О Сайте Об Агентстве Услуги предприятиям отрасли

Прокуратура взялась за ФЛК

Не найдя финансовых нарушений в деятельности ИФК, прокуратура начала проверку финансового состояния другой компании, на деятельность которой выделялись бюджетные средства - ФЛК

Не найдя финансовых нарушений в деятельности лизинговой компании "Ильюшин Финанс Ко" (ИФК), прокуратура начала проверку финансового состояния другой компании, на деятельность которой выделялись бюджетные средства, - Финансовой Лизинговой Компании (ФЛК). Об этом RBC daily в авиапроме рассказали сразу несколько источников. По словам одного из них, финансовые нарушения были у обеих компаний, но "у ФЛК они более явные". По некоторым данным, в последнее время, чтобы избежать любой утечки информации, компания прибегла к политике полной информационной закрытости, прервав работу даже собственного сайта в интернете. В самой ФЛК комментировать информацию и причины проверки прокуратурой отказываются, а предположения представителей авиапрома о финансовых нарушениях называют беспочвенными.

На сегодняшний день в России работают две полугосударственные авиационные лизинговые компании. В 2002 г. компании ИФК и ФЛК одновременно выиграли тендер на организацию лизинга российских самолетов и стали главными заказчиками строительства воздушных судов. В доверительном управлении ИФК находится контрольный пакет Воронежского акционерного самолетостроительного общества (ВАСО). ИФК специализируется на финансировании строительства и продажах самолетов Ил-96, Ан-148 (ВАСО) и Ту-204 (ульяновский "Авиастар"). ФЛК выпускает Ту-214 на мощностях Казанского авиационного производственного объединения и связывает свое будущее с производством регионального самолета RRJ.

В конце прошлого месяца прокуратура, не найдя финансовых нарушений в деятельности ИФК, сняла арест с ее 55% акций. Однако в тот же момент она начала проверку деятельности другой лизинговой компании - ФЛК, которой также выделялись бюджетные средства. О проверках в ФЛК RBC daily рассказали сразу несколько источников в авиапроме. По их словам, если ИФК и нарушала бюджетное законодательство, то делала это осторожно. "В отличие от ИФК, у ФЛК все нарушения неоднократно фиксировались проверками государственных органов и были более явными", - поделился с RBC daily один из собеседников. Он рассказал, что в последнее время, чтобы избежать любой утечки информации, компания прибегала к политике полной информационной закрытости, приостановив работу собственного Интернет-сайта.

По предположению собеседников RBC daily, пожелавших остаться неназванными, прокуратуру заинтересовала практически вся деятельность компании. Например, в августе 2001 г., накануне конкурса авиализинговых проектов, организованного Минэкономразвития России, чтобы соответствовать конкурсным требованиям, компания увеличила уставный капитал до 1500 млн руб. Половина денежных средств была внесена тогдашними акционерами ФЛК - ОАО "Татнефть", банком "Зенит" и их аффилированными структурами. Однако после окончания конкурса в доверительное управление банку "Зенит" было выдано 586,5 млн руб., а ОАО "Татнефть" в виде займа были переданы 162,5 млн руб.

В 2004 году 78% объема дебиторской задолженности ФЛК приходилось на долги предприятий-акционеров, причем объем задолженности практически совпадал со стоимостью принадлежащих им пакетов акций ФЛК. В 2005 г. этот факт выявила Счетная палата. По словам собеседников RBC daily, значительную часть средств компания потратила на приобретение конструкторской документации на Ту-214. "Эти документы компании не нужны, она покупает у завода готовые самолеты", - удивляются источники. В итоге финансовых операций, по предположению источников RBC daily, из внесенных 1 500 млн руб. было потрачено 1 140 млн руб.

В последующем, по словам источников в авиапроме, с финансовой точки зрения деятельность компании не изменилась. В 2003 г. ФЛК приобрела бездоходные простые векселя на сумму 128 млн руб., которые были оценены по номинальной стоимости. Из них на 83,5 млн руб. были приобретены векселя ЗАО "ФЛК-Комплект" с дисконтом 2% и предъявлением в 2007 г. Для контроля финансовых ресурсов, поступающих на приобретение запасных частей для Казанского авиазавода, была основана компания "ФЛК-Техник". За свои посреднические услуги компания берет до 5%. Средства начал съедать аппарат ФЛК. "В штате около 100 сотрудников. Это больше в два раза более крупной компании ИФК, а каждый сотрудник за свою работу "съедал" денег в пять раз больше, чем сотрудник конкурента", - отмечает один из собеседников RBC daily. К концу 2003 г. чистые активы ФЛК стали меньше уставного капитала.

Для получения 385 млн руб. из государственного бюджета в январе 2004 г. ФЛК провела собрание акционеров, на котором было принято решение о допэмиссии на сумму 663,8 млн руб. Но в капитал ФЛК поступили только госсредства. Остальные акции остались невыкупленными, и доля Росимущества выросла до 62%. Денег же хватило только на четыре самолета. В 2005 г. у ФЛК закончились деньги, а уровень задолженности превысил 100 млн руб.

Поэтому в марте 2005 г. ФЛК вошла в Минпромэнерго с предложением направить все 6 млрд руб. (выделенные в прошлом году на авиапром) на увеличение только ее капитала. Для этого она представила договор с авиакомпанией "Трансаэро" о поставке в лизинг десяти Ту-214. Но договор к тому времени не прошел корпоративных процедур одобрения в "Трансаэро", поэтому бюджетные деньги были разделены между двумя лизинговыми компаниями. Несмотря на то, что первый самолет в "Трансаэро" должен был поступить до конца 2005 г., до сих пор он не построен, а срок поставки отнесен на август 2006 г. Руководство ФЛК признало, что не могло финансировать контракт из-за задержки с получением госбюджетных денег 2005 г., а привлечь сторонние деньги из-за финансового состояния компания не может. Кроме того, по словам собеседников RBC daily, себестоимость сборки Ту-214 на Казанском авиазаводе сегодня составляет 42 млн долл., что превышает цену, заложенную в контракт с "Трансаэро" в 33 млн долл. "Тем самым убытки ложатся на ФЛК и будут покрываться исключительно за счет госбюджетных средств", - отметили собеседники.

О прокурорской проверке в ФЛК слышали и конкуренты компании по авиационному бизнесу в ИФК. Депутат Госдумы и совладелец ИФК Александр Лебедев подтвердил RBC daily, что ему известно о финансовых нарушениях в ФЛК. "Еще в прошлом году в ответ на запрос депутата Александра Сысоева по фактам нарушений, выявленных Счетной палатой, был получен ответ, свидетельствующий о том, что в деле нет состава преступления, предусмотренного статьей о злоупотреблении полномочиями", - отметил г-н Лебедев. "Писать в прокуратуру письма о нарушениях в ФЛК бесполезно, это ни к чему не приведет", - резюмирует он. Задержку в поставке самолетов Ту-214 еще весной подтвердила генеральный директор авиакомпании "Трансаэро" Ольга Плешакова. "Первоначально планировалось, что первый самолет пополнит авиапарк компании еще в конце 2005 г., но срок поставки затянулся до августа 2006 г.", - говорила она в марте. В самой ФЛК предположения собеседников RBC daily о причине проверки не комментируют. Генеральный директор компании Евгений Зарицкий передал через своего помощника, что комментировать "неправдивую" информацию не собирается. "Лизинговые компании с государственным участием часто проверяют, но это не свидетельствует о нарушениях, это специфика отрасли", - отметил помощник генерального директора ФЛК....
Авторские права на данный материал принадлежат «RBC Daily». Цель включения данного материала в дайджест - сбор максимального количества публикаций в СМИ и сообщений компаний по авиационной тематике. Агентство «АвиаПорт» не гарантирует достоверность, точность, полноту и качество данного материала.

Загрузка