О Сайте Об Агентстве Услуги предприятиям отрасли

Тарифы заблудились в облаках

Россия, обладая самым большим в мире воздушным пространством, по расходам на развитие единой системы организации движения лайнеров отстает от всех ведущих авиадержав

Россия, обладая самым большим в мире воздушным пространством, по расходам на развитие единой системы организации движения лайнеров отстает от всех ведущих авиадержав.

Тарифы на навигационное обслуживание, несмотря на инфляцию, не меняются вот уже пятый год. Их рост неминуем, вопрос только во времени. Как выяснил "Гудок", Минфин на навигацию денег точно не даст.

Дешевая навигация "каменного века"

По данным главы Федеральной аэронавигационной службы (Росаэронавигации) Александра Нерадько, сумма годовых расходов на организацию воздушного движения (ОрВД) составляет около 20 млрд. рублей. "Между тем США тратят на поддержание и развитие этого сегмента около 9 млрд. долларов в год, Япония - 1,6 млрд. долларов, - отметил он на специальном совещании службы. - Еврокомиссия только на внедрение в Евросоюзе технологии автоматического зависимого наблюдения выделила около 25 млрд. евро на четыре года (с 2003-го по 2006-й). Еще 50 млрд. евро выделены на разработку и реализацию в небе Европы программы SEZAR. Она призвана вдвое повысить пропускную способность и безопасность воздушного движения".

Генеральный директор ФГУП "Госкорпорация по ОрВД" Олег Алексеев добавил, что основу технического обеспечения движения воздушных судов в России составляют морально и физически устаревшие системы. Их использование, подчеркнул он, малоэффективно на низких высотах полета, в условиях обеспечения воздушного движения над населенными пунктами, большими водными пространствами, малонаселенной и труднодоступной местностью. "Системы, выработавшие свой технический ресурс и требующие замены, составляют, по различным оценкам, от 56 до 85%. А 70% эксплуатируемого самолетного парка имеет бортовые аэронавигационные системы и навигационные комплексы, не удовлетворяющие современным требованиям", - добавил Олег Алексеев.

Экономические показатели работы системы аэронавигационного обслуживания, по его словам, не позволяют в необходимые сроки провести серьезную модернизацию оборудования без выделения средств федерального бюджета или из других источников. Начальник отдела бортового обеспечения и авионики Роспрома Александр Медников заявил, что промышленность сама не в состоянии решить эту задачу. Рабочая группа Роспрома не может даже определить, сколько в ближайшее время потребуется комплектов аэронавигационных приборов. Четких планов нигде нет. "В настоящее время мы можем выпускать по 30 и более самолетокомплектов в месяц, а получаем заказы по 1-2 комплекта в квартал", - подчеркнул Александр Медников.

Навигаторов заморозили

Главную причину недостатка финансирования аэронавигационной отрасли Олег Алексеев видит в сложившейся тарифной политике. "В сфере ОрВД она не обеспечивает необходимых темпов модернизации оборудования, - говорит он. - Ставки за аэронавигационное обслуживание не индексировались длительное время, государственное финансирование не обеспечивалось, внебюджетного финансирования системы ОрВД не было последние два года".

Между тем за примерами государственной поддержки в авиаотрасли далеко ходить не надо, отметил глава ФГУП. Отчисления бюджета на развитие инфраструктуры аэродромов, также не подлежащей приватизации, как и система ОрВД, "выросли с 2004 года почти в 15 раз". В 2006 году они достигли 12, 7 млрд. рублей. Кроме того, по данным Федерального агентства воздушного транспорта, ставки сборов за взлет-посадку и наземное обслуживание в аэропортах неуклонно росли в 2005 году. "В зависимости от видов сборов и тарифов рост составлял от 14 до 59%", - отметил Олег Алексеев.

Последнее уточнение тарифов Росаэронавигации было произведено в 2001 году. "С 2000 по 2005 год удельный сбор за аэронавигационное обслуживание уменьшился, - заявил на совещании службы директор "Госкорпорации по ОрВД", - с 2,2 до 1,5% от стоимости билета. В то же время среднемесячная заработная плата в отрасли выросла в 7 раз. В итоге основной доход нам приносят иностранные авиакомпании".

Ставки сборов на аэронавигационное обслуживание в России ниже среднемирового уровня. "В Италии, Швейцарии, Великобритании и на Украине эти ставки выше наших почти вдвое, - возмущается Олег Алексеев. - Но поскольку компенсационные выплаты зарубежных авиакомпаний за транссибирские перелеты равны бюджету "Госкорпорации" и составляют порядка 13-15 млрд. рублей в год, нам трудно на переговорах с иностранцами требовать повышения тарифов для них".

Минфин приземлил чиновников

Согласно концепции Росаэронавигации, которая будет представлена в правительство, на модернизацию системы ОрВД до 2025 года потребуется 155 млрд. рублей. Раскошелиться придется и авиакомпаниям. Их инвестиции по оснащению парка воздушных судов перспективными комплексами бортового аэронавигационного оборудования в общей сложности составят еще 126 млрд. рублей.

Однако заместитель директора департамента бюджетной политики в отраслях экономики Минфина Елена Шипилева на совещании Росаэронавигации сразу заявила, что шансов на реализацию всех ожиданий отрасли немного. "Предложенный объем финансирования в размере 155 млрд. не обоснован в материалах концепции. В паспорте строек не обозначены участники реализации. Не раскрыт и механизм возможности реализации ГЧП", - подчеркнула она. Елена Шипилева добавила также, что "Минфин предложение о планах создания внебюджетных фондов поддерживать не будет". Расходы бюджета по развитию аэронавигационной системы в перспективном финансовом плане до 2009 года не предусмотрены. Поэтому пока аэронавигация может рассчитывать лишь на малую бюджетную прибавку. В масштабах запрашиваемой суммы она выглядит смехотворной - 3,8 млрд. рублей. На эту сумму, пояснила Елена Шипилева, "Минфин согласовал федеральную целевую программу по контролю и разведке воздушного пространства".

И.о. директора департамента летных стандартов Государственной службы гражданской авиации Анатолий Павленко предложил в ответ превратить систему организации воздушного движения в государственное предприятие. "Ведь все авиакомпании, кроме аэронавигационных сборов, платят налоги и могли бы рассчитывать, что государство будет содержать систему аэронавигационного обеспечения за свой счет", - добавил он. Елена Шипилева не согласилась и с этой идеей. Она отметила, что придать аэронавигационным сборам налоговый характер будет очень сложно, "так как это потребует слишком больших изменений в законодательстве". Представитель Минфина раскритиковала еще один пункт концепции - привлечение на финансирование ОрВД денег субъектов Федерации. По ее словам, формулировка, заложенная в концепции Росаэронавигации, некорректна. Просто потому, что "воздушное пространство является федеральной, а не региональной собственностью"....
Авторские права на данный материал принадлежат «Гудок». Цель включения данного материала в дайджест - сбор максимального количества публикаций в СМИ и сообщений компаний по авиационной тематике. Агентство «АвиаПорт» не гарантирует достоверность, точность, полноту и качество данного материала.

Загрузка