О Сайте Об Агентстве Услуги предприятиям отрасли

Воздушные маршалы ждут закона

В том, как нужно освещать проблемы чрезвычайных ситуаций и антитеррористической деятельности, попытались разобраться участники семинара "СМИ и воздушный террор"

По данным статистики, около 80 процентов населения России подвержены постоянному страху стать жертвой теракта и не уверены, что государство может их защитить. Кто несет ответственность за такой негативный настрой? Изрядная доля вины лежит на СМИ. В том, как нужно освещать проблемы чрезвычайных ситуаций и антитеррористической деятельности, попытались разобраться участники семинара "СМИ и воздушный террор", прошедшего в аэропорту Домодедово в рамках проекта "Будущее без терроризма, терроризм без будущего".

Газеты, радио и телевидение много говорят о самих терактах, а об их профилактике в "мирное время" молчат. Может, это закрытая информация? Участников семинара в Домодедове заверили, что это не так, а в доказательство провели увлекательную экскурсию для прессы.

После вступления в силу Закона "О противодействии терроризму" появилась возможность внедрять в аэропортах современные методики контроля безопасности. Спорные с точки зрения прав человека, но действенные. Взять, например, мануальный досмотр. Большинство пассажиров позволяют себя ощупать на предмет наличия оружия, но неохотно снимают верхнюю одежду, обувь и ремни, которые с помощью специальных аппаратов проверяют на наличие молекул взрывчатых веществ. В качестве компенсации за неприятную процедуру на гранитном полу постелили коврики, а пассажирам выдают полиэтиленовые тапочки. Эффективность мануального досмотра доказывает такой факт: когда метод ввели в действие в октябре 2004 года, в мусорных баках у пунктов досмотра багажа стали находить множество пакетиков с наркотиками.

Бывают случаи, когда пассажир наотрез отказывается раздеваться. Если вы, к примеру, женщина-мусульманка, вам предложат альтернативу. Можно просто потереть специальной бумажкой об одежду или руку и пропустить ее через "сканер", определяющий мельчайшие частицы запрещенных препаратов. Но есть более эффективный метод: в специальной кабинке пассажира просвечивают рентгеновскими лучами. Изображение оттуда передается на компьютер сотрудника аэропорта. Будь вы хоть в шубе, на мониторе видно, где у вас лежит бумажник и мобильный телефон, и не припрятан ли героин в каблуках туфель. Мало того, на экране видны и посторонние предметы во внутренних органах.

Поэтому на рентген отправляются люди, не прошедшие систему профайлинга - беседу со специалистом аэропорта, разбирающимся в тонкостях человеческой психологии. О методах определения подозрительных пассажиров девушки-психологи никому не рассказывают - главное, чтобы проходящие контроль вели себя естественно. Для тех, кто все же научился делать "правильное лицо", есть новая система, действующая только в Израиле и в России, - голосовой профайлинг. Нужно ответить на несколько вопросов в "телефонную трубку", которая определяет степень нервного напряжения говорящего. Если электронике и сотруднику аэропорта ответы и тон пассажира не понравились, придется беседовать со службой безопасности, которая и решит, что с вами делать - отправить на "рентген" или сдать милиции.

Служба безопасности, хоть это сразу и незаметно, подстерегает пассажиров повсюду. Уже на входе в аэропорт стоят милиция и психолог, отсеивающие подозрительных личностей. У пунктов досмотра багажа дежурят кинологи с собаками. По периметру аэропорта расположены 200 внешних и внутренних камер, информация с которых передается на десять мониторов в комнату дежурного. В случае обнаружения подозрительных предметов или личностей дежурный подает сигнал тревоги. Если пассажир оказывает сопротивление, его задержит группа быстрого реагирования, которая появляется в любом месте аэропорта в течение пяти минут.

По словам сотрудников службы безопасности аэропорта, прохождение всех процедур - дело добровольное: "если не хотите сотрудничать с нами, можете отказаться от мануального досмотра, голосового профайлинга или беседы и никуда не лететь". Несмотря на недовольство такими добровольно-принудительными методами, 70 процентов пассажиров поддерживают все принимаемые меры.

Постоянно появляются новые системы контроля. Например, в ближайшие дни будет опробован новый микроволновый детектор. К концу года появится возможность хранить в базе данных лица всех людей, входящих в здание аэровокзала. А вот с безопасностью на борту самолета придется подождать. Не хватает закона, позволяющего внедрить обсуждаемую в течение нескольких лет систему воздушных маршалов - специально обученных сотрудников безопасности, присутствующих на борту во время каждого полета и обеспечивающих порядок в салоне. Пока в России с пьяными дебоширами и прочими неприятностями в самолете разбираются бортпроводники и сами пассажиры....
Авторские права на данный материал принадлежат «Парламентская газета». Цель включения данного материала в дайджест - сбор максимального количества публикаций в СМИ и сообщений компаний по авиационной тематике. Агентство «АвиаПорт» не гарантирует достоверность, точность, полноту и качество данного материала.

Загрузка