Источник: газета «Коммерсантъ - Украина»
Автор: Сергей Высоцкий, Иван Сафронов
Опубликовано: 13.04.2006, 08:45

Украине испортили самолетонастроение

Министерство обороны пытается вырулить проект Ан-70


Вчера министр обороны Украины Анатолий Гриценко отреагировал на заявление главкома ВВС России Владимира Михайлова о прекращении совместного проекта по созданию военно-транспортного самолета Ан-70. Украинские власти утверждают, что будущее совместного проекта будет обсуждаться в рамках рабочей комиссии Ющенко-Путин в мае. Впрочем, вчера в российском Минобороны заявили, что вопрос о прекращении сотрудничества уже решен.

Следует отметить, что тональность высказываний в отношении совместного украинско-российского проекта меняется уже на протяжении восьми лет. Если в 1998 году представители официальной Москвы проявляли оптимизм, то в марте 2005 года президент России Владимир Путин на встрече с премьер-министром Юлией Тимошенко в Киеве сказал следующее: "Меня Леонид Данилович Кучма все мучил с Ан-70, теперь вы взялись. Но это должно решаться прежде всего на уровне экспертов".

А в минувшую пятницу генерал Михайлов заявил о нежелании России в дальнейшем участвовать в совместном проекте. "Нет смысла продолжать программу Ан-70, и мы не будем делать этого",- сказал он. При этом главком сослался на мнение вице-премьера, министра обороны Сергея Иванова, который также считает, что Ан-70 перешел в разряд тяжелых военно-транспортных самолетов, а такой, но лучший, транспортник у России есть свой - Ил-76. Вчера генерала поддержал и посол России Виктор Черномырдин. "Получать еще один самолет и ставить его на вооружение нет смысла",- уверен он. Напомним, что основной претензией российской стороны к Ан-70 была высокая шумность двигателя Д-27, изготовленного на запорожском заводе "Мотор-Сич".

К созданию самолета Ан-70, призванного заменить Ан-12, в СССР приступили 20 лет назад. Самолет имеет грузоподъемность до 47 т и предназначен для выполнения транспортных операций и выброски десантов парашютным и посадочными способами. После распада СССР Россия взяла на себя обязательства по финансированию проекта в размере 72%, а Украина - 28%. При этом Россия и Украина должны были стать крупными заказчиками Ан-70, закупив для своих ВВС 164 и 65 машин соответственно. Стоимость одного самолета Ан-70 составляет $50 млн. Сначала планировалось развернуть сборку Ан-70 на авиазаводах в Киеве и Самаре, затем последнюю заменили Омском. Но в России ни одного, даже опытного, самолета до сих пор не построено. Кроме того, в 2002 году от использования адаптированного под условия НАТО Ан-70 в пользу европейского А400М отказался Североатлантический альянс. В настоящее время лишь киевский завод "Авиант", входящий в корпорацию "Антонов", в соответствии с заключенным в 2001 году контрактом ведет сборку первых пяти серийных Ан-70 для украинских ВВС. Всего Минобороны Украины заказало десять машин, которые должны быть выпущены до 2010 года.

Анатолий Гриценко вчера назвал позицию России в совместном проекте по созданию Ан-70 "нечеткой". Он отметил, что если Россия больше не заинтересована в проекте, то она должна сказать об этом откровенно. "Позиция простого затягивания, для того чтобы не решать вопрос и таким образом блокировать этот проект, на мой взгляд, нечестная",- сказал господин Гриценко. Кроме того, он попросил не переоценивать важность заявлений главкома ВВС и посла России. "Пока что никто ниоткуда не вышел, сейчас сотрудничество базируется на определенных двусторонних соглашениях и договоренностях",- утверждает министр.

В Министерстве промышленной политики и в самой корпорации "Антонов" поддержали позицию господина Гриценко. "Российская сторона пока не высказала свою официальную позицию",- заявили в пресс-службе министерства. При этом в Минпромполитики сообщили, что интерес к проекту уже проявили несколько иностранных компаний. Впрочем, назвать их в министерстве отказались, объяснив, что это будет сделано только после того, как Россия определится со своей позицией. Напомним, ранее министр промышленной политики Владимир Шандра заявлял, что в рамках проекта Россия задолжала $40 млн. "Есть двусторонняя договоренность, и мы ее выполняем",- заверил заместитель генерального директора корпорации "Антонов" Владимир Ковтун.

В министерстве обороны России вчера скептически отнеслись к заявлениям украинских министров, сообщив, что окончательный проект решения о выходе из программы будет рассматриваться на ближайшем заседании комиссии Ющенко-Путин в мае. "Впрочем, вопрос нашего выхода из проекта уже решен, поскольку в программе финансирования вооружений на 2007-2015 годы средств на него не предусмотрено",- заявили вчера в российском оборонном ведомстве.

Эксперты считают, что в случае отказа России от совместного проекта Украина продолжит работу над производством Ан-70. Ранее заинтересованность в участии в этом проекте выражали Грузия, Казахстан и Азербайджан. Вчера представители названных стран ее подтвердили. "Я думаю, что этот проект будет привлекательным для нашей страны",- заявил посол Грузии Григол Катамадзе. "Казахстан заинтересован в этом проекте",- сообщили в посольстве этого государства. "Впрочем, найти равноценную замену России не удастся, поскольку эти страны могут закупить не более 10-20 Ан-70",- утверждает аналитик компании "Миллениум Капитал" Алексей Некраса.

 
Ссылки по теме:
Дайджест прессы за 13 апреля 2006 года | Дайджест публикаций за 13 апреля 2006 года
Авторские права на данный материал принадлежат газете «Коммерсантъ - Украина». Цель включения данного материала в дайджест - сбор максимального количества публикаций в СМИ и сообщений компаний по авиационной тематике. Агентство «АвиаПорт» не гарантирует достоверность, точность, полноту и качество данного материала.
Связи: Ан-70, Ан-12БК, Ил-76 МД, МОТОР СИЧ, АН-12, Ил-76, МОТОР СИЧ, Мотор Сич (Motor Sich Airlines) (в процессе тестирования)