О Сайте Об Агентстве Услуги предприятиям отрасли

Аэропорты заставят поделиться?

Аэропорты, продающие авиакеросин перевозчикам, могут лишиться части своих доходов. ФАС рекомендовала заправщикам не навязывать авиакомпаниям топливо по завышенным ценам

Аэропорты, продающие авиакеросин перевозчикам, могут лишиться приличной части своих доходов. Антимонопольная служба (ФАС) накануне рекомендовала заправщикам не навязывать авиакомпаниям топливо по завышенным ценам, позволяя хранить у себя авиакеросин, купленный на стороне. Топливно-заправочные комплексы (ТЗК) в аэропортах сегодня имеют очень неплохие доходы от розничной продажи авиационного топлива, занимая, по сути, монопольное положение. И либерализация рынка им явно невыгодна.

Авиакомпании же, если рекомендации ФАС будут выполнены, смогут существенно сократить свои издержки. Но участники рынка сомневаются в том, что инициатива ФАС будет реализована. Однако рано или поздно ТЗК все равно придется поделиться своей монополией.

Структура российского авиатопливного рынка выглядит так: нефтеперерабатывающий завод (НПЗ) - оптовый оператор - ТЗК - авиакомпания. ТЗК либо принадлежит непосредственно аэропорту (в "Кольцово", например), либо нефтяной компании (в Новосибирске - "Сибнефти", в Челябинске, Перми, Волгограде, Нижнем Новгороде - "ЛУКОЙЛу").

ТЗК покупает топливо у поставщика и перепродает его авиакомпании. Хотя во всем мире топливно-заправочные комплексы в аэропортах не продают авиакеросин, а занимаются обслуживанием авиакомпаний: заправляют самолеты и хранят топливо, купленное перевозчиками непосредственно у поставщиков или производителей.

Иначе в России, где продажа авиакеросина является для аэропортов неплохим бизнесом, - они продают топливо авиаперевозчикам уже по "своей" цене. "Накрутка", по подсчетам аналитиков, доходит до 30-40%, а то и больше. Причем, разброс цен очень большой.

В московском "Домодедово" тонна авиакеросина стоит 16,1 тысяч рублей, в Красноярске - 17,4 тысяч рублей, во Владивостоке - свыше 19 тысяч, а в Астрахани - аж 30 тысяч рублей (!). А Астрахань, заметьте, не Ямал, где одни расходы на доставку авиатоплива чего стоят.

В ходе проверки деятельности астраханского аэропорта ФАС выявила ряд нарушений в организации обслуживания авиаперевозчиков. Выяснилось, что за топливозаправку аэропорт взимал с авиаперевозчиков не фиксированную плату, а 10% процентов от стоимости заправленного авиакеросина. В результате разбирательств он был вынужден снизить тариф на обеспечение топливом воздушных судов более, чем в два раза.

Сейчас ФАС начала в аэропортах проверки деятельности ТЗК и цен на авиатопливо. Такая проверка проходит и в аэропорту "Кольцово". На данном этапе антимонопольщики направили в аэропорт запросы относительно формирования цены на авиакеросин.

"Кольцово" продает авиакеросин по цене 18,4 тысяч рублей за тонну, а на нефтеперерабатывающих заводах топливо стоит порядка 15-16 тысяч. Разница вроде бы небольшая - особенно с учетом транспортных и иных расходов. Но не надо забывать, что основным акционером "Кольцово" является компания "Ренова" - один из владельцев ТНК-ВP. Легко предположить, что аэропорт закупает топливо на НПЗ нефтяной компании по более низким ценам. И вряд ли его приходится возить за тысячи километров - нефтеперерабатывающие заводы ТНК-ВP расположены в Нижневартовске и Нягани (ХМАО). А только "Уральские авиалинии" заправляют в аэропорту десятки тысяч тонн авиакеросина в год.

В "Кольцово" предпочли не вдаваться в коммерческие подробности, отметив лишь, что продажа авиакеросина помогает поддерживать текущую деятельность аэропорта и развивать его как хаб. "По своей основной деятельности "Кольцово" в 2005 году понесло 49 млн рублей убытков. Дело в том, что тарифы для аэропортов, устанавливаемые ФСТ РФ, не позволяют покрыть фактические расходы авиапредприятий на обслуживание пассажиров и авиакомпаний. Но благодаря работе ряда подразделений (гостиницы, кейтеринга, топливной службы), аэропорт не является в целом убыточным предприятием. Основная часть прибыли направляется на реконструкцию аэровокзала, аэродрома, приобретение новой спецтехники, оборудования", - сообщила пресс-секретарь "Кольцово" Юлия Федотова.

Ситуацию с возможными доходами аэропортов и подконтрольных им ТЗК от продажи авиакеросина прояснили в пермском аэропорту "Большое Савино", который некогда занимался продажей самолетного топлива. Несколько лет назад топливно-заправочный комплекс аэропорта был продан частнику за долги. Гендиректор аэропорта Вячеслав Текоев рассказал Накануне.RU, что аэропорт ежегодно получал от продажи топлива 30 млн рублей чистой прибыли при своей невысокой пропускной способности - а это почти половина от общих доходов.

Понятно, что при таком раскладе аэропортам вкупе с нефтяниками присутствие ТЗК-конкурентов невыгодно. Монопольное положение ТЗК лишает авиаперевозчиков права выбирать продавцов топлива и вынуждает их покупать топливо по завышенной цене.

"Мы сталкиваемся с монополией ТЗК в аэропортах по всей стране. За рубежом в каждом аэропорту присутствуют несколько топливно-заправочных комплексов. В России же в большинстве аэропортов только один ТЗК, поэтому внимание ФАС к ним абсолютно обоснованно. Как любой монополист, ТЗК диктует свои цены на авиакеросин", - считает гендиректор "Уральских авиалиний" Сергей Скуратов. По его мнению, конкуренция между ТЗК благотворно повлияет на стоимость авиакеросина - топливные цены могут похудеть на 7-10%.

В "Кольцово" заявляют, что аэропорт готов потесниться. Но одновременно подчеркивают, что приход сторонних ТЗК осложнит работу аэропорта из-за необходимости дополнительно контролировать качество топлива на пришлых топливно-заправочных комплексах. "Их приход может повлиять и на авиационную безопасность. В связи с терактами в воздухе в августе 2004 года, Минтрансом РФ были введены жесткие ограничения по допуску сторонних организаций на аэродром и другие режимные территории аэропортов," - говорит Юлия Федотова.

Что касается перспективы лишиться части доходов, в "Кольцово" считают, что аэропорт сумеет каким-то образом приспособиться, и проверка ФАС его не страшит. А вот авиакомпании от снижения цен на авиакеросин, скажем, до уровня московских, выиграют лишь 1% в расчете на одного пассажира. Билеты подешевеют всего на 150 рублей.

Напомним, что буквально месяц назад между "Кольцово" и его базовой авиакомпанией "Уральские авиалинии" произошел конфликт на ценовой почве. В аэропорту утверждали, что цена на авиакеросин в цене билета составляет лишь треть, а рентабельность перевозки одного пассажира эконом-классом из Екатеринбурга в Москву и обратно достигает 84%. В авиакомпании же уверяли, что цена на топливо наполовину формирует стоимость авиабилета. Правда, когда топливо пусть ненамного, но дешевеет, билеты почему-то дешевле не становятся. Но это в качестве ремарки.

Аналитики же выступают на стороне авиаперевозчиков. "Авиаперевозчики из-за высокой цены на топливо несут убытки - расходы на топливо доходят до 40%. Такая ситуация существует уже 1,5 года. Среди наиболее пострадавших - "Аэрофлот", мне кажется, что именно с его подачи ФАС обратила внимание на заправщиков", - говорит аналитик "Financial Bridge" Ольга Шкред. Она также считает, что конкуренция между ТЗК опустит цены на авиакеросин, однако схема с наличием нескольких ТЗК больше подходит для крупных аэропортов. В некрупных региональных аэропортах нескольким ТЗК будет сложно конкурировать между собой - объемы заправки не те.

Другое дело, что аэропорты могут принимать авиатопливо, закупленное перевозчиками в другом месте по более дешевой цене, на хранение. Как мы уже отмечали, во всем мире распространена такая практика. Однако, как следует из сообщения ФАС, топливные компании отказываются хранить "чужое" топливо. Максимум 10% российских аэропортов и ТЗК позволяют авиаперевозчикам выбирать, где покупать авиакеросин.

Пресс-секретарь авиакомпании "Сибирь" Илья Новохатский рассказал Накануне.RU, что авиакомпания хранит свое топливо только в трех аэропортах страны - Томске, Владивостоке и "Домодедово". А летает в 35-40 российских городов.

В новосибирском аэропорту "Толмачево", который является базовым для "Сибири", ТЗК принадлежит "Сибнефти". Представитель компании "Сибирьавиасервис", которая является дилером "Сибнефти", рассказал Накануне.RU, что три года назад, когда ТЗК принадлежал аэропорту, аэропорт выделял квоты на хранение топлива для авиакомпаний. Авиакомпании платили "Толмачево" только за заправку воздушных судов и хранение авиакеросина. В 90-е годы аэропорту стало тяжело содержать ТЗК - у него не было оборотных средств на регулярную закупку топлива.

Сейчас авиакомпании заправляются только у "Сибнефти", а с каждой проданной тонны авиакеросина она отчисляет определенный процент аэропорту. Логично предположить, что аэропорт существующее положение вещей вполне устраивает.

Правда, позже представитель "Сибирьавиасервиса", официально комментируя ситуацию в аэропорту, заявил совсем обратное, отметив, что "Толмачево" создает условия для конкуренции и даже разрешает ряду авиакомпаний хранить на его территории свое топливо.

Делится ли "ЛУКОЙЛ" своей прибылью от продажи авиакеросина с аэропортами - в компании отказались сообщить. Однако пресс-секретарь "ЛУКОЙЛа" Владимир Симаков поддержал "Кольцово", отметив, что из соображений безопасности организацией топливнозаправочного процесса должен заниматься ТЗК, а не авиакомпания.

"В конце 2005 года мы купили ТЗК в Челябинске у авиакомпании "Сибирь", объем годовой заправки - порядка 40 тысяч тонн. Это сложнейший технический комплекс, который должен отвечать всем требованиям - противопожарным, экологическим. Я не думаю, что у авиакомпаний есть возможность его обслуживать. Каждый должен заниматься своим делом. Я понимаю, что вопрос в цене авиакеросина, но с точки зрения безопасности… Кроме того, раз мы занимаемся этим бизнесом, то гарантируем бесперебойные поставки ", - заявил Владимир Симаков.

По его словам, для "ЛУКОЙЛа" монополизация авиатопливного рынка не является самоцелью. В 2005 году "ЛУКОЙЛ-Аэро" заправил 100 тысяч тонн авиакеросина, что несопоставимо с объемами производимого компанией авиатоплива.

Что касается "Кольцово", то аэропорт, пояснили в пресс-службе, рассматривает возможность складировать у себя "чужое" топливо, однако имеющиеся у аэропорта емкости практически полностью заполнены текущим запасом и госрезервом авиакеросина для заправки воздушных судов. "У нас есть дополнительные емкости, но, помните, пару лет назад был дефицит авиакеросина в стране? Мы из той ситуации вышли без проблем, так как в "Кольцово" был создан стратегический запас топлива. Дополнительные емкости у нас заняты стратегическим запасом", - сообщила Юлия Федотова.

К слову, в сообщении ФАС есть оговорка: аэропорты должны заключать с авиаперевозчиками договоры на хранение топлива независимо от его происхождения при наличии технических возможностей. Так что ТЗК спокойно могут пропустить рекомендации антимонопольщиков мимо ушей.

В "Уральских авиалиниях", впрочем, надеются, что переговоры, которые ведутся с "Кольцово", завершатся успехом, и аэропорт предоставит авиакомпании квоты на хранение ввозимого авиатоплива. "Мы уже получили согласие на хранение авиатоплива в аэропорту "Домодедово". Аэропорт забирает свою наценку, а возможность закупать авиатопливо предоставляет авиакомпаниям. Аэропорт ничего не теряет, только выигрывает, давая возможность перевозчикам развиваться. "Домодедово" очень грамотно себя ведет, понимая, что аэропорт кормят перевозчики", - рассказал Сергей Скуратов.

Аналитики считают, что, если ФАС обяжет ТЗК хранить авиакеросин, закупаемый на стороне, стоимость тонны топлива в аэропортах тоже может существенно снизиться. Если разрыв между "чужой" и "своей" ценой будет большим, то ТЗК почувствует, что теряет доходы, и может урезать цену.

Однако стоит учесть, что ситуации в аэропортах очень разные. "Домодедово" вынужден был пойти на либеральные меры, учитывая жесткую конкуренцию внутри московского региона (продолжительное время аэропорт конкурировал с "Шереметьево" за звание первого аэропорта страны). В московском регионе довольно большой пассажиропоток, и для местных аэропортов очень важно привлечь большее количество авиаперевозчиков. Наличие ряда ТЗК и передоставление авиакомпаниям возможности хранить свое топливо в случае с "Домодедово" является его конкурентным преимуществом.

А для "Кольцово" ликвидация монополии может означать потерю денег - и только. Ситуация на местном рынке авиаперевозок вряд ли изменится: Екатеринбург не столь привлекателен для авиакомпаний, как Москва. Не стоит забывать также об особенных отношениях, сложившихся между "Кольцово" и "Уральскими авиалиниями", в силу которых аэропорт до сих пор искусственно сдерживал приход в "Кольцово" ряда крупных российских авиакомпаний (той же "Сибири").

Однако если ФАС добьется своего, то выиграют не только авиакомпании, но и, хочется верить, пассажиры. Аэропорт, конечно, проиграет, но, думается, удар будет не смертельным, и он сможет удержаться на ногах.

Впрочем, представитель "ЛУКОЙЛа", комментируя инициативу ФАС, выразил сомнение в том, что она реализуема. ТЗК, как мы уже отмечали, может сослаться на отсутствие технических возможностей для хранения у себя "чужого" топлива. Да и само письмо ФАС, несмотря на начавшиеся проверки, носит, скорее, рекомендательный характер. В ассоциации "Аэропорт ГА", куда антимонопольщики направили свое письмо, "Ъ" сообщили, что аэропорты и подконтрольные им ТЗК - независимые хозяйствующие субъекты, и повлиять на них ассоциация не в состоянии.

С другой стороны, смогла же ФАС повлиять на астраханский аэропорт в части снижения тарифов на сервисное обслуживание авиакомпаний...

Новая же инициатива антимонопольщиков весьма своевременна. Вступление в ВТО, судя по рвению наших чиновников, не за горами - как бы кто к нему не относился. Не перестроятся аэропорты сейчас - в будущем их потери могут оказаться гораздо серьезнее....
Авторские права на данный материал принадлежат «Накануне.Ру». Цель включения данного материала в дайджест - сбор максимального количества публикаций в СМИ и сообщений компаний по авиационной тематике. Агентство «АвиаПорт» не гарантирует достоверность, точность, полноту и качество данного материала.

Загрузка