О Сайте Об Агентстве Услуги предприятиям отрасли

Летучий редуктор

Между Воронежским мехзаводом и ОКБМ разгорелся конфликт.На ОКБМ считают, что уволившиеся из КБ сотрудники перенесли на ВМЗ техдокументацию на редукторы-шарниры для истребителей пятого поколения

Как стало известно "Ъ", между двумя оборонными предприятиями Воронежа - Воронежским мехзаводом (ВМЗ) и Опытно-конструкторским бюро моторостроения (ОКБМ) - разгорелся конфликт, который ставит под сомнение правомочность ряда разработок и производств авиационного направления ВМЗ. На ОКБМ считают, что уволившиеся из КБ сотрудники перенесли на ВМЗ техдокументацию на редукторы-шарниры для истребителей пятого поколения. Впрочем, как отметил начальник контрольно-правового управления мехзавода Николай Пронин, у силовых ведомств нет претензий к предприятию, а уголовные дела по краже документации закрыты. В правоохранительных органах ситуацию не комментируют, ссылаясь на секретность предприятий.

В ГУВД области, которое сейчас расследует дело по фактам хищения из ОКБМ научно-технической документации на производство редукторов-шарниров для учебно-боевого истребителя Як-130 и истребителя нового поколения Су-47 "Беркут", ситуацию не комментируют, ссылаясь на особую режимность оборонных предприятий - ОКБМ и ВМЗ. Из материалов уголовного дела (копии документов оказались в распоряжении "Ъ") следует, что оперативные мероприятия по краже конструкторской документации ОКБМ велись с конца 2004 года, а уголовное дело по статье "присвоение или растрата" было возбуждено в январе минувшего года. Основным фигурантом является бывшая сотрудница конструкторского бюро Наталья Корочанская. Как выяснилось, пропавшая документация была обнаружена оперативниками в отделе № 106 мехзавода. По расчетам ФГУП "Научно-исследовательский институт стандартизации и унификации" (Москва), ущерб от кражи документов составил свыше 3 млн рублей.

ОКБМ создано в 1960 году. Является единственным в России предприятием, которое специализируется на разработке и внедрении в производство силовых редукторов для вертолетов, реактивных самолетов и космических аппаратов. В феврале 2004 года на предприятии введена процедура банкротства по иску Воронежской лизинговой компании. ФГУП "Воронежский механический завод" - крупнейшее оборонное предприятие региона. Основное направление его деятельности - производство жидкостных реактивных двигателей. Цеха ОКБМ и ВМЗ расположены на одной территории.

На ВМЗ отказываются раскрывать подробности уголовного дела, так же как и говорить о разработках, которые ведутся в рамках авиационного направления деятельности мехзавода. "В части авиационных работ у правоохранительных органов к нам нет претензий. Уголовное дело закрыто", - сообщил начальник контрольно-правового управления предприятия Николай Пронин, добавив, что дело прекращено "на правовых основаниях". Вице-губернатор Вячеслав Клейменов, курирующий промышленность, в свою очередь, пояснил, что авиационное направление ВМЗ в последнее время активно развивается, а на международной конференции по развитию авиации, которая состоялась минувшим летом, руководство завода рассказывало о своих новых разработках. "Об уголовном деле я слышу впервые - от вас, - отметил господин Клейменов. - Из ОКБМ нам никто не жаловался на то, что могут быть нарушены их авторские права".

Между тем в середине апреля гендиректор ВМЗ Александр Бондарь в интервью одному из региональных СМИ рассказал, что за короткое время мехзавод разработал и изготовил авиадвигатель М9Ф для легкомоторной авиации и опытный двигатель М5. По словам господина Бондаря, предприятие является "единственным в России, специализирующимся на разработке поршневых авиационных двигателей", и даже получило заказ на разработку маломощного двигателя для беспилотных летательных аппаратов. Однако наиболее перспективным на ВМЗ руководство предприятия считает разработку редукторов-шарниров систем управления аэродинамикой самолетов пятого поколения.

Впрочем, участники рынка конструкторских разработок в сфере авиации отмечают, что ВМЗ получил лицензии на работы в авиационном направлении только в конце 2004 года, а фактически - в начале 2005 года. Хотя за данный промежуток времени, по мнению экспертов, сложные конструкторские разработки провести невозможно. По словам ведущего конструктора ОКБМ Гарри Иващенко, мировая практика показывает, что на разработку и освоение серийного производства редукторов-шарниров уходит не менее трех лет при наличии опыта аналогичных разработок. До заявления мехзавода о том, что предприятие готовит производство редукторов-шарниров, в мире их изготавливали только три компании - Lockheed Martin (США, занимается разработкой истребителей нового поколения с крылом обратной стреловидности), подразделение Rolls-Royce (Великобритания) и ОКБМ.

"Выступление в СМИ гендиректора ВМЗ о направлениях их авиационных разработок говорит о том, что часть документации КБ моторостроения может быть передана на мехзавод бывшими сотрудниками ОКБМ. Однако это предположения, подтвердить или опровергнуть которые могут только правоохранители", - заметил источник, знакомый с ситуацией. По его словам, руководство ВМЗ не заинтересовано в правовом оформлении актов передачи конструкторской документации из ОКБМ на мехзавод, поскольку в таком случае предприятие должно платить роялти (авторское вознаграждение) КБ, которое составляет до 6% от суммы реализации выпущенной продукции.

На ОКБМ отмечают, что бюро может наладить собственный выпуск редукторов - правда, после того как на предприятии завершится процедура банкротства. Однако потенциальные инвесторы будут заинтересованы в приобретении ОКБМ с торгов только в случае, если КБ вернет себе конструкторскую документацию, которая не будет дублироваться разными методами другими предприятиями. По данным "Ъ", в приобретении ОКБМ может быть заинтересована АФК "Система", контролируемая одним из крупнейших российских бизнесменов Владимиром Евтушенковым....
Авторские права на данный материал принадлежат «Коммерсантъ - Воронеж». Цель включения данного материала в дайджест - сбор максимального количества публикаций в СМИ и сообщений компаний по авиационной тематике. Агентство «АвиаПорт» не гарантирует достоверность, точность, полноту и качество данного материала.

Загрузка