О Сайте Об Агентстве Услуги предприятиям отрасли

Самый быстрый истребитель

Самолет МиГ-25 заслуживает особого разговора, так как его история непосредственно связана с развитием и динамикой локальных войн и вооруженных конфликтов. На нем многое делалось впервые

Самолет МиГ-25 заслуживает особого разговора, так как его история непосредственно связана с развитием и динамикой локальных войн и вооруженных конфликтов. На нем многое делалось впервые.

В конце 1950-х гг. перед нашими конструкторами и ПВО была поставлена задача обеспечить надежную защиту от высотных скоростных самолетов, которые разрабатывались в США и Великобритании - бомбардировщиков В-70 и В-58. Правда, к тому времени СССР уже располагал ЗРК, поражавшими цели на больших высотах, но они обладали небольшой дальностью стрельбы - до 40 км. К тому же всю территорию страны охватить ими было невозможно. Требовался высотный истребитель-перехватчик с радиусом сверхзвукового полета более 500 км, оснащенный мощной бортовой РЛС и дальнобойными ракетами класса "воздух-воздух".

К концу 60-х годов эту проблему решило микояновское ОКБ в соавторстве с Нижегородским авиационным объединением. Был спроектирован и поставлен на серийное производство высотный многоцелевой истребитель с практическим потолком 20 700 - 23 000 м и дальностью полета на сверхзвуке (с М=2,35) - 1250-2130 км. МиГ-25 для того времени (выпускался в двух вариантах: самолет-разведчик и истребитель-перехватчик) представлял собой высшее достижение в мировом военном самолетостроении. Ни в одной зарубежной армии не было самолета со скоростью, троекратно превышавшей скорость звука.

МиГ-25 (М-500, как его условно именовали советские военные специалисты) получил боевое крещение в ходе арабо-израильских войн: на египетском фронте в качестве самолета-разведчика, на сирийском - как истребитель-перехватчик ПВО. Экипажи самолета успешно справлялись со всеми боевыми задачами. Выполняя разведывательные задачи в зоне Суэцкого канала, МиГ-25 неоднократно подвергался атакам от двух-трех до нескольких десятков израильских "Фантомов", при этом всегда успешно уходя от погони. Не "доставали" самолет и американские зенитные ракетные комплексы типа "Хок".

После смерти Г. Насера машины данного типа на "Антеях" были эвакуированы из Египта в Советский Союз. Однако продолжалось их боевое применение в Сирии. В феврале 1981 г., когда на вооружение израильской армии поступили новые американские истребители F-15, материализовались замыслы нескольких отработанных на практике вариантов заманивания сирийских МиГ-25 в тактическую ловушку. Демонстративные действия - провокации на вызов - переместились в диапазон околостратосферных высот (10 000-12 000 м). Участились случаи преднамеренного нарушения воздушных границ Сирии со стороны моря.

В 1981 г. МиГи-25, пилотируемые сирийскими летчиками, неоднократно использовались в качестве перехватчиков израильских самолетов-разведчиков, а также самолетов F-15, нарушавших воздушное пространство Сирии. И всегда воздушные бои происходили "на равных". При этом следует отметить, что в большей степени успех определялся не боевыми возможностями машин, а профессиональным мастерством экипажей и наземных служб. Именно в этот период произошла первая в истории воздушных боев встречная ракетная атака.

Представляем выписку из журнала боевых действий: "...13 февраля 1981 г. над Ливаном появилась пара израильских разведчиков RF-4С, которые начали перемещаться вдоль рубежа подъема на перехват в северном направлении со скоростью 1000 км/ч на высоте 12 000 м. Навстречу нарушителям по команде с ЦКП из зоны дежурства в воздухе вышел одиночный МиГ-25.

В 13.25 на эшелоне 8000 м МиГ-25 начал разгон, затем занял одну с целью высоту на дистанции 110 км. В ответ "цель" развернулась на обратный курс и оставила за собой плотное облако дипольных отражателей, образовавшее пятно засветки на экране РЛС наведения. МиГ-25 продолжал преследование отходящих на юг разведчиков. Через минуту из "облака" помех вышла еще одна цель (наземный высотомер дал первую засечку на 3000 м). Это был израильский F-15, находившийся до этого в засаде за высоким горным хребтом.

В 13.27 расстояние между F-15 и МиГ-25 сократилось до 50 км. Сирийский летчик, полностью освоивший МиГ-25, обнаружить сближающегося снизу противника не мог из-за ограничения бортовой РЛС в обзоре нижней полусферы. Команда, поданная "с земли" на отворот, до летчика не дошла, так как в этот момент появились сильные шумовые помехи по радио.

В 13.28 на встречном сближении в наборе F-15 с дистанции 25 км произвел пуск ракеты и сбил МиГ-25. На месте падения самолета в Ливане в левой плоскости была обнаружена крупная дыра и найдены осколки ракеты, на одном из которых можно было различить надпись AIM-7F".

Командование сирийских ВВС разработало ответный план действий. 29 июля 1981 г. в бою сошлись две пары сирийских МиГ-21 и МиГ-25 против группы израильских истребителей. "Верхнего" F-15 стала вызывать на себя пара МиГ-21, а два самолета МиГ-25 отправились в засаду - затемненную зону в обзоре израильского самолета дальнего радиолокационного обнаружения "Хокай". F-15 "клюнул" на ложный вызов. На встречный курс с ним пункт наведения вывел один МиГ-25 из пары. Второй начал маневр для нанесения удара во фланг.

Однако F-15, не меняя курса, внезапно перешел на снижение, увлекая за собой МиГ-25. Сирийский летчик в процессе боя докладывал об обнаружении цели на 80 км, захвате на 40 км и о последующем срыве захвата на снижении. Метки противников на экране РЛС наведения слились, а затем пропали. Летчик МиГ-25 катапультировался, как он доложил, "после удара" и благополучно приземлился.

Второй МиГ-25 удар во фланг уже не наносил. К месту боя не успели и израильские ударные самолеты. В непредвиденной заранее ситуации быстрее разобрались на сирийском ЦКП. Посчитав позицию более выгодной, там решили перевести МиГ-25 на сближение. Цель летчик обнаружил на 40 км, захват произвел на 25 км, пуск первой ракеты - на 18 км, второй ракеты - на 11 км (бортовые средства контроля при дешифрировании подтвердили попадание первой ракеты). Израильский летчик катапультировался над морем. Сторожевые катера подобрали спасательный жилет и пакет с сигнальными средствами, хранящийся в катапультном сидении.

Однако вскоре после этого сирийское командование вывело самолет за рамки боевых действий: в стратосфере, где раскрывались характеристики МиГ-25 как перехватчика, израильтяне больше не летали.

После того как старший лейтенант В. Беленко угнал этот самолет в Японию, около 20 американских специалистов полностью демонтировали МиГ-25. Советской стороне пришлось полностью менять "начинку" боевой машины, в частности систему "свой-чужой", что обошлось в миллиарды тогдашних рублей. А в 1978 г. начался серийный выпуск МиГ-25ПД, оснащенного двигателями с увеличенным ресурсом, радиоприцелом "Сапфир-25" и усовершенствованным вооружением. В 1979 г. Нижегородский авиазавод освоил выпуск истребителя МиГ-25МП - первого в стране истребителя четвертого поколения. В 1991 г. после доработок, связанных с новыми реалиями, он был переименован в МиГ-31, который к середине 90-х годов приобрел мировую славу....
Авторские права на данный материал принадлежат «Военно-промышленный курьер». Цель включения данного материала в дайджест - сбор максимального количества публикаций в СМИ и сообщений компаний по авиационной тематике. Агентство «АвиаПорт» не гарантирует достоверность, точность, полноту и качество данного материала.

Загрузка