О Сайте Об Агентстве Услуги предприятиям отрасли

Авиадиспетчеры не задержали самолет

В Первомайском райсуде города Пензы начались слушания по делу двух самарских и двух пензенских авиадиспетчеров ЕСОРВД, которых обвиняют в нарушении правил международных полетов

Вчера в Первомайском райсуде города Пензы начались слушания по делу двух самарских и двух пензенских авиадиспетчеров Единой системы организации воздушного движения (ЕСОРВД), которых обвиняют в нарушении правил международных полетов. Генпрокуратура считает, что гражданские диспетчеры 12 июля 2005 года необоснованно отказались подчиниться требованию военных о выдворении за пределы воздушного пространства России вьетнамского лайнера Boeing 777-200, идентифицированного силами ПВО как самолет-нарушитель.

На скамье подсудимых оказались и. о. руководителя полетов Самарского районного центра ЕСОРВД Виктор Кошелев, диспетчер Олег Трусин, руководитель полетов Пензенского центра ЕСОРВД Юрий Кальчугин и диспетчер Виталий Страшко. Генпрокуратура обвиняет диспетчеров в "нарушении правил международных полетов". Если вина подсудимых будет доказана, то их ждет штраф в размере 50 тыс. руб. или лишение права работать авиадиспетчерами на срок до трех лет.

Напомним, утром 12 июля 2005 года самарские и пензенские авиадиспетчеры осуществляли сопровождение вьетнамского Boeing 777-200 авиакомпании Xangxong Vietnam, выполнявшего регулярные рейсы из Ханоя в московский аэропорт Домодедово. В тот день в 5.34 по московскому времени Boeing вошел в воздушное пространство РФ со стороны Казахстана и был идентифицирован военными как самолет-нарушитель. По их версии, поводом для этого стал тот факт, что вьетнамская сторона несвоевременно подала заявку на выполнение рейса в центр планирования и регулирования потоков воздушного движения, входящий в состав ЕСОРВД России. Таким образом, получилось, что самолет без разрешения вошел в российское воздушное пространство.

В ходе расследования было установлено, что 5 июля вьетнамская авиакомпания направила в управление производственной деятельности Федерального агентства воздушного транспорта Минтранса России заявку для получения разрешения на полеты в воздушном пространстве РФ. Два дня спустя информация о получении авиакомпанией указанного разрешения была направлена в главный центр ЕСОРВД для утверждения. Но поскольку телеграмма не была своевременно обработана в отделе долгосрочного планирования гражданского сектора, вьетнамский рейс в суточный план полетов включен не был, а разрешений на использование воздушного пространства России в органы ВВС и ПВО Минобороны не поступало.

При этом 11 июля вьетнамская авиакомпания направила в Самарский районный центр ЕСОРВД уведомление о намерении вылета, который, по мнению прокуратуры, не является основанием для использования воздушного пространства РФ. Обвинение настаивает на том, что гражданские диспетчеры должны были задержать машину в небе ("поставить самолет в зону ожидания") до выяснения причин ее несанкционированного появления. Однако после радиопереговоров с командиром лайнера гражданские диспетчеры разрешили ему полет на Москву.

Минобороны перевело этот инцидент на уровень скандала с уголовным оттенком. Для начала военное ведомство потребовало от Минтранса компенсацию в размере 500 тыс. руб. за приведение в полную боевую готовность сил ПВО.

Как вчера рассказали Ъ в пензенском центре управления воздушным движением, несмотря на статус подсудимых, диспетчеры от работы не отстранены. "Это опытные специалисты, они оказались жертвами конфликта и недопонимания между военным и гражданским ведомствами",- пояснил собеседник Ъ. В самарской службе управления воздушным движением также считают обвинение авиадиспетчерам надуманным. "Им вменяется в вину нарушение правил международных полетов, но эти правила распространяются исключительно на экипажи воздушных судов",- говорит начальник службы управления воздушным движением Фарид Хамедуллин, подчеркнув, что все необходимые документы, которые давали бы разрешение на выполнение полетов, у вьетнамской стороны имелись. Сами подсудимые свою вину также не признают, пояснив, что не могли чисто технически в короткий промежуток времени "развернуть самолет и выдворить его за пределы воздушного пространства России". Представители профсоюза авиадиспетчеров России вчера заявили, что, если подсудимые будут признаны виновными, члены профсоюза в знак протеста прибегнут к забастовке или голодовке....
Авторские права на данный материал принадлежат «Коммерсантъ». Цель включения данного материала в дайджест - сбор максимального количества публикаций в СМИ и сообщений компаний по авиационной тематике. Агентство «АвиаПорт» не гарантирует достоверность, точность, полноту и качество данного материала.

Загрузка