О Сайте Об Агентстве Услуги предприятиям отрасли

Взаимодополняющие проекты

В Воронежском акционерном самолетостроительном обществе может быть создан центр по производству региональных самолетов Ан-148

В ближайшие годы будет построено 24 региональных самолета Ан-148. На 8 из них заключены твердые контракты с двумя авиакомпаниями из Казахстана, где Ан-148 в 2007 г. уже должны начать перевозить пассажиров. Кроме того, лизинговая компания "Ильюшин Финанс Ко" имеет контракты на поставку 18 самолетов российским авиакомпаниям и заявки еще на 98 машин этого типа. О перспективах этого регионального самолета его разработчики и производители рассказали в ходе презентации, проведенной 10 марта в Москве.

Запуск в серийное производство Ан-148 кооперацией авиастроительных предприятий России и Украины в сложившейся на рынке гражданской авиатехники ситуации был бы чрезвычайно выгоден обеим сторонам. В настоящее время российские авиаперевозчики испытывают острую потребность в самолетах регионального класса и в отсутствии реальных предложений со стороны отечественного авиапрома ищут поставщиков за рубежом. Скорейший запуск производства Ан-148 в Воронежском акционерном самолетостроительном обществе (ВАСО), где для этого практически все готово, мог бы изменить ситуацию в пользу отечественного производителя. Однако руководители российской авиастроительной отрасли пока что сделали ставку на разработанный в компании "Сухой" региональный самолет RRJ. Однако, по большому счету, RRJ и Ан-148 не являются прямыми конкурентами. По мнению руководства компании "Ильюшин Финанс Ко", которое в ходе презентации озвучила первый заместитель генерального директора Дарья Доренвендт, Ан-148 и RRJ имеют разную пассажировместимость, разную дальность полета и предназначены для разных рынков. Ан-148 может эффективно эксплуатироваться в России на северных, сибирских и дальневосточных аэродромах, в то время как RRJ в первую очередь предназначен для Европы и Америки. Фактически эти проекты являются взаимодополняющими.

Генеральный директор ВАСО Михаил Шушпанов также заявил о том, что поддерживает идею разворачивания на его предприятии производства обеих моделей региональных лайнеров. По его словам, в плане производства Воронежского авиазавода по 2010 г. стоят 100 самолетов Ан-148 в окончательной сборке. В ВАСО планируется осуществлять производство элементов конструкции RRJ из композитных материалов. Однако возможна и окончательная сборка RRJ на этой производственной площадке. Михаил Шушпанов сообщил, что существует план разворачивания на базе ВАСО центра по производству региональных самолетов. Кроме того, предприятие выступает с инициативой создания собственного КБ.

Ан-148 производится в кооперации трех предприятий Украины и России: Киевского авиазавода "АВИАНТ", Харьковского авиационного предприятия и ВАСО. При этом в Киеве изготавливается носовая и хвостовая части фюзеляжа, консоли крыла, в Харькове - центроплан, в Воронеже - хвостовое оперение, мотогондолы, механизация крыла. Окончательную сборку планируется осуществлять и на "АВИАНТе", и в ВАСО. Михаил Шушпанов отметил, что сейчас в ВАСО находятся 5 комплектов заготовок Ан-148. По словам генерального директора Киевского авиационного завода "АВИАНТ" Олега Шевченко, в 2006 г. планируется изготовить 3 самолета, в 2007 - 7, в 2008 - 14 лайнеров. Окончательная сборка первой серийной машины начнется в Киеве в мае-июне этого года.

Ан-148 оснащается двумя двигателями Д-436-148 производства запорожского завода "Мотор Сич". Назначенный ресурс двигателей составляет 40 тысяч часов. Возможно также оснащение самолета силовыми установками иностранного производства, поскольку для многих потенциальных иностранных заказчиков этот вопрос является принципиальным. По утверждению Дарьи Доренвендт, рассматриваются возможности установки на Ан-148 моторов фирмы Rolls-Royce. Между тем по своим характеристикам Д-436-148 являются одними из лучших в своем классе. Эти двигатели имеют низкий удельный расход топлива и малую удельную массу, низкие уровни шума и эмиссий, соответствующие как действующим, так и перспективным требованиям норм ИКАО, низкие эксплуатационные затраты при длительном сроке службы. При этом вывод Ан-148 на рынок будет сопровождаться и программой технической поддержки, соответствующей современным требованиям.

В настоящее время два самолета Ан-148 проходят сертификационные испытания, в том числе по европейским нормам летной годности. Самолет успешно прошел испытания в условиях холодного климата - при температуре - 52 градуса, на жаре - при +42 градусах, а также на высокогорных аэродромах на высоте 1500 м. По состоянию на 10 марта на двух самолетах проведено более 350 полетов, полетное время составило около 700 часов. Сертификационная программа уже выполнена на 80%, а завершить ее намечено во второй половине этого года.

Как было отмечено в ходе презентации, Ан-148 при стоимости одного самолета 18 млн. долларов будет на 25-30% дешевле зарубежных аналогов. Прямые эксплуатационные расходы также будут на 10-15% ниже. Безубыточная эксплуатация самолета при налете 2700-2800 часов в год на международных линиях обеспечивается при наличии на борту 35 пассажиров, то есть, при салоне, заполненном на 44%. У зарубежных аналогов безубыточная эксплуатация достигается при наличии на борту 44-46 пассажиров, что составляет 60% занятых кресел. На внутренних линиях безубыточность обеспечивается при 53 пассажирах или 66% занятых мест. У зарубежных аналогов этот показатель достигается при 74 пассажирах, то есть, практически при полном салоне.

В России у некоторых экспертов и функционеров авиапрома сложилось мнение, что Украина самостоятельно не сможет реализовать программу создания и серийного производства Ан-148. Однако пока этот проект развивается вполне успешно. В этой ситуации России (теперь в лице ОАК) стоило бы все-таки принять самое активное участие в продвижении этой региональной машины на нашем внутреннем рынке, чтобы не отдавать его подержанным иностранным самолетам....
Авторские права на данный материал принадлежат «Военно-промышленный курьер». Цель включения данного материала в дайджест - сбор максимального количества публикаций в СМИ и сообщений компаний по авиационной тематике. Агентство «АвиаПорт» не гарантирует достоверность, точность, полноту и качество данного материала.

Загрузка