О Сайте Об Агентстве Услуги предприятиям отрасли

Двигатели будущего

"Оборонпром" направил в военно-промышленную комиссию при правительстве проект создания холдинга, объединяющего крупнейших производителей авиадвигателей

Вертолетостроительный холдинг "Оборонпром" уже вошел в новейшую историю России. При самом активном участии этой компании произошла деприватизация целой отрасли. Начало процессу положил президент Владимир Путин, подписавший указ о создании объединенной промышленной корпорации "Оборонпром". И довольно скоро эта компания, работающая в тесной связке с ФГУП "Рособоронэкспорт", объединила под своим крылом государственные и частные вертолетостроителъные компании, в том числе МВЗ им. Миля, ОАО "Камов" и Казанский вертолетный завод. По словам гендиректора "Оборонпрома" Дениса Мантурова, до конца этого года новый холдинг получит название "Вертолеты России".

Теперь интерес "Оборонпрома" распространился и на отечественных производителей авиадвигателей. Пресс-секретарь компании Илья Якушев подтвердил информацию о том, что "Оборонпром" направил в военно-промышленную комиссию при правительстве проект создания холдинга, объединяющего крупнейших производителей авиадвигателей.

"Оборонпром" предлагает включить в этот холдинг четыре предприятия: питерский ФГУП "Завод им. Климова", ФГУП "Московское машиностроительное производственное предприятие "Салют", ОАО "Московское машиностроительное предприятие им. Чернышева" (50%+1 акция принадлежат корпорации "МиГ", остальное - частным инвесторам) и ОАО "Уфимское моторостроительное производственное объединение" ("золотая акция" находится у правительства Башкирии).

Заинтересованность "Оборонпрома" в контроле над производителями авиадвигателей вполне понятна: его акционер "Рособоронэкспорт" торгует продукцией российских заводов по всему миру. В "Рособоронэкспорте" ранее уже заявляли "BusinessWeek Россия", что будут стремиться контролировать своих российских поставщиков через присутствие представителей компании в советах директоров этих предприятий.

Сейчас представители "Рособоронэкспорта" управляют не только своим профильным бизнесом, но и производителем легковых автомобилей - АвтоВАЗом. По сведениям, полученным из источника, близкого к руководству компании, "Рособоронэкспорт" проявляет также интерес к "КамАЗу" и производителю титана "ВСМПО-Ависма". Любопытно, что, если выручка самого "Рособоронэкспорта" в прошлом году составила немногим более $5 млрд., то с "подшефными" предприятиями (АвтоВАЗом, КамАЗом, "ВСМПО-Ависма" и двигателестроительными заводами) она может вырасти на $14 млрд., из которых примерно $3 млрд. обеспечат двигателестроители. Причем с учетом потенциальных заказов выручка производителей авиадвигателей может увеличиться в ближайшие годы еще на $3-4 млрд. Таким образом, ФГУП "Рособоронэкспорт" в скором времени может превратиться в госструктуру, контролирующую бизнес объемом $22-23 млрд. И этим, скорее всего, его аппетиты не ограничатся.

Украинский след

Планы "Оборонпрома" вступают в резкое противоречие с идеями руководства крупнейшего отечественного производителя авиадвигателей, рыбинского ОАО "НПО "Сатурн" (глава - Юрий Ласточкин). Эта компания долгое время сама претендовала на то, чтобы стать центром объединения российских производителей авиадвигателей. С идеей присоединения руководители "Сатурна" не раз обращались к московскому заводу "Салют". Тот, в свою очередь, этому резко противился. "Уговорить" руководство "Салюта" объединиться с "Оборонпромом" можно просто - как это принято сейчас, волевым решением государства.

Как пояснил источник в "Оборонпроме", локомотивом нового объединения станет питерский Завод им. Климова. Объяснение этому надо искать, как ни странно, на Украине. Дело в том, что сейчас основным поставщиком двигателей для российских вертолетов, и в частности для Ми-8, является украинская компания "Мотор Сич". В экономическом плане претензий к ней нет. Но... "Нам приходится учитывать политический аспект и риски, связанные с такими нестабильными деятелями, как Ющенко и Тимошенко, - говорит источник в "Оборонпроме". - Поэтому центр вертолетного двигателестроения планируется перенести в Санкт-Петербург, на Завод им. Климова. Такую задачу, как вы понимаете, без мощной поддержки государства не решить"....
Авторские права на данный материал принадлежат «BusinessWeek Россия». Цель включения данного материала в дайджест - сбор максимального количества публикаций в СМИ и сообщений компаний по авиационной тематике. Агентство «АвиаПорт» не гарантирует достоверность, точность, полноту и качество данного материала.

Загрузка