О Сайте Об Агентстве Услуги предприятиям отрасли

Системы С-400 значительно увеличат боеспособность ПВО

Зенитные ракетные системы С-400 существенно повысят боевой потенциал российских Военно-воздушных сил. Об этом и о многом другом рассказывает генерал-полковник Ю. Соловьев

Принятый в начале марта текущего года новый федеральный закон "О противодействии терроризму" всколыхнул в российском обществе волну дискуссий. И наибольшая полемика развернулась вокруг статьи закона, которой устанавливается, что Вооруженные Силы могут применяться для пресечения полетов воздушных судов, используемых для совершения теракта либо захваченных террористами. Командующий войсками Командования специального назначения (КСпН) ВВС генерал-полковник Юрий Соловьев, подчиненные которого прикрывают небо над территорией, где проживает почти треть населения страны и находится около 150 стратегических объектов, всегда был одним из последовательных сторонников создания в России нормативной базы, которая бы четко регламентировала действия ВВС в кризисных ситуациях, позволяла командирам действовать в строгом правовом поле, а не принимать решений на свой страх и риск. Кроме того, именно на "подведомственной" КСпН территории будут размещены первые новейшие зенитные ракетные системы С-400. Это уникальное оружие, созданное специалистами Концерна ПВО "Алмаз-Антей", существенно повысит боевой потенциал российских Военно-воздушных сил. Об этом накануне Дня Войск ПВО и пойдет разговор с генерал-полковником Юрием Соловьевым.

Личное дело: Соловьев Юрий Васильевич

Родился 11 мая 1948 г. в Сретенске Читинской области. Окончил Орджоникидзевское зенитное ракетное училище ПВО, Военную академию ПВО им. Маршала Советского Союза Г.К. Жукова, Военную академию Генерального штаба.

Прошел путь от командира взвода управления - начальника разведки дивизиона до начальника штаба - первого заместителя командующего войсками Московского округа ВВС и ПВО. С 2002 г. - командующий войсками Командования специального назначения ВВС России.

- Юрий Васильевич, на ваш взгляд, насколько велика вероятность террористических атак объектов в крупных российских городах с использованием летательных аппаратов?


- Захват самолетов и уничтожение Всемирного торгового центра в США 11 сентября 2001 года наглядно продемонстрировали, что ни одно из государств, даже самое богатое и сильное, не может быть застраховано от подобных действий террористов. Наиболее громкими террористическими актами являются те, которые происходят в столицах и вблизи мест пребывания первых лиц государств. И Москва здесь не является исключением. Есть объективное мнение специалистов правоохранительных органов: при проведении таких акций высока вероятность использования легких летательных аппаратов.

Достаточно сказать, что в период проведения мероприятий, посвященных празднованию 60-летия Победы, усиленные и приведенные в более высокие степени готовности дежурные силы войск КСпН принудили к посадке в непосредственной близости от Москвы около десятка легкомоторных летательных аппаратов. Они принадлежали частным лицам и выполняли несанкционированные полеты.

- Силы и средства, которыми располагает сегодня КСпН, позволяют эффективно бороться с воздушными террористами? Или в регионах, в той же Московской области, для этого нужно создавать специализированные системы?

- Существующая группировка войск ПВО создана для уничтожения боевых средств воздушного нападения возможного противника. Для борьбы с проявлениями воздушного хулиганства и воздушным терроризмом ее привлечение будет дорогостоящим и экономически нецелесообразным. К тому же, применение зенитных ракет над густонаселенными районами Москвы и ближнего Подмосковья может нести опасность для мирного населения.

В связи с этим возникает необходимость совершенствования существующей системы ПВО в Московском регионе. Построение специальной комплексной системы борьбы с маловысотными летательными аппаратами, помимо собственно мер антитеррора, позволит оказывать помощь воздушным судам при потере ими ориентировки, а также самолетам, которые терпят бедствие, и в случае других форс-мажорных обстоятельств.

Правда, для этого необходимо совершенствовать и нормативно-правовую базу относительно применения оружия по воздушным судам-нарушителям. А в военное время такая система позволит нарастить возможности боевой системы ПВО по борьбе с маловысотными средствами воздушного противника, прорвавшимися к столице России. Для особо горячих голов хочу напомнить свои слова, высказанные перед празднованием 60-летия Победы: несмотря ни на что, в случае угрозы совершения террористических действий любыми воздушными судами в зоне ответственности войск КСпН я без колебаний отдам приказ на принуждение нарушителей к посадке или уничтожение.

Дабы не возникала необходимость принятия таких решений, нельзя забывать о правовом ориентировании граждан. Нужно учить, требовать и воспитывать в гражданах законопослушание, воспитывать у владельцев авиационного транспорта любой ведомственной принадлежности и формы собственности ответственность за содержание и эксплуатацию воздушных судов.

Ведь зачастую нарушения совершают не только рядовые граждане, но и те должностные лица государственных структур, на которых возложены полномочия по контролю за исполнением действующего законодательства.

- Недавно главком ВВС генерал армии Владимир Михайлов сообщил журналистам, что новейшие зенитные ракетные системы С-400 в 2006 году начнут поступать в войска, и их разместят в центральном регионе страны. Значит, первыми их получат ваши подчиненные. Что делается в войсках к их приемке? Как вы оцениваете потенциал этих систем? Название "Триумф", как еще иногда называют С-400, получено по праву?

- Да, в октябре прошлого года на базе одного из полков 1-го корпуса КСпН началось переучивание личного состава на обслуживание зенитных ракетных систем С-400. К настоящему времени военнослужащие уже прошли теоретическую подготовку управления новой системой, а практические занятия начнутся, когда С-400 поступят на вооружение. Обучение личного состава полка проводят преподаватели Академии ПВО из Твери, а также специалисты оборонно-промышленного комплекса.

Как и сказал главнокомандующий, первые С-400 будут установлены не прямо в Подмосковье, но недалеко от Москвы, и они предназначаются для защиты центрального района России. Что касается потенциала этой ЗРС нового поколения, то я со стопроцентной гарантией убежден: С-400 по своим техническим и боевым характеристикам превосходит все имеющиеся сегодня в мире аналогичные системы ПВО. Важным достоинством ЗРС является то, что она способна решать задачи как ПВО, так и нестратегической ПРО. У С-400 существенно расширен целый ряд важнейших характеристик. В частности таких, как скорострельность, дальность огня, количество каналов наведения, количество обстреливаемых целей и других.

Принципиальное отличие С-400 от других систем заключается в том, что новая ЗРС способна заменить три системы С-300ПМУ1. Таким образом, кроме повышения боевой готовности, достигается серьезная экономия средств - на боевом расчете, электроэнергии и за счет других показателей. Так что специалисты Концерна ПВО "Алмаз-Антей" создали уникальный продукт, который позволит существенно повысить потенциал ПВО.

Справка "ВПК"

Войска Командования специального назначения (КСпН, бывший Московский округ ВВС и ПВО) контролируют воздушное пространство на площади 1,3 млн. кв. км, где проживает почти треть населения России, и прикрывают около 150 стратегических объектов государственного управления, промышленности и энергетики, транспортных коммуникаций, АЭС. Ежедневно на боевое дежурство в частях истребительной авиации, зенитных ракетных и радиотехнических войск заступает около 2 тыс. человек. За смену в зоне ответственности войск КСпН сопровождается до 3000 целей.

На вооружении КСпН стоят зенитные ракетные системы С-300 последних модификаций, истребители МиГ-29, МиГ-31, Су-27, фронтовые бомбардировщики Су-24, штурмовики Су-25. В частности, ЗРС С-300 способны наводить 12 ракет на 6 целей одновременно, уничтожая их на высотах от 10 метров до 30 км. Потенциальные огневые возможности сил и средств КСпН с их усилением в военное время позволяют одним боекомплектом ракет и одним вылетом авиации поразить до 500 целей на больших и средних высотах и до 400 - на малых.


Как уже сообщалось, ЗРС С-400 способна уничтожать воздушные цели на высотах от 15 метров до стратосферы и на дальности более 250 километров. Систему планируется использовать совместно с Космическими войсками во взаимодействии с системой А-135 для прикрытия крупных промышленных центров России, таких как Москва, Санкт-Петербург, а также Уральский промышленный район, уничтожая ракеты противника на подлете к этим объектам. Также не исключается возможность применения этих ЗРС для борьбы со стратегическими баллистическими ракетами после разделения их головных частей. Боевые расчеты "Триумфа" будут в автоматическом режиме получать из космоса информацию о полете ракет на конечном участке их траектории.

Главнокомандующий ВВС недавно заявил, что со временем все 35 зенитных ракетных полков Военно-воздушных сил постепенно будут перевооружены на ЗРС С-400. И это, безусловно, значительно увеличит боеспособность нашей ПВО. Укрепить и усилить ее боеспособность позволит также передача в состав ВВС части ЗРС С-300В, зенитных ракетных комплексов малой и средней дальности войсковой противовоздушной обороны, вопрос о чем должен решиться в ближайшее время.

- В последние годы в России стремительно развивается авиация общего назначения, растет число легкомоторных самолетов, вертолетов, мотодельтопланов, мотопарапланов и других летательных аппаратов, находящихся в частном владении. Какие проблемы связаны с развитием малой авиации, есть ли у нее перспективы развития, в частности в Московском регионе?

- Сразу хочу отметить, что эксплуатация этих летательных аппаратов их владельцами зачастую связана с нарушениями в области правовых основ использования воздушного пространства Российской Федерации и деятельности в области авиации. Из-за несовершенства нормативно-правовой базы не выполняется должным образом государственная регистрация воздушных судов малой авиации. Порядок летного обучения и сертификации частных владельцев воздушных судов выполняется с нарушением единых государственных нормативов.

Владельцы ввезенных в страну воздушных судов малой авиации не производят на них регламентные и ремонтные работы установленным порядком так, как это положено. Техническое состояние и обслуживание воздушных судов частной авиации проконтролировать невозможно. В связи с этим полеты данных воздушных судов, прямо скажем, небезопасны. Полеты производятся несанкционированно, с незарегистрированных площадок, образно говоря - с "огорода".

Охрана аэродромов и посадочных площадок базирования частной авиации должным образом не налажена, что создает реальные предпосылки к угону частных воздушных судов с непредсказуемыми последствиями. В связи с этим в 2004 году мы совместно с губернатором Московской области приняли решение о запрете полетов авиации общего назначения в регионе.

Зачастую о вопиющих нарушениях использования воздушного пространства, организации полетов и перелетов частной авиации мы узнаем из средств массовой информации по факту летных происшествий. Самолеты и вертолеты авиации общего назначения попадают в них с пугающей регулярностью. Одним из печальных примеров может служить катастрофа легкомоторного самолета Цессна-208 "Караван", выполнявшего перелет из Воронежа в Домодедово, которая произошла 21 ноября прошлого года под городом Ступино. Тогда погибли восемь человек. Можно привести и много других примеров.

Вполне понятно, что частная авиация будет пробивать себе дорогу и отстаивать право на существование, но наведение должного порядка в использовании авиации общего назначения необходимо. Тут область ответственности Федерального агентства воздушного транспорта, Федеральной службы по надзору в сфере транспорта и недавно созданной Федеральной аэронавигационной службы России. Именно они определяют правила игры на этом правовом поле.

- Как вы относитесь к идее московского правительства создать в регионе службу авиационного такси? Могут ли для радиолокационного контроля полетов этих "воздушных извозчиков" задействоваться средства Центральной зоны ПВО?

- Столичное правительство в настоящее время реализует целевую программу по развитию авиатакси для пассажирских перевозок над Москвой и областью. Белокаменная - один из крупнейших городов мира, поэтому Москве свойственен ряд проблем любого мегаполиса, в том числе и транспортных. С другой стороны, в соответствии с действующими нормами, воздушное пространство над Москвой является запретной зоной. Полеты над столицей сейчас разрешены только воздушным судам МЧС для пожаротушения, экстренной медицинской помощи и в других подобных форс-мажорных обстоятельствах.

Существующая система противовоздушной обороны, развернутая в границах Центральной зоны ПВО, куда входит и Московская область, является системой боевого режима, а ее применение для радиолокационного контроля полетов авиатакси будет дорогостоящим и экономически не целесообразным. Это отвлечет силы и средства системы ПВО на выполнение несвойственных для нее задач.

Успешная реализация программы по созданию службы авиатакси возможна при соблюдении ряда условий. Прежде всего нужно совершенствовать законодательную и нормативно-правовую базу по вопросу изменения статуса воздушного пространства над Москвой. Надо создать надежную систему контроля за всеми воздушными судами, осуществляющими полеты на малых и предельно малых высотах над Москвой и Московской областью, в том числе и авиатакси, а также совершенствовать систему управления полетами воздушных судов над регионом.

Позиция КСпН по данному вопросу, согласованная с руководством силовых структур страны, отвечающими за безопасность в Москве и области, неизменна. Без создания необходимых условий безопасности в воздушном пространстве над регионом, организация и выполнение плановых полетов малой авиации в рамках службы авиационного такси невозможны.

- В связи с этим следующий вопрос. Какие ведомства контролируют воздушное пространство над Москвой и как налажено взаимодействие между ними?

- Воздушное пространство над Москвой контролируют оперативные органы, радиолокационные средства радиотехнических войск КСпН и Московского зонального центра Единой системы организации воздушного движения России. Между оперативными органами этих структур налажен автоматизированный обмен информацией. Кроме того, налажено постоянное взаимодействие по прямым каналам оперативной телефонной связи. Так что обстановка в воздушном пространстве над Москвой отслеживается в реальном масштабе времени.

- Планы ГИБДД о запуске служебных дирижаблей - фантастика или реальность?

- Как я уже говорил, в настоящее время воздушное пространство над Москвой является запретной зоной и его использование разрешено лишь в определенных случаях. В соответствии с Федеральными авиационными правилами полетов (ФАПП) в воздушном пространстве России полеты пилотируемой воздухоплавательной техники осуществляются в выделенном пространстве, свободном от полетов других воздушных судов.

Сейчас для авиационного обеспечения экстренного реагирования на чрезвычайные ситуации в Москве, прилегающих к ней районах и на МКАД в постоянной готовности находятся дежурные вертолеты, готовые вылететь в любой момент для выполнения задания в разрешенную зону региона. Речь идет о проведении аварийно-спасательных работ, оказании экстренной медицинской помощи, тушении пожаров на промышленных и гражданских объектах Москвы. В случае занятия зоны воздухоплавательной техникой вертолеты не смогут работать в этом районе из-за невозможности соблюсти все условия безопасности при их совместной эксплуатации.

В соответствии с ФАПП, применение воздухоплавательной техники над населенными пунктами выполняется на высоте не менее 50 метров над верхней кромкой препятствий, таких как дома, мачты, трубы, телебашни. Уже сейчас в Москве насчитывается десять объектов свыше 250 метров, 25 объектов - свыше 180 метров, высота телебашни "Останкино" достигает 533 метров, планируется постройка около 200 высотных зданий. Сегодня в соответствии с нормативными документами полеты над Москвой по специальным заданиям разрешается выполнять до высоты 150 метров, полеты по местной воздушной линии кольцевая (МКАД) на высотах 50-300 метров.

Над МКАД проходит кольцевой коридор - местная воздушная линия. По нормам Федеральных авиационных правил полетов высота (эшелон) входа в местную воздушную линию должна быть занята воздушным судном не менее 10 км до ее границы. После выхода из местной воздушной линии изменение высоты полета может производиться на удалении не менее 10 км от местной воздушной линии. Это исключает эшелонирование воздушных судов при полете над Москвой и МКАД.

Как видим, эти законодательные ограничения практически исключают использование воздухоплавательной техники в воздушном пространстве Москвы.

- Как в целом вы оцениваете потенциал войск КСпН, какие нерешенные проблемы беспокоят больше всего?

- Войска располагают всем необходимым для решения задач противовоздушной обороны в Центральном регионе. Сохранен потенциал истребительной авиации. Благодаря доработке зенитной ракетной системы С-300 по программе "Фаворит" расширились возможности зенитных ракетных войск. Что касается контролируемого радиолокационного поля и поля управления пунктами наведения авиации, то они остались прежними.

За последние годы на вооружение войск КСпН поступили несколько новых автоматизированных систем управления войсками и вооружением, которые позволяют нам обнаруживать цели, летящие на предельно малых высотах и работать по баллистическим целям.

Удовлетворен ходом боевой учебы в войсках. В частности, число боевых стрельб в течение прошлого года выросло в несколько раз, и они прошли на самом высоком уровне. В то же время вызывает озабоченность низкий уровень исправности техники в авиационных полках войск КСпН, который не отвечает современным требованиям. Недостаточен также ресурс зенитных ракетных систем С-300ПС и С-300ПМ, другой техники. Это касается и РТВ, и ЗРВ, и авиации, и войск связи. Ведь в основном эксплуатируются выпущенные еще в Советском Союзе самолеты, зенитные ракетные комплексы и системы РТВ. Вся техника уже сильно изношена.

Недостаточным остается уровень обеспечения войск топливом, тяжелая ситуация с офицерскими кадрами, остро стоит проблема ветхого жилого и служебного фонда зенитных ракетных частей. Надеюсь, что со временем эти и другие проблемы будут решены....
Авторские права на данный материал принадлежат «Военно-промышленный курьер». Цель включения данного материала в дайджест - сбор максимального количества публикаций в СМИ и сообщений компаний по авиационной тематике. Агентство «АвиаПорт» не гарантирует достоверность, точность, полноту и качество данного материала.

Загрузка