О Сайте Об Агентстве Услуги предприятиям отрасли

Дефицит скорости

Эксперты установили, что к катастрофе Ан-24 в Ненецком автономном округе привели действия экипажа, допустившего сразу несколько ошибок при заходе на посадку

Отдел Генпрокуратуры в Северо-Западном федеральном округе (СЗФО), ведущий расследование дела о катастрофе год назад в Ненецком автономном округе (НАО) самолета Ан-24, как стало известно "Времени новостей", на днях получил результаты независимой летно-технической экспертизы. Ее выводы полностью подтвердили заключение специалистов Межгосударственного авиационного комитета (МАК), которые проводили свое расследование причин этой катастрофы. Эксперты установили, что к аварии, скорее всего, привели действия экипажа, допустившего сразу несколько ошибок при заходе на посадку.

Самолет Ан-24, выполнявший чартерный рейс по маршруту Уфа - Пермь - Усинск- Варандей, потерпел катастрофу 16 марта 2005 года в Ненецком автономном округе, в пяти километрах от поселка Варандей. На борту находились 49 человек - вахтовики компании "Нарьянмарнефтегаз" (дочерняя компания ЛУКОЙЛа) и семеро членов экипажа. При заходе на посадку самолет зацепил за землю крылом, упал и, развалившись, почти полностью сгорел. В результате погибли 28 человек, включая двух членов экипажа. Все выжившие в крушении серьезно пострадали. Расследованием ЧП занялся отдел Генпрокуратуры в СЗФО, который возбудил дело о нарушении правил безопасности движения, эксплуатации железнодорожного, воздушного или водного транспорта. До последнего времени формально рассматривались разные версии катастрофы. Теперь же, после получения результатов экспертизы, как предполагается, следствие решит вопрос о возможном привлечении к уголовной ответственности конкретных лиц.

По словам представителей МАК, данные независимой экспертизы подтвердили выводы, к которым они пришли по результатам собственного расследования еще в октябре прошлого года. Причиной трагедии стали сразу несколько ошибок, допущенных экипажем. Впрочем, как полагают эксперты МАК, они стали следствием одного главного фактора - неподготовленности экипажа к посадке в аэропорту Варандея.

Командир экипажа - пилот-инструктор Виктор Попов был очень опытным летчиком. Он имел налет более 14 тыс. часов и в Варандее до этого уже садился три раза. Однако 16 марта 2005 года Ан-24, пилотируемому Поповым, пришлось из-за погодных условий заходить на посадку с другой стороны, нежели раньше.

Как выяснилось после изучения бортовых самописцев и опросов очевидцев, из-за незнания схемы захода на посадку командир снизил высоту полета до 250 метров за 19 км до аэродрома, хотя по инструкции должен был сделать это лишь за 5 км. "Все действия экипажа были направлены на то, чтобы побыстрее визуально зацепиться за взлетно-посадочную полосу, - рассказал "Времени новостей" начальник отдела расследования авиационных происшествий МАК Виктор Храмцов. - По инструкции во время захода на посадку второй пилот и штурман должны помогать пилотирующему и контролировать полет по приборам, но все трое смотрели в блистеры (остекление кабины. - Ред.), чтобы скорее "засечь" полосу. В яркий солнечный день за полярным кругом, где все бело и нет ни каких ориентиров, сделать это непросто". В результате, как полагают эксперты, экипаж просто прозевал момент, когда скорость самолета из-за скольжения (так специалисты называют движение машины перпендикулярно вектору полета во время выполнения маневра) упала до критических 150 км/час. Из-за малых высот исправить ситуацию было уже невозможно, и не долетев до аэродрома всего 5 км, "Ан" зацепил крылом землю.

Сейчас в отделе Генпрокуратуры по СЗФО изучают новые заключения экспертов. На их основании будет приниматься решение о виновности лиц, имевших отношение к выполнению рейса. Между тем из членов экипажа, отвечавших непосредственно за пилотирование самолета, остался в живых только второй пилот - стажер Олег Мезинцев, для которого тот злополучный рейс был экзаменом на летную пригодность в качестве второго пилота. Командир экипажа пилот-инструктор Виктор Попов, пилотировавший воздушное судно, а также штурман-инструктор Сергей Овсянников, в обязанность которого входило следить за показаниями приборов во время захода на посадку, погибли. Пока в рамках уголовного дела арестов не проводилось, но, как сообщил источник в прокуратуре, теперь такой вариант не исключен....
Авторские права на данный материал принадлежат «Время новостей». Цель включения данного материала в дайджест - сбор максимального количества публикаций в СМИ и сообщений компаний по авиационной тематике. Агентство «АвиаПорт» не гарантирует достоверность, точность, полноту и качество данного материала.

Загрузка