О Сайте Об Агентстве Услуги предприятиям отрасли

Москва и Киев разлетелись в разные стороны

В ближайшее время Россия объявит о выходе из совместного с Украиной проекта по созданию военно-транспортного самолета Ан-70

В ближайшее время Россия объявит о выходе из совместного с Украиной проекта по созданию военно-транспортного самолета Ан-70. Как заявил в пятницу Ъ главком ВВС РФ генерал армии Владимир Михайлов, России такой самолет не нужен, а новый транспортник она будет строить с Индией. По данным Ъ, в разрабатываемой сейчас госпрограмме вооружения на 2007-2015 годы средства на проект Ан-70 уже не предусмотрены.

Как заявил Ъ в пятницу генерал Михайлов, Россия намерена отказаться от участия в совместной с Украиной программе создания среднего военно-транспортного самолета (ВТС) Ан-70. При этом главком сослался на мнение вице-премьера-министра обороны Сергея Иванова, который также считает, что Ан-70 перешел в разряд тяжелых ВТС, а такой, но лучший транспортник у нас есть свой - Ил-76. "Нет смысла продолжать программу Ан-70, и мы не будем делать этого",- подытожил главком ВВС. Он также напомнил, что ОКБ имени Ильюшина и корпорация "Иркут" совместно с индийской компанией HAL уже приступили к созданию среднего транспортного самолета на базе проекта Ил-214.

Ответ Владимиру Михайлову сразу же дал секретарь Совета национальной безопасности и обороны Украины Анатолий Кинах, призвавший усилить работу по использованию Ан-70 для нужд собственных ВВС и начать искать других партнеров, пока проект еще не устарел и не перестал быть конкурентоспособным. А министр промышленной политики Украины Владимир Шандра заявил, что проект создания Ан-70 будет реализован и без России. По его словам, Киев продолжит реализацию программы, вкладывая собственные средства, а также средства (неназванных им) западноевропейских партнеров. Министр экономики Украины Арсений Яценюк высказался еще более конкретно: он считает, что теперь партнерами Киева в проекте Ан-70 могут стать все, "начиная от Airbus и заканчивая Boeing". Правда, в компании Airbus Ъ заявили, что для них приоритетным является проект А400М, а в Boeing сообщили, что пока не получали официального приглашения от компании "Антонов".

Впрочем, слова генерала Михайлова, за которыми, видимо, в ближайшее время последует официальное заявление Москвы о выходе из проекта Ан-70, сенсацией не стали. Во-первых, о своем недовольстве этой машиной россияне говорили и раньше (см. справку). Во-вторых, до 2005 года Москва финансировала работы по Ан-70 согласно государственной программе вооружения, а в разрабатываемой сейчас программе на период 2007-2015 годов, по информации Ъ, выделение средств для продолжения работ над этим самолетом не запланировано. Наконец, в-третьих, стремление Украины вступить в НАТО подталкивает Москву к постепенному свертыванию военного и военно-технического сотрудничества с Киевом, происходящему сейчас по многим направлениям.

Напомним, что к созданию самолета Ан-70, призванного заменить Ан-12, в СССР приступили 20 лет назад. После распада СССР Москва взяла на себя обязательства по финансированию проекта в размере 72%, а Киев - 28%. При этом Россия и Украина должны были стать крупными заказчиками Ан-70, закупив для своих ВВС соответственно 164 и 65 машин. К 2006 году было построено три самолета для испытаний, из которых один разбился в феврале 1995 года под Киевом, второй тоже потерпел аварию (в январе 2001-го под Омском), но восстановлен и летает до сих пор. Сначала планировалось развернуть сборку Ан-70 на авиазаводах в Киеве и Самаре, затем последнюю заменили Омском. Но в России ни одного, даже опытного самолета до сих пор не построено. А планировавшиеся Москвой к поставке в Чехию в счет погашения госдолга три Ан-70 были в прошлом году заменены на три Ил-76МФ. Кроме того, в 2002 году от использования адаптированного под условия НАТО Ан-70 в пользу европейского А400М отказался Североатлантический альянс. В настоящее время лишь киевский завод "Авиант", в соответствии с заключенным в 2001 году контрактом, ведет сборку первых пяти серийных Ан-70 для украинских ВВС. Всего минобороны Украины заказало десять машин, которые должны быть выпущены до 2010 года.

До 2003 года сведения о ходе работы над Ан-70 были общественности недоступны. Первым публично о недостатках самолета в январе 2003 года заговорил главком Михайлов. Он дал понять, что Ан-70 не нужен ни военной, ни гражданской авиации - прежде всего из-за большого числа замечаний и шумности установленных на нем двигателей Д-27, созданных компанией "Мотор-Сiч" (Запорожье). Ведь модернизировать не отвечающие требованиям ICAO двигатели невозможно, а их замена другими привела бы к ухудшению технико-экономических показателей машины. К тому же Ан-70 получился "перетяжеленным" и попал в класс тяжелых транспортников Ил-76, в которых ВВС России недостатка не испытывают.

Грядущий "развод" Москвы с Киевом будет непростым. Украинская сторона настаивает на выплате задолженности в размере $48,2 млн и неустойки. Россия, как сообщил Ъ источник в Минобороны, будет настаивать на "нулевом" варианте. Он предусматривает проведение независимого аудита проекта Ан-70, после чего Украина должна будет возвратить России все затраченные ею средства. В ответ Москва заявит о выходе из программы, и лишь после этого Киев сможет предпринимать самостоятельные шаги по привлечению к созданию Ан-70 других партнеров. По сведениям Ъ, проект Ан-70 станет предметом обсуждения на первом заседании правительственной военно-промышленной комиссии под председательством Сергея Иванова в апреле 2006 года. А окончательно "развод" может быть оформлен на встрече президентов России и Украины Владимира Путина и Виктора Ющенко в мае этого года.

Как Россия сворачивает военные связи с Украиной

В 1996 году Украина заключила контракт с Пакистаном на продажу 320 танков Т-80УД на сумму $650 млн. 80% комплектующих, включая артиллерийские системы и электронику, Киев импортировал из России. В феврале 1997 года Москва заявила о прекращении поставок комплектующих. Это решение эксперты объясняли нежеланием России допустить усиление военного потенциала Пакистана в ущерб стратегическому партнеру Москвы Индии. В марте 1998 года Киев заявил о налаживании собственного производства танков Т-84 (на базе Т-80УД), и их поставки в Пакистан возобновились.

К 2007 году, по сведениям Ъ, Минобороны РФ прекратит заказывать выпускаемые Южным машиностроительным заводом (Днепропетровск) спутники радиотехнической разведки "Целина-2" и ракеты-носители "Зенит-2". Кроме того, ввод в строй радиолокационной станции (РЛС) высокой заводской готовности "Воронеж" системы предупреждения о ракетном нападении под Армавиром (Краснодарский край) в 2008 году позволит Москве отказаться от использования украинских РЛС "Днепр" близ Мукачева и Севастополя. Точка в двустороннем военном сотрудничестве должна быть поставлена в 2017 году, когда Черноморский флот должен завершить перебазирование из украинского Севастополя в Новороссийск.

Что говорили в России и на Украине об Ан-70

"Он (Ан-70.- Ъ) очень экономичный... После 2000 года потребность в таком самолете будет у целого ряда стран. У европейцев нет опыта строительства таких самолетов" (советник президента РФ по авиации и космосу маршал Евгений Шапошников в интервью газете "Труд" 26 мая 1998 года).

"У Ан-70 пока не все проблемы решены, не все нас устраивает в этой машине, но, по всей видимости, выбор все же будет сделан в ее пользу" (главком ВВС РФ генерал армии Анатолий Корнуков в интервью "Красной звезде" 12 августа 1998 года).

"Основным самолетом военно-транспортной авиации будет Ил-76МФ, а вот Ан-70 мы если и возьмем, то немного" (главком Корнуков в интервью Ъ 6 сентября 2001 года).

"Этот самолет - самое лучшее, что есть не только в нашем... а вообще в самолетостроении! Бросать все, когда уже прошел первый этап государственных испытаний?!" (президент Украины Леонид Кучма на пресс-конференции в Сочи 17 мая 2002 года).

"Мы заинтересованы в этом проекте и будем над ним дальше работать. Вы знаете, что мы предприняли достаточно энергичные попытки совместно продвинуть этот продукт на международные рынки - не очень удачно, но мы не теряем оптимизма. Думаю, что мы найдем рынок для этого самолета" (президент РФ Владимир Путин на пресс-конференции в Сочи 17 мая 2002 года).

"Они (разработчики Ан-70.-- Ъ) его перетяжелили и, по сути, вывели из класса среднего самолета... Кроме того, Ан-70 совершенно не готов к государственным совместным испытаниям" (главком ВВС РФ генерал-полковник Владимир Михайлов на пресс-конференции 27 января 2003 года).

"Россия уже проинвестировала в этот проект, и немало. Поэтому мы хотели бы, чтобы он был завершен... Главное - заранее определиться с рынком сбыта этой продукции: кто и на каких условиях будет покупать этот самолет" (президент России Владимир Путин на пресс-конференции в Ялте по итогам встречи с Леонидом Кучмой 2 мая 2003 года).

"Российская сторона поставила ряд вопросов, в том числе по двигателю... Россия по-прежнему заинтересована в приобретении и взятии на вооружение военно-воздушных сил военно-транспортного самолета нового поколения, отвечающего всем мировым требованиям" (министр обороны РФ Сергей Иванов на пресс-конференции в Киеве 1 июля 2003 года).

"Я не знаю, кто взял на себя смелость пойти на этот шаг, включив не прошедший испытания самолет, да еще в тот период, когда испытания полностью прекращены, в воздушный показ (авиасалона МАКС-2003.- Ъ). Я буду ежедневно молиться, чтобы Ан-70 не наделал бед на авиасалоне" (главком Михайлов на пресс-конференции 8 августа 2003 года).

"Меня Леонид Данилович Кучма все мучил с Ан-70, теперь вы взялись. Но это должно решаться прежде всего на уровне экспертов" (президент РФ Путин на встрече с премьер-министром Украины Юлией Тимошенко в Киеве 19 марта 2005 года)....
Авторские права на данный материал принадлежат «Коммерсантъ». Цель включения данного материала в дайджест - сбор максимального количества публикаций в СМИ и сообщений компаний по авиационной тематике. Агентство «АвиаПорт» не гарантирует достоверность, точность, полноту и качество данного материала.

Загрузка