О Сайте Об Агентстве Услуги предприятиям отрасли

В России вводят электронные авиабилеты

ЗАО "ТАИС" и IATA готовы подписать договор о стратегическом партнерстве, в рамках которого займутся внедрением в России системы продажи электронных авиабилетов

ЗАО "ТАИС" и Международная организация воздушного транспорта (IATA) готовы подписать договор о стратегическом партнерстве, в рамках которого займутся внедрением в России системы продажи электронных авиабилетов, заменяя ими привычные бумажные "книжечки". Если отечественные компании не введут электронные билеты в ближайшее время, международные линии для них могут оказаться закрытыми: уже в следующем году иностранные партнеры просто откажутся работать по старинке с российскими перевозчиками. Быстрому введению системы e-ticketing (системы электронного оформления авиабилетов) в нашей стране, как обычно, мешает законодательство, согласно которому, финансовым документом в России является только бумажный авиабилет, его электронный аналог пока что находится "вне закона".

ЗАО "ТАИС" (Транспортные автоматизированные информационные системы) было образовано в 1991 г. Компания специализируется на создании автоматизированных систем управления на транспорте. Основные программные продукты ТАИС - системы резервирования и продажи билетов в авиации и на междугородних автобусных перевозках, а также система регистрации пассажиров в аэропорту. Авиационный альянс AiRUnion объединяет пять российских авиакомпаний: "КрасЭйр", "Домодедовские авиалинии", "Омскавиа", "Самара" и "Сибавиатранс". Оставаясь юридически самостоятельными, эти компании объединили свои ресурсы и сотрудничают на паритетной взаимовыгодной основе.

В понедельник стало известно, что ЗАО "ТАИС", которое разрабатывает комплексную информационную систему для российского авиационного альянса AiRUnion, и IATA собираются подписать договор о стратегическом партнерстве. Как сказано в заявлении AiRUnion, "стороны намерены приложить совместные усилия для решения глобальной задачи - интеграции российских авиакомпаний в мировую систему безбумажной продажи авиабилетов". По данным российских авиаперевозчиков, это необходимо сделать в течение 2006-2007 гг., так как "уже к началу 2008 г. участникам мирового авиационного сообщества предстоит полностью отказаться от бумажной технологии продаж билетов".

По мнению коммерческого директора ЗАО "ТАИС" Владимира Ловского, многие крупные зарубежные авиакомпании уже отказываются от бумажных билетов и вводят системы e-ticketing. Если российские перевозчики замешкаются, это может создать им дополнительные трудности. "Западные перевозчики и аэропорты просто откажутся от сотрудничества с ними в рамках интерлайновых соглашений", - пояснил он RBC daily. В качестве примера г-н Ловский привел "Аэрофлот", который собирается вступить в международный альянс авиаперевозчиков. Как рассказал специалист, в качестве условия вступления от него потребовали введение электронных билетов, в противном случае компании придется отказаться от рейсов за рубеж.

Все это заставило авиакомпании, входящие в альянс AiRUnion, поспешить с введением системы e-ticketing. Уже летом текущего года должна заработать собственная сеть AiRUnion, которая будет продавать через Интернет билеты на направлении Красноярск-Москва-Красноярск. В дальнейшем система e-ticketing будет введена на всех 60 направлениях полетов AiRUnion. Кроме того, электронная продажа билетов на рейсы авиакомпаний российского альянса будет вестись через мировые дистрибьюторские системы Galileo, Amadeus и др. Открытие продаж электронных билетов на совместные маршруты авиакомпаний AiRUnion с интерлайн-партнерами намечено на начало 2007 г. "Переход на продажу электронных билетов позволит альянсу более успешно развиваться на международном рынке", - сообщила RBC daily пресс-секретарь AiRUnion Ольга Быкова. По ее словам, в стратегические планы авиакомпаний, входящих в альянс, входит развитие международной маршрутной сети и активное сотрудничество с интерлайн-партнерами.

По данным иностранных специалистов, с введением системы e-ticketing стоимость авиаперевозок существенно снизится. В стоимость билетов уже не надо будет вкладывать затраты на изготовление и распространение бланков, сбор и обработку купонов. Кроме того, упростится регистрация пассажиров. В то же время, по данным Владимира Ловского, изначально авиакомпаниям придется вложить в создание системы продажи электронных билетов значительные средства. "Только доработка уже имеющихся у них информационных систем для работы в условиях e-ticketing дает удорожание перевозки одного пассажира на один цент", - сообщил г-н Ловский. Кроме этого, компаниям придется вкладывать деньги в организацию взаимодействия с системами авиакомпаний-партнеров и с системами дистрибьюторов, которые занимаются продажей их билетов.

Это только кажется, что введение электронных билетов - простое дело, подхватывает мысль специалиста ТАИСа руководитель пресс-службы компании "Трансаэро" Сергей Быхал. По его словам, компаниям придется внедрить сложную систему обмена информацией между всеми участниками перевозок: пассажирами, перевозчиками, аэропортами и т.д. "Зато она упростит процесс покупки билетов. Пассажир сможет отплатить билет из любой точки мира, где есть Интернет. А для того чтобы доказать свое право лететь, ему нужно будет только предъявить в аэропорту паспорт и распечатку с данными заказа", - рассказал Сергей Быхал RBC daily. По словам г-на Быхала, в России уже есть перевозчики, которые начали осуществлять онлайн-продажи билетов на свои рейсы. В качестве примера он привел компанию "Трансаэро", в которой система электронных платежей действует с прошлого года. "Однако нам все равно в аэропорту приходится выдавать пассажирам, купившим билет через Интернет, бумажный бланк, так как только он является в России документом финансовой отчетности", - пояснил г-н Быхал.

Именно несовершенство отечественного финансового законодательства может затормозить развитие e-ticketing в России. Как рассказал RBC daily Владимир Ловский, несмотря на то что вчера вышел приказ министерства транспорта о легализации электронного билета, санкционированный министерством финансов, до сих пор не понятно, как по нему будет составляться финансовая отчетность. "Этот приказ объявляет электронный билет полетным, а не финансовым документом, так что для налоговиков и Минфина он не имеет никакой силы", - пояснил он. Со специалистом ЗАО "ТАИС" согласен юрист АКФ "Современные бизнес-технологии" Евгений Трусов. "При использовании электронных билетов сегодня у компании и пассажиров могут возникнуть проблемы с финансовой отчетностью, так как в настоящее время в России нет порядка закрепления данных, поданных только в электронном виде и не имеющих первичного бумажного документа", - пояснил он RBC daily. Ольга Быкова отмечает, что сейчас соответствующие поправки уже вынесены на согласование в Минфин, и надеется, что к 2007 г., когда система покупки электронных билетов должна заработать на всю Россию, законодательство будет изменено....
Авторские права на данный материал принадлежат «RBC Daily». Цель включения данного материала в дайджест - сбор максимального количества публикаций в СМИ и сообщений компаний по авиационной тематике. Агентство «АвиаПорт» не гарантирует достоверность, точность, полноту и качество данного материала.

Загрузка