О Сайте Об Агентстве Услуги предприятиям отрасли

Беспрецедентная сделка

Россия поставит Алжиру крупную партию оружия, включая самолеты МиГ-29СМТ, Су-30МКИ и Як-130 на сумму 3,5 млрд. долларов

Визит Владимира Путина в Алжир, который ожидался в начале 2006 г., наконец состоялся. В ходе него был достигнут целый ряд важнейших соглашений, определяющих сотрудничество наших стран на долгосрочную перспективу. Главным результатом работы российской делегации в Алжире стал пакет соглашений в сфере военно-технического сотрудничества, общая стоимость которого превышает 7,5 млрд. долларов!

Это крупнейшая оружейная сделка, которая когда-либо заключалась в истории новой России. Достаточно сказать, что объем этих контрактов более чем на миллиард долларов опережает прошлогодний результат деятельности "Рособоронэкспорта" и спецэкспортеров на оружейном рынке, который в очередной раз стал рекордным для России. Таким образом, один лишь пакет соглашений с Алжиром по стоимости превысил тот уровень ежегодных доходов, на который, по прогнозу директора ФСВТС Михаила Дмитриева, наша страна должна была выйти в 2007 г.

Камнем преткновения, который лежал на пути нового прорыва России на арабский рынок оружия, был долг Алжира России, возникший еще в советские времена. Объем задолженности составлял 4,737 млрд. долларов. В ходе встречи Владимира Путина с президентом Алжира Абдельазизом Бутефликой была достигнута договоренность о списании этой суммы. По оценкам некоторых экспертов, если бы такое решение не было принято, то Россия вряд ли могла бы рассчитывать на выплату всех этих денег. Поэтому одновременное списание старых долгов и новые контракты на поставку вооружений представляются гораздо более выгодным для обеих сторон решением этой проблемы.

Договоренности с Алжиром со всей очевидностью показывают, что Россия наконец вернулась на те рынки поставок оружия, которые были традиционными для СССР. В советские времена армии ряда государств Северной Африки - Египта, Ливии, Алжира - фактически полностью были вооружены нашей техникой. Так, СССР с 1962 по 1989 г. поставил Алжиру ВВТ на сумму примерно 11 млрд. долларов, включая 210 истребителей МиГ-21 и МиГ-23, бомбардировщики Су-24, танки Т-55 и около 300 Т-72, три фрегата, две дизель-электрические подводные лодки проекта 877ЭКМ, малые ракетные, сторожевые, десантные корабли и катера. Заметную помощь СССР оказал странам Северной Африки и в деле развития национальной промышленности.

В результате в Алжире, например, начали развиваться такие отрасли, как энергетика, горно-добывающая и металлургическая промышленность, машиностроение, водное хозяйство. При поддержке СССР были построены металлургические предприятия в Эль-Хаджаре и Аннабе, теплоэлектростанция в городе Жижель, газопровод Альрар - Тинфуйе - Хасси-Мессауд, плотина Бени-Зид и другие объекты. Как известно, помощь СССР братским или, по крайней мере, казавшимся таковыми режимам во многом носила идеологический характер, то есть товарно-денежные отношения отнюдь не являлись главенствующими. Почти все получатели военной и гражданской техники с клеймом "Made in USSR" не имели возможности целиком расплатиться за нее. Эти долги по наследству перешли к России и теперь в ряде случаев обменяны на новый доступ на рынки вооружений арабских стран. Так произошло с Сирией, а теперь и с Алжиром.

Ситуация в отношениях между нашей страной и государствами Ближнего Востока и Северной Африки изменилась в начале 90-х, когда экономические связи с арабским миром были почти полностью свернуты. Огромный опыт сотрудничества, нарабатывавшийся на протяжении более чем 30 лет, оказался почти невостребованным государственными структурами Российской Федерации, а нарождающемуся частному капиталу не хватало опыта, знания местной специфики, умения вести дела в сложившихся в регионе условиях.

Полное самоустранение России из этого региона, буквально напичканного советским оружием, требующим ремонта, модернизации и замены образцами следующих поколений, было бы совершенно неразумным. К счастью, этого и не произошло. Новый всплеск взаимного интереса произошел спустя почти 10 лет после распада Советского Союза. В марте 1999 г. было подписано российско-алжирское соглашение о военно-техническом сотрудничестве. Важным шагом в деле развития двусторонних военных связей стали визиты в Москву в ноябре 2000 г. и в мае 2002 г. начальника штаба Национальной народной армии (ННА) корпусного генерала Мохаммеда Ламари. В ноябре 2001 г. было подписано соглашение о сотрудничестве между Министерством обороны РФ и Министерством национальной обороны Алжира. Важным этапом в развитии взаимоотношений между нашими странами стал визит в Москву в апреле 2001 г. президента Абдельазиза Бутефлики, в ходе которого была подписана Декларация о стратегическом партнерстве между Россией и Алжиром. В середине 90-х Россия поставила АНДР партию вертолетов Ми-8Т и Ми-17, позднее - 96 ракетных комплексов "Уран", 18 систем залпового огня "Смерч", 22 бомбардировщика Су-24МК и 6 самолетов-заправщиков Ил-78.

Стоит отметить, что разрывом связей между Россией и государствами региона немедленно воспользовались наши соседи по СНГ и государства Восточной Европы. Так, Украина в конце 90-х годов поставила в Алжир 14 вертолетов, 32 БМП и 27 танков. Тогда же был заключен контракт с "Белтехэкспортом" на поставку 36 самолетов МиГ-29. Заметную активность на этом рынке стали проявлять и США, которые в 2002 г. полностью сняли эмбарго на поставку вооружений в Алжир. Результатом американской деятельности в этом регионе стала продажа Алжиру партии военно-транспортных самолетов С-130. В феврале этого года в ходе официального визита в Алжир министр обороны США Дональд Рамсфелд высказался за усиление военно-технического сотрудничества с этой страной.

10 марта после завершения переговоров между российской и алжирской делегациями генеральный директор компании "Рособоронэкспорт" Сергей Чемезов заявил, что в течение последних двух-трех месяцев между двумя странами были подписаны контракты на 7,5 млрд. долларов, предусматривающие поставку практически всех видов вооружений - средств ПВО, авиационной, морской и сухопутной техники. На 90% это будет экспорт новых образцов ВВТ, и лишь незначительная доля контрактов, по словам Сергей Чемезова, предусматривает модернизацию и ремонт старой техники. "Надеюсь, что нам удастся заключить новые контракты на 2-3 млрд. долларов", - выразил уверенность глава "Рособоронэкспорта". Он также отметил, что поставки в Алжир будут осуществляться только за "реальные деньги".

Суть авиационной составляющей подписанных с начала 2006 г. контрактов раскрыл генеральный директор - генеральный конструктор РСК "МиГ" Алексей Федоров, прибывший в Алжир в составе российской делегации. По его словам, АНДР получит самолеты МиГ-29СМТ, Су-30МКИ и Як-130 на сумму 3,5 млрд. долларов. Поставки должны быть осуществлены в течение четырех лет, а первые "МиГи" поступят в Алжир уже в этом году.

Всего ВВС АНДР пополнятся более чем 50 МиГ-29СМТ. Контракт предусматривает поставку 36 истребителей этого типа на сумму более 1,5 млрд. долларов, а также опцион еще на 20 истребителей. Поставки будут осуществляться по схеме trade in в соотношении один к одному, которая предусматривает, что часть оплаты пойдет в счет остаточной стоимости старых, полученных из Белоруссии МиГ-29, которые алжирцы вернут РСК "МиГ". Алжир закупает также 28 тяжелых истребителей Су-30МКИ на сумму около 1,2 млрд. долларов, 16 УТС Як-130, 8 дивизионов ЗРС С-300ПМУ2 "Фаворит" (стоимостью примерно 1 млрд. долларов) и около 40 танков Т-90С. Также Алжир получит из России средства войсковой ПВО и противотанковые ракетные комплексы. Специалисты отечественного ОПК должны будут выполнить модернизацию алжирских Т-72, двух подводных лодок и двух корветов, поставленных СССР.

Пакет алжирских контрактов уникален как по стоимости и комплексности, так и по составу продающегося вооружения. Алжир становится вторым в мире владельцем истребителей МиГ-29СМТ, танков Т-90С и ЗРС С-300ПМУ2 "Фаворит". Наиболее ценной для отечественного авиапрома является продажа зарубежному партнеру учебно-тренировочного самолета Як-130. Как заявил "ВПК" генеральный директор ОКБ им. А.С. Яковлева Олег Демченко, Алжир станет вторым, после России, эксплуатантом самолетов Як-130, что позволяет говорить о том, что эта программа состоялась.

Надо напомнить, что Як-130, целиком созданный в России уже после распада СССР, позволяет выполнять все маневры существующих истребителей в дозвуковом режиме и пригоден для обучения и тренировки пилотов истребителей четвертого и пятого поколений. Самолет оснащен электродистанционной комплексной системой управления, выполняющей функции системы автоматического управления и активной системы безопасности полета и позволяющей в учебных целях репрограммировать характеристики устойчивости и управляемости в зависимости от типа имитируемого самолета. Як-130 имеет электронную индикацию, построенную на трех жидкокристаллических многофункциональных цветных индикаторах размером 6x8 дюймов без электромеханических приборов, а также коллиматорный авиационный индикатор и нашлемную систему целеуказания в первой кабине.

Высокие летно-технические характеристики самолета не в последнюю очередь определяются силовой установкой машины. Она состоит из двух двигателей

АИ-222-25, разработанных Запорожским машиностроительным КБ "Прогресс" в кооперации с ММПП "Салют" и тесном партнерстве с ведущим украинским предприятием "Мотор Сич". В этом году "Салют" приступил к серийному производству АИ-222-25. Эти моторы обеспечивают максимальную безопасность выполнения полетов и высокую боевую эффективность при длительном сроке службы и низких эксплуатационных расходах. По требованию заказчика двигатели могут быть укомплектованы соплом с управляемым вектором тяги, а также модифицированной форсажной камерой. В 2006 г. ФГУП "ММПП "Салют" приступило к серийному производству этих моторов.

После установки дополнительного оборудования Як-130 может быть использован в качестве легкого штурмовика, способного нести боевую нагрузку весом до 3 тонн. Примечательно, что первый контракт на экспорт этой машины был заключен не в Юго-Восточной Азии, которая считалась наиболее перспективным рынком для Як-130. Однако там этот УБС также имеет хорошую перспективу. Как известно, в конце прошлого года Малайзия объявила тендер на закупку тренировочных машин. И Як-130 имеет реальные шансы стать в нем победителем. Потенциальный спрос на мировом рынке на самолеты подобного класса оценивается в 2500 единиц в период до 2020 г.

Надо отметить, что после того, как заказанные в России самолеты в полном объеме поступят на вооружение, алжирские ВВС будут иметь все шансы для того, чтобы стать сильнейшими в регионе. Это будет достигнуто за счет воплощения в жизнь концепции применения легких и тяжелых истребителей 4+ поколения и современной учебно-тренировочной машины, также способной выполнять функции легкого ударного самолета. Российские самолеты обладают большой (более 1000 км) боевой дальностью действия и могут выполнять боевые задачи днем и ночью, в простых и сложных метеоусловиях, эффективно обнаруживать и уничтожать как морские, так и наземные цели в пустынной и мало ориентирной местности. Благодаря этим свойствам, они способны эффективно решать все задачи, которые стоят перед ВВС Алжира: противодействие вешним угрозам, а также решение задач по уничтожению баз террористов на территории страны и кораблей, с помощью которых боевикам перебрасывается оружие.

С решением этих задач могли бы справиться и самолеты западных стран, также предлагавшиеся Алжиру, в частности французские Mirage-2005 и Rafale. Однако вместе с российской авиатехникой АНДР получит и наиболее современные образцы авиационных средств поражения, таких как ракеты "воздух-воздух" ближнего радиуса действия Р-73Э, среднего радиуса действия РВВ-АЕ и противокорабельная ракета Х-31. Их западные аналоги вряд ли бы стали доступны Алжиру. Кроме того, стоит отметить, что решение о закупке именно российских самолетов позволит обойтись без кардинальной модернизации всей инфраструктуры базирования и эксплуатации самолетов, поскольку она десятилетиями создавалась для применения техники в основном российской разработки. Затраты же на адаптацию инфраструктуры под эксплуатацию западных истребителей составляют значительную долю в расходах на их закупку. Достаточно сказать, что дооснащение авиационной базы для эксплуатации самолета Су-30МКИ обойдется Алжиру примерно в 6-7 раз дешевле, чем ее дооснащение для самолетов типа F-16C, F/A-18C. А это экономия более 500-600 млн. долларов.

Дальнейшая работа по повышению боевых возможностей тактической авиации ВВС Алжира будет связана, по-видимому, с модернизацией порядка 20 истребителей МиГ-21бис в вариант МиГ-21-93, что отражено в планах развития ВВС. В ходе этой модернизации ресурс самолетов будет продлен до 40 лет. На них будет установлено современное бортовое оборудование и вооружение, в результате чего МиГ-21-93 становится соизмеримым по боевой эффективности с западными машинами четвертого поколения. При этом стоимость модернизации почти на порядок ниже стоимости новых самолетов. Об эффективности такого шага - дополнении парка ВВС модернизированными МиГ-21 в комплекте с истребителями следующего поколения - говорит опыт Индии.

При этом важно отметить, что именно российский вариант модернизации МиГ-21 является наиболее совершенным из всех тех предложений, которые сегодня существуют на рынке. Опыт Алжира, сегодня меняющего свои не так давно закупленные МиГ-29 на более совершенные машины этого типа, также свидетельствует о том, что приобретение авиационной техники марки "МиГ" или "Су" именно у России, у предприятий, где она была создана и производится, является наиболее рациональным шагом. Конечно, этот вариант более дорогой, чем покупка бывших в эксплуатации машин у республик СНГ, однако он гарантирует покупателю долгую и беспроблемную эксплуатацию истребителей, отвечающих всем современным требованиям. Весьма характерными в этом отношении являются решения о модернизации МиГ-29 именно в России, которые приняты во вступивших в НАТО Болгарии и Словакии.

Что касается дальнейших перспектив экспорта российской авиационной техники, то можно отметить, что начало ХХI века определяется новым всплеском интереса к современным модификациям истребителя МиГ-29 - многофункционального легкого авиакомплекса. Последние контракты и портфель имеющихся заказов выводят РСК "МиГ" на первое место в авиапромышленности России.

Решение Алжира о закупке 28 истребителей Су-30МКИ интересно для нашего авиапрома тем, что "сушки" этого типа впервые поступят на экспорт в страну, не относящуюся к региону Юго-Восточной Азии. Такое расширение географии весьма полезно для дальнейшего продвижения тяжелого истребителя на внешние рынки. Хотя справедливости ради надо отметить, что следующим наиболее вероятным заказчиком машин этого типа станет расположенный в ЮВА Таиланд. Здесь России оказывают активное сопротивление США, поэтому для того, чтобы добиться заключения контракта с Таиландом, необходима консолидация всех внешнеполитических усилий страны, а не только работа "Рособоронэкспорта".

Нынешний обширный контракт с Алжиром, по всей видимости, не будет единичным. Вряд ли, конечно, АНДР станет столь же серьезным и долговременным клиентом российской системы ВТС, как, например, Индия. Однако для решения своих внутриполитических проблем алжирские военные уже изъявляли желание закупить в России стрелковое оружие, боеприпасы, приборы ночного видения, системы связи и разведки, бронетехнику. Кроме того, нельзя исключать и поставок российской морской техники в Алжир. В частности, ВМС этой страны может заинтересовать новый корвет проекта 20 382, строящийся сейчас для российского флота в Санкт-Петербурге....
Авторские права на данный материал принадлежат «Военно-промышленный курьер». Цель включения данного материала в дайджест - сбор максимального количества публикаций в СМИ и сообщений компаний по авиационной тематике. Агентство «АвиаПорт» не гарантирует достоверность, точность, полноту и качество данного материала.

Загрузка