О Сайте Об Агентстве Услуги предприятиям отрасли

Правила воздушного движения

Руководитель Федеральной аэронавигационной службы А. Нерадько представил проект концепции создания и развития Аэронавигационной системы России

На прошлой неделе руководитель Федеральной аэронавигационной службы Александр Нерадько представил проект концепции создания и развития Аэронавигационной системы России.

В настоящее время основной структурой комплекса средств аэронавигационного обслуживания полетов в Российской Федерации является Единая система организации воздушного движения (ЕС ОрВД), которая была создана в 1973 году и имеет важное стратегическое значение для России. ЕС ОрВД в процессе аэронавигационного обслуживания тесно взаимодействует с бортовыми системами, используемыми для целей самолетовождения, системами метеообеспечения, аэронавигационной информации, поиска и спасения. Новая концепция требует существенного улучшения координации указанных систем как по обеспечению их технического уровня и совместимости, так и по срокам реализации. В то же время гражданской части ЕС ОрВД принадлежат 95 процентов технических средств системы. Причем годовые расходы на ее содержание и развитие составляют 15,4 миллиарда рублей. Что касается военной части ЕС ОрВД, то она финансируется из бюджета Российской Федерации. Эти расходы составляют 30 процентов от расходов гражданской части системы.

Принятые Международной гражданской авиацией (ИКАО) на 10-й Аэронавигационной конференции меры, связанные с внедрением перспективной концепции систем связи, навигации, наблюдения/организации воздушного движения (CNS/ATM), глобального и региональных планов ее внедрения в значительной степени способствуют устранению этих недостатков. Однако реализация концепции в ряде стран сталкивается с серьезными трудностями. Особенно это касается стран с большой территорией, где ввиду необходимости внедрения обширного комплекса средств требуются большие капиталовложения.

Именно такая ситуация, по мнению специалистов, сложилась в настоящее время в России и большинстве стран СНГ, где темпы внедрения концепции CNS/ATM резко снизились. В этом случае говорить о гармонизации мировой аэронавигационной системы можно лишь условно. Площадь обслуживаемого системой воздушного пространства России превышает 25 миллионов квадратных километров, протяженность воздушных трасс составляет 600 тысяч километров, из которых более 150 тысяч километров являются международными.

Непрофильное внебюджетное финансирование аэронавигационной системы не осуществляется уже два года. Но авиакомпании требуют качественного улучшения обслуживания воздушного движения, установки новых систем посадки, внедрения автоматического наблюдения и зональной навигации в российских аэропортах, включая аэродромы совместного базирования.

Сумма годовых расходов на обеспечение деятельности гражданской и военной частей ЕС ОрВД составляет около 20 миллиардов рублей (это около 750 миллионов долларов). Для сравнения, США тратят на поддержание и развитие этого сегмента около 9 миллиардов долларов в год, а в такой сравнительно небольшой по территории стране, как Япония, - 1,6 миллиарда долларов. Еврокомиссия только на внедрение в Евросоюзе одной технологии - автоматического зависимого наблюдения, - выделила около 25 миллиардов евро на четырехлетний период с 2003 по 2006 годы. Кроме того, 50 миллиардов евро выделены на разработку и реализацию в небе Европы программы SEZAR, которая призвана вдвое повысить пропускную способность и безопасность воздушного движения.

В целом новый проект концепции создания и развития Аэронавигационной системы России предлагает определить три этапа создания и развития АНС:
  • в краткосрочном плане (до 2008 года) основной целью является завершение формирования организационно-функциональной структуры АНС с едиными гражданско-военными органами и реализация потенциальных возможностей существующих технических средств и технологий в целях повышения безопасности и экономической эффективности использования воздушного пространства;
  • в среднесрочном плане (до 2015 года) должен быть обеспечен переход в основном к перспективным наземным, бортовым и спутниковым средствам и системам и дальнейшее повышение эффективности функционирования АНС в условиях прогнозируемого роста объема авиаперевозок в стране;
  • в долгосрочном плане (до 2025 года) ожидается полный переход к перспективным техническим средствам и технологиям и интеграция АНС в мировую аэронавигационную систему.
  • Одной из основных задач первого этапа реформирования ЕС ОрВД является завершение работ по созданию АНС. При этом будет обеспечен переход от совмещенных военных и гражданских органов к вневедомственным органам, создание организационно-управленческой структуры с единым контуром централизованного управления, комплексным использованием технической базы....
    Авторские права на данный материал принадлежат «Российская Бизнес-газета». Цель включения данного материала в дайджест - сбор максимального количества публикаций в СМИ и сообщений компаний по авиационной тематике. Агентство «АвиаПорт» не гарантирует достоверность, точность, полноту и качество данного материала.

Загрузка