О Сайте Об Агентстве Услуги предприятиям отрасли

Проданная легенда

Уникальные самолеты в России режут на металлолом

Об этих лайнерах снимали фантастические фильмы задолго до того, как они появились на свет. Огромные, белокрылые красавцы, которых, как верно заметил летчик-испытатель Сергей Борисов, обидно даже называть обыденным словом "самолет", уж очень приземлено звучит, взлетали в небо за считанные секунды и за несколько часов могли облететь весь земной шар. Это была фантастика, в которую все верили.

Во многом она претворилась в жизнь 31 декабря 1968 года. Единственный в мире сверхзвуковой пассажирский самолет Ту-144 совершил свой первый испытательный полет. Спустя два месяца в небо поднимется англо-французский Concorde. Они оба начнут и закончат эру сверхзвуковой пассажирской авиации прошедшего века. Вот только закончат по-разному. Concorde отслужат почти тридцать лет, и в 2003 году эти машины будут списаны, а затем торжественно отправлены на заслуженный отдых в музеи Европы. Два последних Ту-144 в плачевном виде продадут на металлом в числе прочего ненужного имущества туполевской фирмы.

Только совсем недавно ценой неимоверных усилий тех, кто создавал эти лайнеры, появился шанс спасти уникальные "тушки". Но ушло на это почти шесть лет.

В Жуковском эти самолеты любят. Они и сохранились только благодаря энтузиазму людей, которые не давали им погибнуть окончательно. Инженер Алексей Амелюшкин много лет подряд совершенно бесплатно поддерживал машины в более-менее надлежащем состоянии. Когда новые хозяева пришли разрезать самолеты, дежурная вахтерша аэродрома встала насмерть. В тот раз повезло - людей с электропилами от техники отогнали. Не знаю, было ли это законно, но факт остается фактом: оба лайнера остались целы. То есть почти целы. Кусками их слегка порезали, обшивку и многие детали все-таки ободрали. Но восстановить утраченное можно. Один самолет, говорят, способен даже полететь.

Борьба за сохранение реликвии началась шесть лет назад. Идея была проста: восстановить один из лайнеров и поставить его в качестве памятника в Жуковском. Но просто это оказалось только на словах.

На деле - куда сложнее. Клуб Героев Советского Союза и Российской Федерации, занимающийся этим проектом, безуспешно пытался достучаться до администрации города Жуковского. Потом вышли на губернатора Московской области Бориса Громова. Губернатор идею поддержал. На обращении размашистым почерком стоит его резолюция: "Мы сделаем памятник!" Это было в 2000 году. С тех пор ничего не изменилось.

Кажется, эта проблема не касается никого, кроме людей, создававших легендарный самолет. Возможно, чиновники забыли о том, что строила его вся страна. Федеральные власти так и не захотели вникать в проблемы сохранения какой-то там "тушки". Руководство Московской области только недавно приняло решение о выкупе машины и выделило 3 миллиона рублей. Клубу Героев осталось найти еще 7 миллионов. Если этого не произойдет, на аэродроме опять появятся утилизаторы....
Авторские права на данный материал принадлежат «Русский курьер». Цель включения данного материала в дайджест - сбор максимального количества публикаций в СМИ и сообщений компаний по авиационной тематике. Агентство «АвиаПорт» не гарантирует достоверность, точность, полноту и качество данного материала.

Загрузка