О Сайте Об Агентстве Услуги предприятиям отрасли

Ан-70 толкают на вылет

Разработанный и уже запускаемый в серийное производство российско-украинский самолет Ан-70, похоже, продолжает обрастать ненужными скандалами

Разработанный и уже запускаемый в серийное производство российско-украинский самолет Ан-70, похоже, продолжает обрастать ненужными скандалами. И как ни прискорбно говорить, в какой-то степени они инициируются руководством ВВС РФ.

"ВПК" уже приводил заявление главнокомандующего ВВС генерала армии Владимира Михайлова о том, что Военно-воздушные силы РФ не планируют принимать на вооружение военно-транспортный самолет Ан-70. Столь прямое и резкое суждение главкома прозвучало впервые. Ранее, как известно, он более мягко прогнозировал перспективы по серийной доводке российско-украинского авиационного детища. Что побудило авиационного военачальника сделать столь решительное заявление?

Вот как это объясняет сам генерал: "Зачем нам еще один тяжелый самолет, когда их у нас и так вполне достаточно? Он просто не нужен". Михайлов при этом ссылается на вице-премьера - министра обороны Сергея Иванова, который якобы сказал, что "Ан-70 вышел за рамки среднего самолета, стал тяжелым". "Вместе с тем, - продолжал главком, - эффективность его как тяжелой машины в сравнении с Ил-76 в 2,8 раза ниже - по дальности полета, грузоподъемности, скорости и многим другим параметрам. Просто уже даже несерьезно говорить об этом самолете. Тем более если учесть намерение Украины вступить в НАТО". Кроме того, подчеркнул Михайлов, окончание российско-украинской программы по созданию Ан-70 возможно лишь при достаточно мощном ее финансировании, но здесь, по мнению главкома, возникают трудности.

Итак, главный довод главнокомандующего таков: "Самолет Ан-70 достаточно дорогая и ненужная для нас вещь". "К этой программе многие пытались присоединиться, но все, разобравшись в сути проекта, отходили: самолет был явно сырой. Кроме того, под него надо было менять всю наземную систему обслуживания, а это тоже очень дорогая часть проекта", - пояснил генерал. Но здесь все-таки требуются другие пояснения. Во-первых, никто не слышал официального заявления Сергея Иванова об отказе разрабатывать Ан-70. Во-вторых, известна позиция президента Владимира Путина, который несколько лет назад сказал, что Россия будет участвовать в совместном с Украиной проекте по созданию самолета Ан-70. И, в-третьих, в отличие от Владимира Михайлова, многие в России считают, что у Ан-70 есть неплохое будущее.

Как известно, в настоящее время киевский завод "Авиант" в соответствии с заключенным в 2001 г. контрактом ведет сборку первых пяти серийных Ан-70 для Минобороны Украины. Интерес к новой версии самолета, утверждают в Киеве, уже подтвердили некоторые страны СНГ и Ближнего Востока. Ведь базовый вариант Ан-70 способен перевозить до 35 т груза на расстояние до 5 тыс. км. Емкость рынка самолета оценивается экспертами более чем в тысячу единиц. Следует отметить и тот факт, что значительные средства на этот проект истратила наша страна. По экспертным оценкам, в разработку программы Ан-70, которая реализуется Россией и Украиной на основании межправительственных соглашений от 1993 и 1999 гг., уже вложено около 5 млрд. долларов. Более 70% от этой суммы - доля России. И что, дело следует бросать на полпути?

Главком ВВС настаивает на том, что Ан-70 тяжелый. И в том, что Россия якобы отказывается от него, он видит в первую очередь технические причины, отметая личностный фактор. "Многие связывают судьбу Ан-70 с моей судьбой, - говорит Михайлов. - А я просто предъявил к самолету технические претензии, которые, к сожалению, не устранены до сих пор". "На днях представитель "Мотор Сич" сказал мне, что сейчас, наверное, они нашли пути, чтобы двигатель Д-27 заработал нормально. Но теперь все эти решения надо исполнить "в железе" и потом выдать на-гора. Это еще несколько лет. Но в конечном итоге получаем тяжелый самолет, который, повторяю, нам не нужен", - такова позиция нашего главкома.

Украинские власти на самолет смотрят с оптимизмом. Министр промышленной политики Владимир Шандра заявил журналистам, что Украина в состоянии без России завершить проект Ан-70, однако в этом вопросе должна появиться определенность. А министр экономики Украины Арсений Яценюк отмечает, что его страна уже самостоятельно готовит на 2008 г. вывод на рынок коммерческой версии Ан-70 - среднего транспортного Ан-70-100. Напомним, в 2004 г. на Украине принят закон "Об Общегосударственной программе создания военно-транспортного самолета Ан-70 и его закупки по государственным оборонным заказам".

Как считает действительный член Академии военных наук Владимир Попов, скандалы вокруг этого самолета инициированы во многом конкурентами России и Украины на самолетостроительном рынке. По мнению эксперта, самолет Ан-70 - это очень удачный проект военно-технического сотрудничества и его надо развивать. "Нужно прекратить все разговоры о ненужности Ан-70 и начать его доработку. Осталось совсем немного", - считает Попов. В любом случае будущее у этого воздушного транспортника есть. А по утверждению Арсения Яценюка, украинская сторона обязательно поднимет вопрос по Ан-70 на заседании экономического комитета комиссии Ющенко-Путин. Хотя уже ясно, что Путин согласится на доводку Ан-70, как это уже было несколько лет назад. Ведь это будет продиктовано не только интересами практической целесообразности самолета для наших ВВС и оружейного бизнеса, но и политическими мотивами, связанными с интересами Кремля не потерять интеграционных связей с Украиной....
Авторские права на данный материал принадлежат «Военно-промышленный курьер». Цель включения данного материала в дайджест - сбор максимального количества публикаций в СМИ и сообщений компаний по авиационной тематике. Агентство «АвиаПорт» не гарантирует достоверность, точность, полноту и качество данного материала.

Загрузка