О Сайте Об Агентстве Услуги предприятиям отрасли

Архангельский богатырь

В 2009 г. на ММП им. Чернышева начнется серийный выпуск двигателей серий ТВ3-117 и ВК-2500, которые устанавливаются на всех военных и гаржданских вертолетах

В соответствии с планом правительства России, в 2009 г. на ММП имени В.В. Чернышева начнется серийный выпуск двигателей серий ТВ3-117 и ВК-2500, которые устанавливаются на всех вертолетах, эксплуатирующихся в Вооруженных Силах и других силовых структурах, а также гражданских организациях и авиакомпаниях. А в ближайшие два года эти двигатели будет изготавливать их разработчик - петербургский Завод им. В.Я. Климова. Таким образом, в скором времени Россия перестанет зависеть от Украины в поставках вертолетных моторов, выпускающихся сейчас на заводе "Мотор Сич".

Организация такого производства на территории России позволит обеспечить интересы национальной безопасности, а также получить значительный приток средств в российское двигателестроение за счет экспортных поставок этих моторов, имеющих высокий спрос на рынке. На сегодняшний день Завод им. В.Я. Климова может ежегодно поставлять до 100 вертолетных двигателей типа ТВЗ-117 и ВК-2500, а также осуществлять высококачественный ремонт такого же числа моторов. А в целом, по оценке генерального директора предприятия Александра Ватагина, общий рынок новых моторов этого типа составляет около 300 единиц ежегодно, а количество нуждающихся в ремонте моторов доходит до 600 экземпляров.

Как заявил гендиректор Завода им. В.Я. Климова на салоне "Двигатели-2006", для быстрого и эффективного освоения производства ТВЗ-117 и ВК-2500 на ММП имени В.В. Чернышева потребуются вложения в пределах 3 млрд. рублей. При этом проект может развиваться как за счет бюджетных средств, так и за счет частных инвесторов или заемных средств, поскольку рынок вертолетных двигателей большой, а проект обещает быть рентабельным. Александр Ватагин считает, что освоение новой номенклатуры ММП имени В.В. Чернышева - это непростая, но вполне решаемая задача, поскольку технологическая база российских моторостроительных предприятий выше, чем украинских.

Завод им. В.Я. Климова - последний в нашей стране полностью государственный разработчик авиадвигателей. На сегодняшний день предприятию удалось выйти из кризисного состояния, в котором пребывало еще несколько лет назад. С начала 2004 г. оно не имеет долгов. Оборот 2005 г., по сравнению с 2004 г., увеличился вдвое, а в 2006 г., по сравнению с 2004 г., планируется утроить (по словам гендиректора, он должен составить 3,5 млрд. рублей). Этого планируют добиться за счет проведения опытно-конструкторских работ.

В настоящее время большая часть ОКР на Заводе им. В.Я. Климова выполняется в интересах иностранных заказчиков. В частности, в рамках государственного контракта по продаже Индии тяжелого авианесущего крейсера "Адмирал Горшков" ведется разработка двигателя РД-ЗЗМК "Морская оса", представляющего собой глубокую модификацию турбореактивного двигателя РД-33, установленного на истребителях МиГ-29 и предназначенного для корабельного варианта самолета. Уже проведен значительный объем стендовых испытаний двигателя. В этом году проект выходит на завершающую стадию - государственные стендовые испытания. Параллельно ведутся испытания модификаций РД-33 с соплом с отклоняемым вектором тяги (ОВТ), целью которых является значительное увеличение сроков службы как самого двигателя, так и механизма ОВТ. Согласно запланированному графику идет разработка двигателя РД-93 для Китая. Завод им В. Я. Климова уже практически выполнил свой объем работ и готовится передать всю необходимую документацию для серийного производства РД-93 на ММПП им. Чернышева.

Что касается вертолетной тематики, то здесь ситуация менее определенная. Так, несколько месяцев назад состоялись переговоры с представителями итальянской вертолетостроительной корпорации Augusta Westland о возможном применении на ее машинах двигателей разработки ОКБ Завода им. В.Я. Климова. Ведутся переговоры о совместных работах по разработке двигателя ВК-1200 с другой итальянской компанией Avio. Сотрудничество с европейскими производителями считается весьма важным для предприятия. Как объявил Александр Ватагин, "мы ставим перед собой задачу присутствовать не только на азиатском, но и на американском и европейском рынках как предприятие, создающее конкурентоспособный интеллектуальный продукт".

Среди работ, которые финансируются за счет российского бюджета, можно отметить тему "Архангельск", по которой создается двигатель для военно-транспортного самолета Ил-112 в интересах Министерства обороны РФ. Первый образец двигателя, получившего обозначение ТВ7-117СТ "Богатырь", уже прошел этап макетной комиссии и испытывается на стенде. "Богатырь", по сравнению с уже освоенными моторами серии ТВ7-117, имеет увеличенную на 10% мощность и меньшую массу, что достигнуто за счет введения в конструкцию двигателя уникального закрытого центробежного колеса и широкого применения магниевых сплавов. Этот образец имеет небольшой удельный расход топлива - 200 г/л.с. в час на взлетном режиме, в то время как показатели зарубежных аналогов составляют 206-230 г/л.с. в час. "Мы надеемся, что Минобороны получит современный двигатель, газогенератор которого станет основой для создания целого продуктового ряда двигателей", - отметил Александр Ватагин.

Приоритетное направление ОКР по вертолетной тематике Завода им. Климова на ближайшую перспективу - создание двигателя ВК-800 мощностью 800 л.с. Это новая разработка, не имеющая прототипов среди ранее созданных образцов. На салоне "Двигатели-2006" был представлен газогенератор этого мотора. Первоначально ВК-800 проектировался для казанского вертолета "Ансат", но по ряду причин, в том числе из-за отсутствия финансирования проекта, работы затянулись. Отметим, программа по ВК-800 на Заводе им. В.Я. Климова выполняется на собственные средства, однако, по словам Александра Ватагина, руководство предприятия пытается убедить Роспром выделить для ее завершения бюджетные деньги. По мнению разработчиков, ВК-800 будет востребован на рынке, а на его базе можно создать целый продуктовый ряд двигателей как для вертолетов, так и для самолетов. В этом году планируется изготовить первый опытный образец ВК-800. В планах ОКБ Завода им. В.Я. Климова и создание новой модификации турбовального двигателя ВК-1500 для нового многофункционального вертолета Ка-60 и для модернизации обширного парка вертолетов Ми-8/Ми-17, дальнейшее совершенствование эксплуатационных характеристик сертифицированных двигателей ВК-2500 и ТВЗ-117ВМ/ВМА, а также создание многотопливного варианта двигателя ВК-2500ПГ с противопомпажной системой.

Среди разработчиков силовых установок для аэрокосмической техники, представивших свою продукцию на выставке "Двигатели-2006", был и Самарский научно-технический комплекс им. Н.Д. Кузнецова - одно из крупнейших в России предприятий по созданию опытных авиационных газотурбинных двигателей (ГТД). Здесь создано более 50 типов двигателей, устанавливавшихся на таких самолетах, как Ту-144, Ту-154Б, Ил-62, Ил-86, Ан-22. Одно из важнейших направлений деятельности СНТК - работа в рамках гособоронзаказа по модернизации двигателей НК-32 стратегических бомбардировщиков Ту-160. Построено несколько модернизированных двигателей этого типа с повышенной надежностью и увеличенным ресурсом. Они уже прошли все этапы испытаний, в том числе государственные летные. В 2006 г. в ВВС РФ поступят один новый, построенный на КАПО им. Горбунова Ту-160 и два модернизированных. Все они будут оснащены модернизированными двигателями НК-32. Другие самолеты стратегической авиации также имеют двигатели СНТК им. Н.Д. Кузнецова. На Ту-95МС установлены моторы НК-12М/МВ, а на Ту-22М3 - НК-25. Их также планируется модернизировать.

В сегменте гражданской авиации наиболее приоритетной задачей предприятия является завершение создания двигателя сверхвысокой степени двухконтурности НК-93. По оценке генерального директора СНТК им. Н.Д. Кузнецова Сергея Тресвятского, это один из самых оригинальных и перспективных двигателей не только отечественного, но и мирового двигателестроения. Двигатель предназначен для установки на дальнемагистральных лайнерах Ил-96, среднемагистральных Ту-204 и транспортных самолетах. Мотор соответствует нормам ИКАО по шумности и перспективным нормам по эмиссии вредных выбросов. Летные испытания НК-93 планируется начать в июне.

До 2015 г. СНТК им. Н.Д. Кузнецова должен завершить создание и совершенствование двигателей НК-123ВР-С для легкого самолета и НК-123ВР-В для вертолета, НК-112 тягой 8 тонн для регионального самолета RRJ, ТРДД 2005 тягой 12 тонн для ближне- и среднемагистрального самолета. В планах и модернизация ЖРД НК-33 и НК-43 на ракетах "Союз-2-3", "Кистлер-1" и "Воздушный старт". Среди проектов, не связанных с аэрокосмической сферой, можно отметить создание (по заказу ОАО "РЖД") силового блока ГТЭ-8,3/НК для газотурбовоза. Источником мощности силового блока является двигатель НК-361, работающий на сжиженном природном газе. В перспективе газотурбовозы должны заменить тепловозы, при этом планируется увеличить весовую норму железнодорожного состава в 2 раза и снизить суммарные эксплуатационные затраты в 1,8 раза....
Авторские права на данный материал принадлежат «Военно-промышленный курьер». Цель включения данного материала в дайджест - сбор максимального количества публикаций в СМИ и сообщений компаний по авиационной тематике. Агентство «АвиаПорт» не гарантирует достоверность, точность, полноту и качество данного материала.

Загрузка