О Сайте Об Агентстве Услуги предприятиям отрасли

"Российские хабы будут работать по мировой схеме"

Как из региональных аэропортов создать современные хабы, работающие по мировым стандартам, рассказывает глава Росавиации А. Юрчик

В ближайшие годы аэропортовую сеть России ждут серьезные изменения. По планам Минтранса, в результате ее реформирования пассажир из любого уголка страны сможет улететь в любую точку мира, совершив удобную и быструю пересадку в одном из десяти крупных узловых аэропортов. Как из региональных аэропортов с невысоким уровнем обслуживания создать современные хабы, работающие по мировым стандартам, глава федерального агентства воздушного транспорта Александр Юрчик рассказал обозревателю "Бизнеса" Анне Бажиной.

- Создание какого числа хабов предусмотрено Минтрансом?

- В транспортной стратегии заложена система аэропортовой сети России, где будет примерно восемь-десять крупных узловых аэропортов, 30-40 аэропортов федерального значения и местная сеть. Крупные хабы будут работать по отработанной мировой схеме. Пересадка пассажиров будет осуществляться достаточно быстро, а багаж будет перегружаться с рейса на рейс без участия пассажиров. Этой же технологии будет способствовать внедрение электронного билета. В таких аэропортах-хабах транзитные потоки пассажиров будут занимать 30-60% от общего числа. 30 субузловых аэропортов будут предназначены для того, чтобы собирать пассажиров из регионов и доставлять их в эти узловые аэропорты.

- В мире не так много настоящих хабов. Не слишком ли амбициозны планы по созданию в нашей стране сразу десятка таких аэропортов?

- Учитывая, что у нас общий пассажиропоток в течение года составляет суммарно 35 млн, действительно кажется, что это много. Но хабы - это не просто математика, а правильная система построения сети. Хабы должны быть правильно расположены географически, только тогда они смогут выполнять свою задачу. И мы не можем забыть о значительной части населения и территории. Может быть, аэропорты не сразу станут хабами в полном смысле этого слова, но развиваться в этом направлении они должны.

- Создание хаба предусматривает наличие крупной базовой авиакомпании. В каких российских аэропортах есть такие перевозчики?

- Хаб однозначно предполагает сильную базовую компанию, которая является основой всех перевозок аэропорта. Сейчас такая компания существуют только в Шереметьеве- это "Аэрофлот". Но другие аэропорты понимают эту проблему и работают над тем, чтобы базовый перевозчик у них появился. Предполагается, что в Красноярске это будет готовящийся к созданию AiRUnion, в Новосибирске - "Сибирь" (S7), на Дальнем Востоке - авиакомпания, которая будет создаваться на базе дальневосточных перевозчиков, ее формат еще не определен. Базовым перевозчиком в Санкт-Петербурге может стать объединенная ГТК "Россия" и "Трансаэро". В Екатеринбурге "Уральские авиалинии" работают над проблемой своего укрупнения, наращивания парка, закупают самолеты.

- Создание хаба - процесс дорогостоящий. Где десять аэропортов найдут такие средства?

- Хабовая технология действительно очень дорогая и требует значительных средств, прежде чем начнется отдача.

Государство будет вкладывать федеральные средства именно в ту часть инфраструктуры, которая наиболее инерционна в смысле возврата инвестиций: это касается аэродромов и взлетно-посадочных полос.

На этот год в бюджете заложено около 11 млрд руб. на эти цели, и не исключено, что эта сумма будет увеличиваться.

- Альянс AiRUnion объявил, что планирует привлечь $300 млн из инвестфонда для строительства хаба на базе аэропорта Красноярска. Как вы прокомментируете возможность финансирования таких проектов из инвестфонда? Действительно ли им необходимы эти средства?

- Мы поддерживаем участие аэропортов в инвестиционных проектах. Теоретически можно было бы вложить федеральные средства. Но в этом и заключается смысл государственно-частного партнерства и участия в конкурсе на инвестфонд, чтобы добиться участия в инфраструктурных инвестиционных проектах частного бизнеса. Частный бизнес, вкладывая эти средства, сможет использовать их наиболее эффективно. Это снижение нагрузки на федеральный бюджет. Поэтому перед нами стоит задача активно привлекать частные средства в реконструкцию аэровокзалов, аэропортов. Я не исключаю, что в ближайшее время в наиболее привлекательных аэропортах появятся предложения взять в концессию не только аэровокзальные комплексы и реконструироватьих, но и полный комплекс аэропорта, включая взлетно-посадочные полосы, светосигнальные системы, рулежные дорожки и аэровокзал. И развивать этот аэропортовый комплекс в крупный узел.

- AiRUnion планирует увеличить пассажирооборот аэропорта за счет пассажиров, летающих из Азии в Европу и Северную Америку, минуя территорию России. Компания претендует на 7,5% этого рынка. Насколько реальны эти планы? Придут ли в российские аэропорты международные транзитные пассажиры?

- Да, в этом заключается одна из задач создания хабов. Многим пассажирам будет удобнее летать через территорию России. Я думаю, что при грамотном подходе это может быть больше 7,5%. В этом плане у аэропорта, который сможет развиться быстрее других, будут преимущества....
Авторские права на данный материал принадлежат «Бизнес & FM». Цель включения данного материала в дайджест - сбор максимального количества публикаций в СМИ и сообщений компаний по авиационной тематике. Агентство «АвиаПорт» не гарантирует достоверность, точность, полноту и качество данного материала.

Загрузка