О Сайте Об Агентстве Услуги предприятиям отрасли

Тот, который не стрелял

Пензенский областной суд отказал отменить постановление о назначении открытого судебного заседания по делу четверых российских авиадиспетчеров

В конце минувшей недели произошло одно, казалось бы, заурядное в судебной практике событие, последствия которого, при худшем развитии ситуации, могут иметь политический, а возможно, и серьезный экономический характер. Коллегия по уголовным делам Пензенского областного суда отказалась отменить постановление о назначении открытого судебного заседания по делу четверых российских авиадиспетчеров. До этого, в начале прошлой недели, несколько влиятельных российских авиационных профсоюзов провели в Независимом пресс-центре совместную пресс-конференцию, на которой прозвучали слова о возможном "прекращении международного воздушного сообщения с Россией".

Напомним читателю вкратце суть происходящего. 12 июля 2005 года в небе над Россией произошел странный инцидент. Точнее, все "странности" происходили на земле - потому что самолет "Боинг 777-200" вьетнамской авиакомпании, вылетевший из Ханоя, не встретил никаких препятствий на своем воздушном пути и удачно приземлился в аэропорту "Домодедово". Пассажиры и экипаж, оказавшиеся, как выяснилось в дальнейшем, неземными счастливчиками, и не подозревали, какие страсти кипели вокруг них внизу. Итоги всех этих страстей привели к уголовному делу. А теперь, судя по упомянутому выше решению, - уже и к судебному рассмотрению. Чтобы быть объективным и не вмешиваться в дела правоохранителей, представим взгляды на случившееся и профсоюза авиадиспетчеров, и прокуратуры.

По версии профсоюза, вьетнамская авиакомпания, выполнявшая и ранее рейсы по маршруту Ханой - Москва, чтобы продолжить регулярные полеты, подала заявку в Федеральное агентство воздушного транспорта. Разрешение было оформлено. Но одна из структур Гражданского сектора Главного центра единой системы организации воздушного движения РФ не передала это разрешение в свои зональные центры и в соответствующие военные органы. Вот короткая цитата из заявления профсоюза, направленного в адрес руководителей России: "Следуя анализу обвинительного заключения, можно сделать вывод, что причиной потери информации о наличии разрешения вьетнамской авиакомпании на выполнение рейса по расписанию явилась "неисправность принтера"... Как следствие, электронное разрешение не было распечатано на бумажном носителе..." Далее в заявлении упоминается, что военные авиадиспетчеры, не обнаружив у себя плана полета на рейс, предприняли действия по "выдворению пассажирского самолета с территории России". Но гражданские авиадиспетчеры не выполнили указание военных коллег из-за "часто повторяющихся ситуаций, когда после объявления аналогичных команд на возврат самолета план полетов... находили спустя 10 - 20 и более минут"...

Обвиняющая сторона настаивает на том, что "гражданские" все же нарушили правила международных полетов, приняв на управление самолет "при отсутствии разрешения на использование воздушного пространства РФ".

Не имея возможности обсуждать юридическую сторону, поговорим о предмете не менее важном - престиже державы. Дело авиадиспетчеров в этом смысле весьма показательно. Ведь по-хорошему данный инцидент вряд ли стоило так раздувать - тем более что все завершилось, слава Богу, не как в 1983 году с южнокорейским "Боингом". И если думать серьезно о престиже, можно было, как я полагаю, во-первых, объявить с десяток выговоров, а во-вторых - озаботиться тем, чтобы финансовые структуры выделяли на оргтехнику (принтеры, в частности) ровно столько денег, сколько необходимо для безусловного обеспечения безопасности полетов. И в-третьих, проанализировав все случившееся, выстроить систему взаимодействия гражданских и военных авиадиспетчеров таким образом, чтобы она в дальнейшем не давала сбоев.Чтобы жизнь пассажиров и экипажа в принципе не могла быть перевешена одним фактом отсутствия какой-то бумажки, которую вовремя не вывели на принтере (напомню, что электронная версия все же была).

В общем, нужен был некий "домашний" комплекс мер - подобный порке, которую отец устраивает сыну дома, не обращаясь к участковому. Пользы от этого больше, а шуму - меньше. Тем более что в будущем, как заявил на пресс-конференции президент Федерального профсоюза авиадиспетчеров России Сергей Ковалев, подобные нестыковки уже не могут возникнуть в связи с образованием Федеральной аэронавигационной службы, объединяющей и военных, и гражданских авиадиспетчеров.

Однако с "домашними" или "корпоративными" мерами, кажется, опоздали. С подачи командования ВВС, как утверждают устроители пресс-конференции, гражданские авиадиспетчеры прочно попали под уголовный пресс. Известно, что у нас в стране очень сложно остановить правовой механизм, когда он уже запущен. Но шум действительно поднялся очень сильный - профсоюз авиадиспетчеров ведь отлично организован, к тому же имеет обширные международные связи. И главное - никто из "гражданских", кажется, не намерен более скрывать факты, свидетельствующие о "противоречивости" отдельных команд, исходящих порой от военных коллег. В общем, главком ВВС, взвесив, видимо, ситуацию, обратился совместно с руководителем новой Федеральной аэронавигационной службы с заявлением о прекращении уголовного дела "из-за отсутствия в действиях авиадиспетчеров состава преступления". Позиции поменялись. Но обращение пока не помогло.

Потому-то мы и заговорили о возможных последствиях. Обратимся к самому названию пресс-конференции: "Российские авиадиспетчеры обещают прекратить международное воздушное сообщение". Судя по некоторым деталям, приведенным Сергеем Ковалевым, авиадиспетчерам не составит особого труда претворить обещанное в жизнь. Для этого, как оказалось, им необходимо всего лишь... как можно четче исполнять инструкцию. В качестве иллюстрации Ковалев привел пример:

- Разрешение на полет приходит, как правило, в электронном виде. Но авиадиспетчер вправе потребовать оригинал, с подписью и печатью, заверенной органами авиационной власти, чтобы убедиться в том, что воздушное судно действительно имеет разрешение. А электронное сообщение, как известно, может послать кто угодно...

Авиадиспетчеры не планируют специально проводить акции в период проведения саммита "восьмерки", но такое совпадение, по словам председателя профсоюза, может случиться...

А теперь последнее. Обозреватель "МП" поинтересовался, что могло бы произойти с самолетом, если бы гражданские авиадиспетчеры на самом деле его отправили обратно?

- В сложившейся ситуации "развернуть" без серьезных последствий было невозможно, - ответил Сергей Ковалев. - Радиус разворота воздушного судна значительно превышает ширину воздушной трассы. Пока самолет находится на воздушной трассе под контролем гражданских авиадиспетчеров, он не является нарушителем. Выйдя за ее пределы, становится нарушителем...

А вот заключение президента профсоюза летного состава России Мирослава Бойчука, высказанное на той же пресс-конференции:

- Как действующий командир-инструктор могу сказать уверенно, что "Боинг" назад в Ханой уже бы не вернулся......
Авторские права на данный материал принадлежат «Московская правда». Цель включения данного материала в дайджест - сбор максимального количества публикаций в СМИ и сообщений компаний по авиационной тематике. Агентство «АвиаПорт» не гарантирует достоверность, точность, полноту и качество данного материала.

Загрузка