О Сайте Об Агентстве Услуги предприятиям отрасли

Титановый поток в твердых руках

Какое будущее ждет отечественную титановую промышленность рассказывает генеральный директор и один из совладельцев уральской корпорации "ВСМПО-Ависма" В. Тетюхин

На западе его называют доктор Ти, у нас - ведущим разработчиком русского титана. Профессор Владислав Тетюхин является генеральным директором и одним из совладельцев уральской корпорации "ВСМПО-Ависма", рыночная оценка которой в этом году превысила 2,3 миллиарда долларов. О том, как компании удается год от года успешно развивать свое производство и избегать поглощения крупными финансовыми холдингами, о том, какое будущее ждет отечественную титановую промышленность, Владислав Тетюхин рассказал в эксклюзивном интервью "РГ".

- Владислав Валентинович, вы стояли у истоков титанового производства в нашей стране. Удалось ли, по-вашему, сохранить отрасль во время всеобщего упадка 90-х годов?

- В Советском Союзе экспериментальные работы по производству титановой губки, слитков и изделий из титановых сплавов начались в 1952 - 1953 годах, примерно на 5 лет позже, чем в США, а промышленное производство решено было организовать в Запорожье и Верхней Салде Свердловской области. В Украине получали губчатый титан, который отправлялся на Верхнесалдинское металлургическое производственное объединение (ВСМПО), где в 1957 году началось промышленное освоение и производство слитков и изделий из титановых сплавов. Процесс производства был исключительно сложным, проходил через взрывы и пожары и требовал максимального привлечения творческой энергии сотрудников.

К концу 80-х годов уже функционировал мощный титановый комплекс из 4 заводов. Три титаномагниевых комбината (Запорожский, Усть-Каменогорский и Березниковский) производили губку, обеспечивая работой интенсивно развивающиеся производственные мощности ВСМПО. Украинский завод, в 90-х полностью прекративший свою работу, сейчас медленно возрождается. Усть-Каменогорский по сей день находится в хорошем состоянии, правда, работает вполовину своих мощностей - ровно настолько, насколько того требует рынок. Наши мощности губчатым титаном питает лишь Березниковский комбинат (АВИСМА), контрольный пакет акций которого с 1998 года принадлежит ВСМПО. Создав корпорацию из 2 предприятий, мы значительно укрепили свои позиции на рынке и застраховались от многих неприятных неожиданностей.

Ключевое отличие нашего производства от остальных в том, что практически всю губку, полученную на АВИСМА, мы переводим в конечный продукт - листы, плиты, трубы, прутки, профили, штамповки, а также в готовые детали и изделия из титановых сплавов. По всему миру наших действительных конкурентов можно перечислить по пальцам одной руки. Мы закрываем на 30 процентов потребность в титане компании Boeing, европейский концерн Airbus берет у нас 60 процентов своего титана, Goodrich, самый крупный мировой производитель шасси для самолетов - 90 процентов, Embraier - 90 процентов. Производители авиадвигателей Rolls-Royce и Snecma - от 15 до 25 процентов. С нами работает более 340 мировых компаний и около 1000 отечественных. Единственный рынок, на котором мы до сих пор не присутствуем, - это западные военные предприятия.

- Как вам удалось добиться заказов у крупных авиапроизводителей?

- В 90-е годы, когда объем заказов на титан от отечественной авиации, химической промышленности и ВПК упал в 30 раз (это означало фактическую смерть предприятия), мы объездили всех мировых производителей авиатехники. Были в Штатах, Европе, Японии, Корее, Бразилии, Китае. Нельзя сказать, что зарубежные самолетостроители и моторостроители принимали нас на ура. Но постепенно мы преодолели "стену недоверия", подписали контракты с General Electric и Boeing. К настоящему моменту мы получили более 260 международных сертификатов качества, в том числе от всех авиастроителей мира.

У всех требование номер один - качество титана. Это доминанта. Она у нас сегодня практически безупречна. Второе условие - непрерывный инвестиционный процесс в обновление производства, чтобы полностью соответствовать требованиям заказчиков по номенклатуре, качеству и объемам производства продукции.

Следует отметить, что изделия из титановых сплавов для авиации и атомной энергетики критичны по степени ответственности и малейшая ошибка в технологическом процессе или в качестве изделия - это риск разрушения и катастрофы.

Но это подразумевает огромные финансовые вливания, а где их взять выживающему предприятию?

- В тяжелые времена искали, на чем можно заработать, и отказывались от деятельности, не приносящей денег. Стали производить ферротитан - легирующий компонент для производства специальных сталей. Собирали по всему заводу титановые отходы, скопившиеся за предыдущие годы, и пускали на производство ферротитана. Делали кованые диски для автомобилей, посуду из нержавейки, мебель. Все, чтобы занять людей и сохранить коллектив. Средства, что оставались после выплаты зарплаты и уплаты налогов, полностью шли на переоборудование производства.

С 1993 по 2005 год мы потратили 320 миллионов долларов на модернизацию и инновационную деятельность. И эти отчисления растут с каждым годом: в 2004-м мы инвестировали 35 миллионов, в 2005-м - 57; в этом году запланировано уже 110 миллионов. Это около 9 процентов от общего объема продаж.

- То есть сейчас все оборудование в цехах новое?

- Происходит постоянная модернизация. Головное производственное оборудование в основном осталось с советских времен. Но вся логистика и управление, все вспомогательное и передельное оборудование создано заново - это последние разработки. Для модернизации активно покупаем иностранное оборудование. В одном месте пресс, в другом - манипуляторы, в третьем - печи, потом все соединяем и получаем уникальные комплексы, которые позволяют делать на них титановые изделия самого высокого качества.

Мы перешли на новый уровень - потребителю отправляется не просто металл, а уже отштампованная и обработанная заготовка - часть шасси, лопатка турбины или детали фюзеляжа. Черновая механическая обработка штамповок - наша столбовая дорога в будущее.

- На ВСМПО-АВИСМА проводили специальные разработки по изготовлению нового титанового сплава, из которого будут производиться детали для нового самолета Boeing 787 "Dream Liner". Расскажите о нем подробнее.

- На заводе c доперестроечных времен остался свой научно-технический центр: 250 человек постоянно ведут разработки новых технологий и сплавов. Недавно был разработан сплав, получивший индекс 5553. Мы предложили его Boeing, и после тщательных исследований специалисты компании предпочли его традиционному американскому прочному сплаву. Из него будут делать шасси, хорды - элемент соединения крыла и фюзеляжа, силовые элементы. В конструкции самолета будет около 15 процентов титана (для сравнения: в стандартном самолете его от 3 - 5 процентов (Boeing 737) до 10 (Boeing 777)).

- Не получится так, что весь отечественный титан уйдет в итоге на Запад?

- Мощностей и объемов производства для отечественных заказчиков у нас хватает. А вот заказчиков - как раз наоборот. Поэтому на экспорт идет 70 - 80 процентов титана. Наши предприятия покупают немногим более 4, 5 тысячи тонн титановой продукции из 21 тысячи тонн. При этом мы знаем потребности абсолютно всех российских заводов и стопроцентно их обеспечиваем.

- Не так давно создали совместную структуру "Рособоронэкспорт" и ЗАО "Авиатехнологии". Комментируя это событие, глава Роспрома Борис Алешин сказал, что государство заинтересовано теперь стать владельцем ВСМПО-АВИСМА и включить ее в состав интегрированной компании. Как вы относитесь к такой перспективе?

- В "Рособоронэкспорте" работают квалифицированные менеджеры по продаже высокотехнологичной продукции отечественного ВПК. Основная деятельность "Авиатехнологии" базировалась на торговых взаимоотношениях в то время, когда на заводах царило безденежье. Обе структуры по своей компетенции и квалификации далеки от специфики титанового бизнеса и его технологических, коммерческих, производственных и других особенностей, которые делают этот металл предельно критичным в применении и доверии к нему потребителей. Так что существует большой риск сломать всю систему. Что касается вхождения ВСМПО-АВИСМА в "Объединенную авиастроительную корпорацию", идея уже обсуждалась, и ее сочли нецелесообразной. Обычно в корпорацию объединяются предприятия, которые выпускают конечную продукцию. Они не пускают в свои ряды тех, кто производит комплектующие, заготовки и сырье, как раз то, чем занимается ВСМПО. Объясняется такая позиция просто - на рынке должна быть конкуренция. Например, если в корпорацию войдет какое-то предприятие, выпускающее моторы, то закупать продукцию должны будут именно у них, и конкурентное преимущество теряется.

- Получается, разговоры о вашей возможной национализации - не более чем слухи?

- Боюсь излишнего оптимизма. Обычно государство приходит на помощь стратегически важному производству в тяжелые времена: назначает своего управляющего, восстанавливает завод до жизнеспособного уровня и продает. ВСМПО-АВИСМА - более чем успешно функционирующее предприятие с постоянным экономическим ростом. Мы уже сделали то, что требовалось от бизнеса: удвоили производство, причем за пять лет, устойчиво вошли в наиболее наукоемкий сектор мировой экономики и, практически отказавшись от экспорта продукции низкого передела, перешли на торговлю готовой продукцией. Кстати, Борис Алешин, побывав на АВИСМА, как раз отмечал, что у завода "добросовестные акционеры" и это требует от государства "установления с компанией партнерских отношений". С тех пор ничего не изменилось. Думаю, определенное участие со стороны государства целесообразно, доминирующее - нет. Сегодня слухи о возможной национализации компании вызвали панику на рынке, и это грозит в среднесрочной перспективе развитием альтернативных поставщиков и потерю завоеванных позиций со всеми вытекающими отсюда последствиями.

- Следующий шаг развития вашего бизнеса, насколько я понимаю, - размещение ценных бумаг на западных открытых фондовых площадках. Что это - следование моде, общим тенденциям в крупном отечественном бизнесе или сугубо практический ход?

- Мы собирались сделать это еще в 2003 году. И это отнюдь не мода. IPO - это получение "длинных" денег для развития бизнеса. Кроме того, акции продаются большому количеству портфельных инвесторов, в итоге во много раз уменьшается вероятность столкнуться с теневыми структурами, которые хотят захватить чужой бизнес.

- Не станет ли проблемой для размещения акций на западных рынках продолжающиеся судебные разбирательства с холдингом "Ренова". Кстати, чем они вызваны?

- В 2003-м году компания, аффилированная с группой "Ренова", скупила 13, 4 процента наших акций. Чтобы прекратить корпоративную войну, между основными акционерами было заключено трехстороннее трастовое соглашение.

По условиям сделки любой из трех акционеров мог по произвольной цене продать свою долю двум другим участникам соглашения. В случае, если они окажутся не в состоянии ее выкупить, им придется продать свои акции по той же цене. Через год "Ренова" запустила эту "рулетку", ожидая, что остальные участники не смогут найти денег на покупку. Тем не менее акции мы выкупили. Сейчас "Ренова" пытается оспорить в суде итоги сделки, которую сама и затеяла.

- Это сказывается на ваших отношениях с западными корпорациями?

- Безусловно. Наших западных партнеров волнует сложившаяся ситуация не только с "Реновой", но и супорными слухами о национализации. Они постоянно спрашивают нас, что происходит. Вы только представьте: Airbus выпустил в прошлом году 378 самолетов, Boeing 290. Естественно, они не могут допустить сбоев в дальнейших поставках и постоянно отслеживают, что происходит с нашей компанией. Тем более, что сейчас как раз идут переговоры по длительным контрактам на ближайшие 5 лет. Нужно понимать, что титан - "бутиковый" металл: в мире производится не более 70 тысяч тонн проката в год. Потеря даже одного-двух контрактов означает потерю рынка. Наше место быстро займут другие. Очевидно, что мы не сможем выжить на отечественных заказах. "Работа предприятия с иностранными компаниями позволяет сохранить производство на плаву", - слова, которые принадлежат премьеру Фрадкову. Коротко и ясно.

- Некоторые усматривают угрозу вашему бизнесу со стороны Украины. Ведь сырье для производства титановой губки на АВИСМУ по-прежнему поставляется оттуда...

- Пока опасаться нечего. Во-первых, мы питаем титаном многие украинские заводы. Во-вторых, есть хорошие связи на министерском уровне. В прошлом году был случай, когда поставки сырья прекратились на несколько дней (оказалось, что из-за ремонта на одном из зарубежных предприятий). Мы написали министру промышленности и энергетики и нашим партнерам. Реакция была мгновенной: поставки возобновились на той же неделе.

- То есть за отечественный титановый бизнес можно не беспокоиться?

- Можно сказать и так. Титановый бизнес живет определенными циклами по 7 - 8 лет. Есть потребность делать самолеты - он развивается. Пока обновленный самолетный парк вырабатывает свой ресурс, спрос на титан падает. Стали строить новые самолеты - вновь растет. Сейчас происходит принципиальное изменение ситуации. Ввиду дороговизны топлива и технического обслуживания меняется вся структура самолета, изменяется набор материалов. До этого все самолеты практически полностью строили из сплавов алюминия. Новая тенденция - создавать их из сочетания титана и композиционных материалов. В итоге не нужно делать частых ремонтов, подкрасок, ресурс самолета возрастает в два-три раза.

К примеру, Boeing 787 на 55 процентов - корпус и крылья - состоит из композита. Титановыми стали шасси и элементы остова. Если в старых самолетах было 3 - 5 процентов титана, то в новых - до 15 процентов.

К тому же сейчас активно растет атомная энергетика. Теплообменники на атомных станциях делаются из титановых труб. По нашим расчетам, производство титана в мире к 2010 году должно возрасти с 60 тысяч тонн до 120. И мы соответственно планируем увеличение собственных ресурсов и мощностей. Если в прошлом году мы выпустили 21 тысячу тонн титановой продукции, то к 2010 году этот показатель вырастет в 1, 7 раза до 35, 5 тысячи тонн. В связи с этим будет увеличено и производство титановой губки на АВИСМЕ с 32 до 44 тысяч тонн. По расчетам, выручка за то же время вырастет с 746 до 1700 миллионов долларов.

Ныне наша главная задача - удержать тот рынок, который мы уже завоевали, и максимально приблизиться к выпуску конечной продукции. Ну и, конечно, хотелось бы дождаться крупных заказов от отечественных заводов. И еще очень бы хотелось, чтобы коллектив корпорации перестали прессовать постоянными проверками, слухами, пиаровскими "наездами" и дали возможность спокойно и плодотворно работать, укрепляя авторитет и значимость признанной во всем мире российской титановой корпорации.

Справка "РГ"

ОАО "Корпорация ВСМПО-АВИСМА, - крупнейший в мире производитель титановой продукции, в первую очередь аэрокосмического назначения. В состав корпорации входят Верхнесалдинское металлургическое производственное объединение (Свердловская область) и АВИСМА - титано-магниевый комбинат (г.Березники Пермского края), на которых в общей сложности трудятся около 22 тысяч человек.

В 2005 году корпорация ВСМПО-АВИСМА выпустила 21 тысячу тонн титановой продукции, выручка составила 746 миллионов долларов. Ежегодно объемы продаж корпорации растут на 10 - 12 процентов в год. Высокое качество продукции компании подтверждено 267 международными сертификатами.

Корпорация - поставщик титана номер один для Airbus Industrie и номер два - для Boeing. Партнеры корпорации - ведущие отечественные и зарубежные авиастроительные компании, в том числе Snecma, General Electric, Rolls-Royce, Pratt&Whitney, всего более 300 фирм из 48 стран мира.
...
Авторские права на данный материал принадлежат «Российская газета». Цель включения данного материала в дайджест - сбор максимального количества публикаций в СМИ и сообщений компаний по авиационной тематике. Агентство «АвиаПорт» не гарантирует достоверность, точность, полноту и качество данного материала.

Загрузка