О Сайте Об Агентстве Услуги предприятиям отрасли

Проект последней надежды

На фоне успехов американцев и стран ЕС в области авиадвигателестроения позиция руководителей отечественного авиапрома выглядит вызывающе беспечной

"На фоне успехов американцев и стран ЕС в области авиадвигателестроения позиция руководителей отечественного авиапрома выглядит вызывающе беспечной", - заявил генеральный директор ФГУП "ЦИАМ им. П.И.Баранова" Владимир Скибин.

По его словам, этот отрыв особенно заметен при сопоставлении с двигателями военных самолетов F-22 и F-35, отличающихся от российских аналогов более высокой лобовой тягой, меньшим числом деталей и более высокими эксплуатационными характеристиками. Двигатели для этих самолетов обеспечивают крейсерский полет со сверхзвуковой скоростью на нефорсированном режиме, высокую маневренность, а также низкий уровень заметности, считает он.

Главная причина отставания, по мнению Владимира Скибина, в отсутствии надлежащего финансирования НИОКР. В Америке на создание базовых двигателей нового поколения для гражданских самолетов расходуется ежегодно 1-3 млрд. долларов, а на нужды военных двигателей тратится примерно в 1, 5 раза больше средств. В России за последние 15 лет не создано ни одного нового двигателя. Резкое сокращение расходов на НИОКР и закупок авиационной техники привело к вытеснению отечественной авитехники с традиционных зарубежных рынков, включая государства СНГ, считает Владимир Скибин.

Недостаток финансирования стал, например, главной причиной того, что пермский авиадвигатель ПС-90А2, разработанный еще в советское время, поступил для нужд гражданской авиации с большим опозданием. "В 2002 году у ПС-90А2 выявилось несколько "детских болезней", и нам понадобилось четыре года испытаний, чтобы "вылечить" его. Если бы мы могли позволить себе такой же объем финансирования, как у наших партнеров Pratt & Whitney, то двигатель был бы готов к эксплуатации гораздо раньше", - заявил генеральный директор ЗАО "УК "ПМК" Александр Иноземцев.

По его словам, производство двигателя ПС-90А2 с увеличенным ресурсом и улучшенными авиационными характеристиками ведется с опозданием по срокам. По мнению первого заместителя генерального директора ФГУП "ЦИАМ им. П.И. Баранова" Валентина Солонина, разработанный ОАО "Сатурн" в кооперации с фирмой SNECMA (Франция) двигатель SaM 146 для регионального самолета RRJ не решает проблемы. Основная его часть - газогенератор и автоматическая система управления - поставляется французской стороной. "Такая кооперация не способствует технологической независимости в создании конкурентоспособного двигателя", - констатировал он. Не лучше обстоит дело с разработкой перспективных двигателей для военной техники. Работы по модернизации АЛ-31Ф и РД-33 ведутся недостаточными темпами, с финансированием в основном за счет собственных средств предприятий, сказал Валентин Солонин.

Однако и этот финансовый ресурс, пополнившийся в конце девяностых годов за счет экспортных поставок, истощается. "В России практически не выпускается высокотехнологичное оборудование, необходимое для развития производства двигателей. Для закупки оборудования за рубежом надо брать кредит под 10-15 процентов, платить таможенную пошлину в размере 15 процентов и 18 процентов НДС. Все эти расходы приводят к тому, что нам приходится платить за оборудование на 43 процента больше, что ставит нас в гораздо худшие условия по сравнению с нашими конкурентами за рубежом", - считает директор по науке ФГУП "Салют" Валентин Крымов.

Надежды на приход западных инвесторов не оправдывают себя. Boeing предложил российскому авиапрому 2 млрд. долларов и украинскому - 600 млн. долларов на производство деталей для своих нужд. "Если мы примем эти средства, российский авиапром превратится в провинциальное вспомогательное производство для крупных западных авиаконцернов", - заявил Виктор Чуйко.

Руководитель ЦИАМ Владимир Скибин предложил программу действий по сокращению отставания от лидеров авиадвигателестроения. В качестве прорывного продукта для гражданской авиации необходимо сосредоточить усилия на создании базового двигателя для среднего транспортного самолета. На его основе создать семейство конкурентоспособных двигателей тягой 7-20 тс. Для военной авиации таким приоритетным проектом является создание двигателя для ПАК ФА - перспективного авиационного комплекса фронтовой авиации, считает он.

По мнению президента Союза авиационного двигателестроения Виктора Чуйко, чрезвычайная ситуация, в которой оказалась отрасль, требует применения чрезвычайных мер. По его мнению, "повышение конкурентоспособности отрасли возможно только при государственной поддержке, которой мы должны учиться у американцев и европейцев". Там государства берут на себя расходы по финансированию НИОКР либо предоставляют долгосрочные государственные кредиты и возможное государственное финансирование.

В нашем случае в портфель антикризисных мер нужно еще добавить отмену пошлин, НДС на ввозимое оборудование, а также беспроцентные кредиты, считает Виктор Чуйко....
Авторские права на данный материал принадлежат «Гудок». Цель включения данного материала в дайджест - сбор максимального количества публикаций в СМИ и сообщений компаний по авиационной тематике. Агентство «АвиаПорт» не гарантирует достоверность, точность, полноту и качество данного материала.

Загрузка