О Сайте Об Агентстве Услуги предприятиям отрасли

Истребители конкурентов

Команда менеджеров РСК "МиГ" под руководством А. Федорова отчиталась о проделанной работе. Главными задачами были новая маркетинговая политика и увеличение портфеля заказов

Команда менеджеров под руководством Алексея Федорова, которая в октябре 2004 года перешла из научно-производственной корпорации "Иркут" в Российскую самолетостроительную компанию (РСК) "МиГ", решила отчитаться о проделанной работе. По словам первого заместителя генерального директора - генерального конструктора РСК "МиГ" Сергея Цивилева, главными задачами команды в момент смены власти стали новая маркетинговая политика и увеличение портфеля заказов.

С учетом тенденций рынка и в связи с предстоящей интеграцией российского авиапрома в объединенную авиастроительную корпорацию (ОАК) ставка была сделана на военные программы. Хотя государственный оборонный заказ тогда был связан лишь с модернизацией истребителей МиГ-31, а это не более 10% в общем портфеле заказов. Тем не менее неперспективные с финансово-экономической точки зрения гражданские проекты ближнемагистрального лайнера Ту-334 и многоцелевого транспортного самолета МиГ-110 были свернуты.

Расчет был, конечно, на старейший и известный во всем мире бренд. Сегодня самолеты от МиГ-21 до МиГ-31 имеют, наверное, самое большое распространение в мире - их 6289 в 52 странах мира. Играло на миговцев также соотношение тяжелых и легких истребителей в мире - 30 на 70%.

В практику компании были внедрены ранее не присущие ей принципы работы новой команды. В частности, абонентское обслуживание авиатехники. За этими словами кроется улучшение системы послепродажного обслуживания, которое многие годы было слабым местом отечественной оборонной промышленности. Процесс этот был облегчен тем, что корпорация имеет совместные предприятия и представительства в ключевых странах мира. Еще одна новинка - обслуживание военных самолетов по фактическому состоянию, а не по техническим регламентам, как было раньше. Это позволило в разы снизить стоимость жизненного цикла самолета.

С "Иркута" на РСК была перенесена система управления издержками, началась радикальная модернизация продукции под стандарты НАТО и ИКАО - Международной организации гражданской авиации. Еще недавно авиарынок Восточной Европы для России был фактически утерян, хотя на вооружении бывших социалистических стран стояли МиГ-29. Теперь РСК "МиГ" позиции там восстановила. Заключены контракты и на модернизацию, и на поставку специального оборудования в некоторые страны. В частности, реализован контракт со Словакией на модернизацию МиГ-29 под стандарты НАТО и ИКАО. В декабре 2005 года первые четыре машины поставили на вооружение этой натовской страны. Причем совместно с крупнейшими европейскими фирмами. Еще недавно такое невозможно было представить, поскольку работа связана с военными секретами, в частности с системой "свой - чужой".

Модернизированная машина будет представлена на авиакосмическом салоне ILA-2006, которая открывается в середине мая в Берлине. Во время салона руководство РСК намерено провести консультации с главами военных ведомств восточноевропейских государств. По расчетам компании, следующими рынками для модернизированных "МиГов" станут Венгрия, Болгария и Польша. Даже несмотря на то, что Польша берет в лизинг большую партию F-16, а Венгрия уже получает истребители "Гриппен". Все прекрасно понимают, что модернизированный за сравнительно небольшие деньги МиГ-29 в ближайшие пять-семь лет будет вполне конкурентоспособным.

Новшества, внедренные на РСК, позволяют гарантировать: в строю будет стоять 70-75% парка истребителей. Другими словами, миговцы фактически берут на себя обеспечение боеготовности авиации Североатлантического альянса. Взамен им нужна лишь одна цифра - сколько будет самолет стоить в год, все остальное, кроме этой фиксированной цифры, натовцев не должно волновать, заверяют в РСК "МиГ". Команде Алексея Федорова удалось переломить ситуацию, когда модернизацией "МиГов" занимался каждый, кто хотел. Отныне процесс может идти лишь с участием "родной" фирмы.

Собственно, модернизация часто столь глубока, что в результате получаются практически новые самолеты. Все чаще по отношению к ним применяется модный термин "ребрендинг". Дополнительные характеристики, например всеракурсное сопло двигателя, фазированная активная антенная решетка бортового радара и другие позволили присвоить МиГ-29М/М2 новый бренд - МиГ-35. Именно этот самолет запланирован для участия в индийском тендере на 126 истребителей. Вывод этой машины на рынок планируется до 2010 года. Корабельный МиГ-29К/КУБ, изготовляемый по контракту с Индией, будет называться МиГ-33. Первый такой самолет из 16 уже находится в Летно-испытательном центре имени Федотова. Не за горами первый испытательный полет. Контракт предусматривает опцион на 30 истребителей.

Эти две машины предназначены для рынков с высокой платежеспособностью, а "простые" МиГ-29 поставляются тем странам, кто не может позволить себе закупить самолеты глубокой модернизации. Многофункциональный истребитель поколения "4+" МиГ-29СМТ продается иностранным заказчикам с конца 2004 года. Четыре таких истребителя поставлены в Йемен, модернизация восьми самолетов МиГ-29 до уровня МиГ-29СМТ проведена также для Йемена и двух самолетов - для Эритреи.

Проект самолета МиГ-АТ, несмотря на его формальный проигрыш Як-130, руководство корпорации решило оставить. В РСК считают, что это разные самолеты: один чисто учебный, второй - учебно-боевой. У них разные ниши на рынке. И российское Министерство обороны не отказалось полностью от закупок МиГ-АТ. Продолжатся на РСК и работы в сфере беспилотных летательных аппаратов - от более подробных комментариев на эту тему Сергей Цивилев воздержался.

Перспективы у корпорации также неплохие. В начале 2006 года подписан контракт на поставку 28 истребителей МиГ-29СМТ и шести МиГ-29 УБТ в Алжир. Часть машин будет поставлена уже в этом году. Возможен и опцион - в зависимости от того, как РСК справится с первой частью контракта. Довольно успешно идет предконтрактная работа по поставкам истребителей базовой модификации в ряд африканских стран, программ модернизации ранее поставленных истребителей в Индию и Малайзию. Неплохие перспективы масштабных программ поставки самолетов МиГ-29М/М2 в Индию, МиГ-29СЭ в Египет и некоторые другие страны.

Одними экспортными контрактами РСК не ограничится. Сказало свое слово и Министерство обороны России. По словам главкома ВВС Владимира Михайлова, решен вопрос о модернизации имеющихся в российских войсках МиГ-29....
Авторские права на данный материал принадлежат «Время новостей». Цель включения данного материала в дайджест - сбор максимального количества публикаций в СМИ и сообщений компаний по авиационной тематике. Агентство «АвиаПорт» не гарантирует достоверность, точность, полноту и качество данного материала.

Загрузка