Источник: сайт «УралПолит.Ru»
Автор: Александр Яшин
Опубликовано: 28.02.2006, 19:01

СУАЛ ищет свое место на мировом рынке авиастроения

Амбициозные планы Виктора Вексельберга зависят от энергетики Среднего Урала


На прошлой неделе Владимир Путин подписал указ о создании Объединенной авиастроительной корпорации. Под крышей ОАК окажется как военное, так и гражданское авиастроение. На первом этапе, который должен продлиться не дольше 3-4 месяцев, планируется объединить предприятия, пакеты акций которых принадлежат государству и частным структурам. В этом списке уже есть АХК "Сухой", МАК "Ильюшин", ОАО "Туполев", Нижегородский авиастроительный завод "Сокол", Комсомольское-на-Амуре авиационное производственное объединение имени Ю.А. Гагарина (КнААПО), Новосибирское авиационное производственное объединение имени В.П. Чкалова, внешнеэкономическое объединение "Авиаэкспорт", а также две лизинговые компании - Финансовая лизинговая компания и "Ильюшин Финанс Ко" (ИФК). Во всех этих предприятиях государство имеет свою долю. Например, в АХК "Сухой" она составляет 100%, а в "Авиаэкспорте" она минимальна - 15%.

Одной из основных задач создаваемой ОАК станет поиск и создание принципиально нового "прорывного" проекта в авиастроении, с которым не стыдно будет выйти на рынок в 2012-2013 годах. Глава Минпромэнерго Виктор Христенко обещает, что если все пойдет по плану, то к 2015 году производство гражданской авиатехники вырастет в 10 раз, а выручка корпорации увеличится до 8,2-8,5 млрд. долларов. Объединенная авиастроительная корпорация должна помочь России успешнее лоббировать свои интересы на мировом авиа-рынке. ОАК создают по образу Airbus или Boeing.

По словам отечественных авиаперевозчиков, формирование единой компании может стать основой для создания нового отечественного гражданского самолета. За годы перестройки Россия сохранила наработки в военном авиастроительстве, но практически полностью утратила наработки в гражданском. Сейчас все больше авиакомпаний отказывается от российских самолетов в пользу аэробусов и боингов. Иностранные самолеты, конечно, дороже, но потребляют значительно меньше топлива. Кроме того, они более соответствуют экологическим требованиям, предъявляемым к самолетам на международных авиарейсах. Создание нового отечественного самолета могло бы стать альтернативой массовой закупке иностранных самолетов.

Одними из первых на создание авиа-концерна отреагировали металлурги. Как прокомментировал создание единого авиастроительной компании "УралПолит.Ru" директор департамента по связям с общественностью "СУАЛ-Холдинга" Алексей Прохоров, "компания "СУАЛ" открыта для предложений к сотрудничеству. Мы готовы работать с ведущими мировыми и российскими авиа-производителями". Интерес "СУАЛа" понятен: на рынке может появиться крупный заказчик авиационного алюминия.

А "СУАЛ" уже показал себя как один из главных партнеров иностранных авиа-промышленников. Так, в середине февраля вице-президент европейского концерна Airbus Аксель Крайн сообщил о предварительной договоренности достигнутой между Airbus и компанией "СУАЛ-Холдинг" о поставках авиационного алюминия. "СУАЛ" фактически получает долгосрочного внешнего партнера.

Если российской алюминиевой компании удастся стать еще и поставщиком алюминия для нового авиа-концерна, то компания сможет укрепить себя в качестве стратегического партнера государства. Тем более, что "СУАЛ" уже достаточно давно заявлял о своих планах стать серьезным игроком на авто и авиа-промышленном рынках. Были предприняты конкретные шаги - компания купила Соликамский магниевый завод, обеспечивающий потребности в изготовлении пригодного для авиа-промышленности "легкого алюминия" - дюраля. По словам аналитиков компании "Боинг", "СУАЛ" выбрал стратегически правильное направление развития, поскольку прогнозы роста производительности на этом рынке ежегодно будет прибавлять по 4,5%.

Однако радужные перспективы "СУАЛ-Холдинга" очень сильно зависят от способности компании расширить производство. "СУАЛ" является вторым в России производителем алюминия. В 2004 году выручка компании по МСФО составила 2,3 миллиарда долларов. До конца 2006 года, по словам председателя правления компании Виктора Вексельберга "СУАЛ-Холдинг" будет искать стратегического партнера и, не исключено, что этим партнером станет прямой конкурент и игрок номер один на алюминиевом рынке, компания "РУСАЛ", принадлежащая Олегу Дерипаске. По статистике НП "Алюминий", эти две компании контролируют практически все производство алюминия России. Если "СУАЛ" станет партнером ОАК, это будет дополнительным козырем Виктора Вексельберга на переговорах с сильным конкурентом Дерипаской по вопросу "слияния", которое, кстати говоря, уже получило неофициальное одобрение в Кремле.

По словам аналитиков металлургического рынка, у "СУАЛа" уже сейчас есть существенные преимущества по отношению к главному конкуренту: большинство предприятий холдинга довольно компактно расположены в Свердловской области, что существенно снижает издержки на транспортировку. Стоит также отметить способность "СУАЛа" выстраивать довольно тесные и конструктивные отношения как с руководством области, и что особенно важно - с уральскими энергетиками. Не секрет, что алюминиевое производство весьма энергоемко. Цена именно на энергетическое обеспечение алюминиевого производства составляет порядка 50 процентов от себестоимости продукции.

Однако именно энергетический вопрос может оказаться для холдинга Виктора Вексельберга наиболее проблемным в предстоящих стратегических планах и зависит в большей степени не от цены, а от наличия необходимого объема энергетических мощностей. Ситуация, складывающаяся в энергетике Среднего Урала не позволяет на сегодняшний момент "СУАЛу" существенно наращивать энергетические затраты, поскольку основной объем вырабатываемого средне-уральскими генерирующими станциями электричество уже распределено между потребителями. Если "СУАЛ" получит дополнительные заказы, компании придется форсировать строительство дополнительных мощностей по производству алюминия и изыскивать возможности получения дополнительной электроэнергии. Первые трудности связанные с нехваткой энергии, возникли у СУАЛа в 2005 году, когда холдинг заявил о намерении построить новый завод по выпуску 500 тыс. тонн первичного алюминия в год в Свердловской области на площадях недостроенного комплекса Богословского алюминиевого завода. Новый завод потребует дополнительной электроэнергии, которую пока по прогнозам аналитиков просто неоткуда брать.

Выходом из ситуации могло бы стать решение об участии СУАЛа в строительстве новых генерирующих мощностей Среднего Урала. Так или иначе, эксперты "УралПолит.Ru" не исключают, что создаваемый авиастроительный концерн может косвенно зависеть от энергетических возможностей СУАЛа и Свердловской области.

 

Дайджест прессы за 28 февраля 2006 года | Дайджест публикаций за 28 февраля 2006 года
Авторские права на данный материал принадлежат сайту «УралПолит.Ru». Цель включения данного материала в дайджест - сбор максимального количества публикаций в СМИ и сообщений компаний по авиационной тематике. Агентство «АвиаПорт» не гарантирует достоверность, точность, полноту и качество данного материала.
Связи: М-201, Д-41, Комсомольское-на-Амуре авиационное производственное объединение имени Ю.А.Гагарина, Нижегородский авиастроительный завод "Сокол" - филиал АО "РСК "МиГ", Ильюшин Финанс Ко., Туполев, Межгосударственный авиационный комитет, Международный аэропорт "Казань", Международный аэропорт Когалым, Объединенная авиастроительная корпорация, Вексельберг Виктор, Христенко Виктор, Т-401, Компания Boeing в России и СНГ, Самолетостроение, Сокол, Внешнеэкономическое Объединение "Авиаэкспорт" (в процессе тестирования)