Автор: Елена Мулярова
Опубликовано: 21.04.2006, 11:16
 

Два самолета

Американцы вообще не рассматривали Россию как страну, готовую приобретать комплекты для сборки самолетов


[image]

Во всем мире самолетов RV 4570 штук, из них пока только два самолета в России, еще три у нас же собираются. Жаждущих приобрести такой самолет в личное пользование пока, может, и не так много, как желающих полетать на нем с ветерком, но это дело времени. Посетители сайта российской компании RV Group сразу же узнают, что "человек за свою жизнь должен не только вырастить ребенка, построить дом, посадить дерево, но и собрать самолет". Два самолета RV российской сборки обязаны своим появлением на свет директору компании RV Group Александру Раткину. В США это обычное дело, когда вся семья в своем собственном гараже по выходным в течение энного количества лет собирает собственный самолет. Рулит процессом папа, а мама и дети подают инструменты и прочие заклепки. Все при деле, и семейное счастье людям обеспечено. А потом этот самолет еще и летает.

Правило 51%

Согласно статистике, каждый трехсотый американец имеет свой собственный маленький самолет. И эти маленькие самолеты подразделяются на две категории: сертифицированные серийного производства и экспериментальные. В категорию экспериментальных может попасть только тот самолет, который на 51% собран руками своего владельца. Это и называется "правилом 51%".

Теперь это правило начало работать и у нас. Во всяком случае, любой взрослый россиянин может обратиться в компанию Александра Раткина, чтобы купить комплект для сборки самолета или заказать уже собранный самолет.

Первым делом - самолеты

Александру Раткину 27 лет, он закончил юрфак МГУ и некоторое время работал по специальности. До тех пор пока самолетный бизнес не стал забирать все его время. Знакомство же Александра с малой авиацией состоялось в 2001 году.

- Тогда друзья затащили меня на известный всем авиаторам аэродром Мячково.

До этого я совершенно никак не был связан с самолетами. Первый свой полет в качестве курсанта я совершил на самолете Cessna-172 выпуска 1950-х годов. После чего начал целенаправленно обучаться, чтобы получить пилотское свидетельство. Свой первый самостоятельный полет Александр совершил в 2002 году и примерно тогда же решил из юристов переквалифицироваться в самолетостроители.

- Все самолеты российской малой авиации были очень старыми, многие с истекшими ресурсами. При этом достаточно много людей хотели летать на новых самолетах. Вначале я подумал о сертифицированных серийных самолетах. Но пошлины на них составляют более 50%, что очень сильно увеличивает цену. К тому же появилось желание именно строить самолеты. Непонятно только было, как его осуществить.

Понимание пришло, когда Александр случайно наткнулся на сайт американской фирмы, которая предлагала комплекты для самостоятельной сборки самолета. Сейчас Александр уже не помнит, что это была за фирма, но тогда он прошерстил весь сайт и принялся искать другие подобные.

- Искал-искал и сперва к своей радости, а потом уже к ужасу нашел их более сотни. Пришлось их систематизировать, оценивать самолеты по балльной системе. После полугодового исследования я выбрал комплекты RV.

Комплекты для сборки самолетов RV выпускает американская компания Van"s Aircraft, которая существует уже более 30 лет. Сначала компания выпускала одноместные, потом двухместные, а сейчас уже четырехместные самолеты. Вообще же компании по выпуску комплектов для сборки самолетов появились в США в 1960-х годах и сперва представляли собой полукустарное производство. Сейчас же о масштабах этого рынка свидетельствует хотя бы такой факт: только компания Van"s Aircraft ежедневно продает в среднем два комплекта для постройки экспериментальных самолетов. По объему продаж этот рынок вполне сопоставим с рынком серийных самолетов.

- Почему вы выбрали именно самолеты RV?

- Потому что у них были ряд преимуществ: надежный алюминиевый планер, авиационные двигатели, высокая скорость. По своим характеристикам они превосходили серийные самолеты и были при этом дешевле.

Долгострой

В 2002 года Александр Раткин вместе с будущими коллегами по авиационному бизнесу отправился в Ошкош, США, - штаб-квартиру Ассоциации экспериментальной авиации, где проходила самая большая в мире выставка малой авиации и были представлены все фирмы, производящие комплекты для сборки самолетов. Там Александр наконец полетал на самолетах RV и лично познакомился с их производителями. И очень их удивил. "Мы вообще не рассматривали Россию как страну, готовую приобретать комплекты для сборки самолетов", - сказал тогда президент компании. Ему пришлось поменять свое мнение. Потому что тогда же Александр заказал два комплекта самолетов.

- Вы их с собой забрали?

- Нет, комплекты везут морем контейнерами. Мы тогда только заказали, получили примерно через десять месяцев. И начали собирать. Мы начали строить самолет в сооружении из двух вагончиков. По частям мы самолет туда нормально занесли, но потом оказалось, что места там совсем мало, и вывозили самолет через специальное отверстие в стене. Пришлось потом строить ангар.

Первый самолет мы собирали два года. Приступили в 2003 году, а в 2004 году начался кризис в малой авиации. Тогда закрыли для полетов аэропорт Мячково, признали незаконной регистрацию почти всех самолетов. Полеты почти прекратились, аэроклубы закрывались. У всех было состояние полной неопределенности. Мы собирали самолет, даже не зная, сможем ли на нем полетать.

- Верили, что ваш самолет полетит?

- Конечно, верили. И он полетел 27 мая 2005 года - в аэропорту Грабцево в Калуге, потому что Мячково был тогда закрыт. Было забавно, что летающий самолет из одного аэропорта в другой пришлось перевозить на грузовике.

- Автомобиль должен регулярно проходить техосмотр, а самолет?

- Самолету выдается свидетельство летной годности, которое продлевается каждый год. У нас перед первым вылетом был очень жесткий осмотр. Самолет инспектировали специалисты из РОСТО (Российской оборонной спортивно-технической организации), две недели не давали вылететь. После облета мы повезли самолет на покраску и отделку салона. Очень спешили, потому что хотели успеть к МАКСу-2005 (Международному авиакосмическому салону). Последние две недели день и ночь готовили самолет, и буквально за день до авиасалона он прилетел в Жуковский и вызвал большой интерес.

Поначалу Александр Раткин и его коллеги планировали собирать самолеты и продавать уже готовые. Но вскоре выяснили, что есть люди, желающие заниматься самостоятельной сборкой. И тогда компания начала продавать комплекты. В США комплект для сборки самолета RV стоит $18 тыс., здесь они продаются уже за $25 тыс. В комплект входят только планер самолета, к которому еще нужно докупать двигатель, пропеллер и приборы. Все это тоже можно приобрести в авиамагазине RV Group. Если детали покупать по отдельности и заказывать заранее, то самолет обойдется в $50-100 тыс., если брать уже готовый самолет, то заплатить придется от $120 тыс. и больше. И все равно, как утверждает Александр Раткин, это будет стоить дешевле, чем покупать серийный самолет, доставки которого, возможно, придется ждать не менее года.

Компания Александра Раткина не только помогает своим клиентам приобрести, доставить и растаможить самолеты RV, Cessna, Piper и вертолеты Robinson R-22, R-44. Теперь это еще и сервис-центр по обслуживанию одномоторных спортивных самолетов.

На сборке в RV Group работают четыре человека, еще несколько человек занимаются доставкой, таможней и обучением.

На первый самолет у RV Group ушло два года.

- Мы многого не знали, многое переделывали, нам не хватало инструментов.

В итоге разработали алгоритм сборки и следующий самолет собрали уже за полгода.

Это второй самолет уже продан за $150 тыс., а первый служит демонстрационным образцом, его можно купить или заказать такой же. А еще в авиаклубе RV Group можно покататься на самолете и даже пройти курс летного мастерства.

Час катания стоит $200, причем в сезон желающих так много, что, если приехать без записи, можно так и не полетать. Курс летного мастерства включает в себя бесплатную теоретическую часть и 42 стандартных часа налета по цене $200 за час.

Я не изучала книгу доходов и расходов RV Group, но если посчитать, что за два выходных клиенты налетают хотя бы по восемь часов в день (а их, как правило, больше), то получается совсем неплохо.

Гаражная сборка

- Сколько комплектов вы уже продали клиентам?

- Три.

- Что-нибудь из них уже собрано?

- Нет, все пока в процессе сборки.

- Сколько времени это может занять?

- Компания-производитель дает на сборку самолета 2 тыс. рабочих часов. Можно заниматься этим каждый день, а можно тратить два часа в уик-энд. У среднестатистического американца на это уходит около двух лет. Но некоторые собирают и дольше - до десяти лет. Естественно, на такое может решиться только очень терпеливый, настойчивый и целеустремленный человек.

- А где собирают самолеты ваши клиенты?

- Один из них собирает в нашем ангаре в Мячкове, другие - в собственных гаражах на даче. Большинство американских самолетов собраны именно так: в гаражах размером 6 х 6 м. Поскольку крылья собираются отдельно, а потом состыковываются, то самолет спокойно проходит в большие гаражные ворота.

- Вы как-то консультируете людей, купивших у вас комплекты для сборки?

- Да, мы их поддерживаем. В России достаточно сложно заниматься сборкой самолетов, потому что производитель далеко, звонить дорого, по электронной почте объясняться сложно, тем более что переписку нужно вести на техническом английском.

- Вы перевели на русский инструкцию по сборке?

- Нет, там инструкция как таковая не нужна, есть очень много чертежей. Они понятные, а слов типа "просверлить", "отпилить" немного, и человек, владеющий основами английского, вполне может разобраться. Единственное, что в начале работы пугает людей, - это дюймовая система измерения. Практика показала, что к ней привыкаешь за две-три недели.

- А разве российские детали нельзя использовать?

- Во-первых, российские детали метрические, во-вторых, они дороже, и, в-третьих, неизвестно, где все это покупать. Выяснилось, что все, безусловно, проще, дешевле и быстрее покупать в Америке. И товар там более качественный. Зашел в интернет-магазин, выбрал, заказал, получил.

Собственно, через нас можно заказать и инструменты, и любую авиационную принадлежность.

- В России еще есть подобные фирмы?

- Есть. С одной фирмой мы очень дружим. Они продают комплекты для сборки и строят композитные самолеты Velocity с толкающим винтом.

Собрали, и дальше?

Предположим, влюбленный в небо человек набрался терпения и за несколько лет упорного труда собрал-таки в своем гараже самолет. Отпраздновал это дело с семьей и друзьями. А дальше что?

- Мы готовы проинспектировать и облетать самолет клиентов, - рассказывает Александр Раткин, - а также помочь в регистрации самолета.

- Допустим, ваш клиент захочет из Ярославля полететь в Нижний Новгород?

- Мы найдем ему аэродром и все организуем.

- За отдельные деньги?

- Если самолет обслуживается в нашем аэроклубе, то обеспечение перелета, скорее всего, будет даже бесплатным. Сейчас также продвигаем программу долевого использования самолетов, которая позволяет значительно снизить расходы на эксплуатацию самолетов, предоставляя возможность летать столько, сколько человеку нужно.

Бизнес без алгоритмов

- Самолеты, - рассуждает Александр Раткин, - это товар даже более космополитичный, чем автомобиль. Неважно, в какой стране они сделаны. Мы не собираемся ограничиваться Россией, в этом году планируем совершить перелет по российским аэродромам малой авиации, а в следующем у нас будет тур по Европе и странам СНГ с целью продвижения наших самолетов. Что же касается прибыли, то Раткин признается, что пока больших доходов его бизнес ему не приносит, но по этому поводу не унывает.

- Рынок малой авиации только формируется. В 2004 году он пережил кризис и сейчас начинает восстанавливаться. Мы понимаем, что это вложение в будущее. Нефть, безусловно, более прибыльна. Но самолеты - этот тот бизнес, которым хочется заниматься для души. Здесь нет пока моделей для подражания, здесь каждый шаг - это изобретение чего-то нового. Мы даже не можем планировать сбыт самолетов, он может быть и десять самолетов в год, и ноль. Кроме того, все время приходится преодолевать бюрократические преграды.

И все же несмотря на сложности Александр Раткин уверен, что у малой авиации в России неплохие перспективы. Вплоть до того что она вполне может стать альтернативой личному транспорту. Во-первых, потому что предполагает совершенно иной уровень удобства. Даже если человек летит бизнес-классом, он все равно привязан к определенному рейсу. А на собственном самолете можно лететь в любое время. Во-вторых, потому что это быстро: на RV из Москвы до Питера можно долететь за пару часов. И даже личного пилота нанимать не обязательно.

- Многие предпочитают летать самостоятельно. Ведь отдых - это смена видов деятельности, а это - развлечение, которое развивает человека. Здесь не как в автомобиле: научился рулить и едешь. Управляя самолетом, нужно постоянно обрабатывать большое количество информации, самолет ведет себя по-разному в зависимости от ветра, температуры воздуха, ландшафта. Пилотирование спортивного самолета ни в какое сравнение не идет с полетом на пассажирском самолете.

- Вы сами часто летаете?

- По выходным летаю. И вряд ли мне это когда-либо надоест.

 

Дайджест прессы за 21 апреля 2006 года | Дайджест публикаций за 21 апреля 2006 года
Авторские права на данный материал принадлежат газете «Бизнес & FM». Цель включения данного материала в дайджест - сбор максимального количества публикаций в СМИ и сообщений компаний по авиационной тематике. Агентство «АвиаПорт» не гарантирует достоверность, точность, полноту и качество данного материала.
Связи: Cessna 172, R22 Beta ll, R44 (в процессе тестирования)