу", - резюмирует юрист.

В чьих интересах действует "Лефортовская", вчера выяснить не удалось. В коллегии отказались от комментариев, ссылаясь на адвокатскую тайну. В ФАС "Бизнесу" подтвердили получение заявления 17 февраля. По данным пресс-службы ФАС, Игорь Артемьев распорядился направить запрос по этому поводу в Минфин. Представитель отдела корпоративных коммуникаций ІАТА Квентин Броуэлл сообщил "Бизнесу", что национальные правительства имеют право опротестовать решение, принятое членами ІАТА. "В данном случае мы не слышали, чтобы российское правительство опротестовывало процедуру или решение", - уточнил Броуэлл.

В "Сибири" сообщили, что авиакомпания подчинится любому решению ІАТА. В "Аэрофлоте" воздержались от комментариев.

 
Ссылки по теме:
Дайджест прессы за 28 февраля 2006 года | Дайджест публикаций за 28 февраля 2006 года
Авторские права на данный материал принадлежат газете «Бизнес & FM». Цель включения данного материала в дайджест - сбор максимального количества публикаций в СМИ и сообщений компаний по авиационной тематике. Агентство «АвиаПорт» не гарантирует достоверность, точность, полноту и качество данного материала.
Связи: Владивосток Авиа, Артемьев Игорь, Владивосток Авиа (Vladivostok Air), Air France (в процессе тестирования)