О Сайте Об Агентстве Услуги предприятиям отрасли

Спасти Ту-144. Уникальные российские лайнеры проданы на металлолом

У сверхзвукового пассажирского самолета Ту-144 печальная судьба. Только один лайнер стоит на вечной стоянке в Монино. Еще две уникальные машины проданы на металлолом и в любой момент могут быть отправлены на переплавку

Сегодня в британской прессе появились публикации о грандиозных планах организаторов лондонской Олимпиады. Они хотят потрясти воображение участников церемонии открытия и поднять в воздух знаменитый сверхзвуковой лайнер Concorde.

Уже понятно, что затея эта очень дорогая. Но если все получится - искать исправные Concorde не придeтся. Почти все лайнеры стали музейными экспонатами.

А вот у российского аналога Concorde - сверхзвукового пассажирского самолета Ту-144 судьба гораздо печальнее. Только один лайнер стоит на вечной стоянке в Монино. Еще две уникальные машины проданы на металлолом и в любой момент могут быть отправлены на переплавку. Репортаж Сергея Бабаева.

Вот так покоится мечта. Мечта о головокружительной скорости и комфорте. Обгоняя звук на высоте, с которой уже видно, что Земля круглая, Ту-144 долетал до Хабаровска за 3 с небольшим часа, против обычных восьми с половиной. Для огромной страны это должно было стать прорывом, а оказалось лишь разочарованием для создателей этого чудо-самолета.

Сверхзвуковой пассажирский лайнер мы сделали первыми, опередив англо-французский Concorde. А у США вообще ничего не вышло. 144-й с трудностями, с катастрофами, в том числе прямо на авиасалоне в Ле Бурже, но довели до ума. Он во многом превзошел европейского собрата, но уступил ему в главном - так нормально и не поработал. За считанные месяцы на маршруте Москва - Алма-Ата он перевез 3 тысячи человек. Concorde - 3 миллиона. От лайнера вдруг отказались. Почему? Наверняка - не знает никто.

Эруард Елян, летчик-испытатель Ту-144: "Трудный вопрос. Были неприятности у самолета, были неприятности у двигателя. Но главное - у Аэрофлота не было желания".

Некоторые эксперты считают, что проект не стоило и начинать. Для Ту-144 в СССР просто не было работы. Западный аналог Concorde делали для богатых пассажиров, готовых при полете через Атлантику ради экономии времени платить в десятки раз больше, чем за билет на обычный самолет. Но и европейский сверхзвук, в конце концов, прогорел. Летчики-испытатели Ту-144 уверены, что наш лайнер обогнал свое время. К нему морально были не готовы.

Игорь Волк, летчик-испытатель Ту-144: "Народ тогда был вполне платежеспособный, чтобы совершать перелеты. А с точки зрения перелета через океан - так у нас такая территория. Больше, чем через океан лететь".

Создание сверхзвукового лайнера - это была битва, точно как в космосе, за престиж страны.

Эруард Елян, летчик-испытатель Ту-144: "Сотни предприятий СССР работали над этим самолетом. Ведь Англия и Франция не смогли в одиночку одолеть такой самолет, а Россия одолела".

Теперь на легенду нашей авиации кое-кто смотрит лишь как на большой кусок металла. 2 из 3-х оставшихся лайнеров продали на металлолом. Герои Советского Союза и России, те, что учили летать эти грациозные самолеты, сейчас пытаются их спасти, выкупив из вторсырья. Европейские Конкорды почти все стали памятниками - они есть в Англии, Франции, Германии, США и даже на Барбадосе. Наши лайнеры как музейные реликвии не менее ценны. А один из них в таком состоянии, что вполне может в небе над Лондоном вместе с Concorde открыть Олимпиаду....
Авторские права на данный материал принадлежат «Первый канал». Цель включения данного материала в дайджест - сбор максимального количества публикаций в СМИ и сообщений компаний по авиационной тематике. Агентство «АвиаПорт» не гарантирует достоверность, точность, полноту и качество данного материала.

Загрузка