О Сайте Об Агентстве Услуги предприятиям отрасли

Ил-76 улетел от "Бурлака"

ВВС могут в ближайшее время выбрать двигатель для установки на самолеты Ил-76МД. Согласно заключению по технико-экономической оценке 30 ЦНИИ МО РФ, этим двигателем станет ПС-90А-76

Как стало известно RBC daily, военно-воздушные силы России могут в ближайшее время выбрать двигатель для установки на самолеты Ил-76МД, эксплуатирующиеся ВВС России. Согласно заключению по технико-экономической оценке 30 ЦНИИ МО РФ (его копия имеется в распоряжении RBC daily), этим двигателем станет ПС-90А-76. На сегодняшний день ни один из двигателей, установленных на самолеты типа Ил-76, не соответствуют нормам Международной организации гражданской авиации по шумовым характеристикам. Из-за этого Ил-76МД авиационные власти перестали пускать во многие европейские страны. Напомним, что в середине прошлого года в борьбу за ремоторизацию всего парка имеющихся бортов вступили два предприятия - "Пермские моторы", производящие двигатель ПС-90А-76 (устанавливается на Ил-76ТД-90ВД) и НПО "Сатурн", производящее двигатели Д-30КП-2 для военных Ил-76.

НПО "Сатурн" образовано в 2001 г. и является одним из крупных российских производителей авиационных двигателей, турбин и газоперекачивающих установок. В состав НПО входят: НТЦ им. А. Люльки, производственный центр, Лыткаринский МЗ, совместное с французской компанией Snecma производство двигателей SaM-146, сервисные, маркетинговые и прочие подразделения. Уставный капитал компании составляет 3,98 млрд руб. Государству принадлежат 37% акций "Сатурна", а 44,45% подконтрольны менеджменту предприятия и находятся на балансах его дочерних структур. В I полугодии 2005 г. убыток предприятия составил 6,5 млн руб., выручка - 3,33 млрд руб., валовая прибыль - 593,6 млн руб.

Как стало известно RBC daily, военно-воздушные силы России могут в ближайшее время определиться с двигателем для ремоторизации парка имеющихся в эксплуатации ВВС России 60 самолетов Ил-76МД. Двигателем, который будет установлен на эти самолеты, станет ПС-90А-76. Об этом говорится в заключении по технико-экономической оценке 30 ЦНИИ МО РФ, копия которого имеется в распоряжении RBC daily. Пока ни один из двигателей, устанавливаемых на Ил-76, не соответствует нормам Международной организации гражданской авиации (ИКАО) по шумовым характеристикам. Из-за этого Ил-76МД авиационные власти перестали пускать во многие европейские страны. В России сертификат на соответствие этим нормам самолета Ил-76ТД-90ВД с установленным двигателем ПС-90А-76 появился только 12 января этого года.

Напомним, что в настоящее время в интересах ВВС ведется реализация проекта опытно-конструкторских работ (ОКР) "Адаптация-Ил-76МД" двигателям ПС-90А-76. Эти работы проводятся в первую очередь над самолетами ВВС РФ для приведения их в соответствие требованиям норм Международной организации гражданской авиации для обеспечения зарубежных полетов президента России Владимира Путина, отмечается в одном из документов Минобороны. В соответствии с ним срок завершения этой "приоритетной ОКР" по адаптации Ил-76МД - первый квартал 2007 г. Затраты Минобороны по адаптации двигателя ПС-90А-76 для самолетов Ил-76МФ и Ил-76МД-90 составили 71,4 млн руб. Всего же на этот двигатель было потрачено порядка 600 млн руб.

В прошлом году НПО "Сатурн" обратилось в Минобороны, Роспром и ряд госорганов с предложением установить двигатели, производимые в Рыбинске, на ремоторизируемые самолеты Ил-76 Минобороны. Так как на производимые ранее самолеты (до введения 4 главы ИКАО) устанавливался рыбинский двигатель Д-30КП-2, по мнению руководства НПО "Сатурна", после доведения по шумам двигателя до уровня, разрешенного ИКАО, его опять можно будет устанавливать на Ил-76, соблюдая техническую преемственность. Более того, как неоднократно уверяло руководство рыбинского предприятия, новый двигатель будет дешевле созданного пермским предприятием аналога. Одним из первых контрактов предприятия по поставке модернизированных двигателей Д-30КП-3 ("Бурлак") должен был стать контракт с Минобороны на ремоторизацию 60 самолетов. Однако, скорее всего, он не будет подписан. Как сказано в технико-экономической оценке, проведенной 30 ЦНИИ МО РФ, при "существующем техническом риске разработки двигателя Д-30КП-3 в результате реализации указанных ОКР ожидаемый эффект не превысит 3%". Также в заключении отмечается, что до сих пор в проекте нет данных по стоимости ОКР по доработке планера самолета. При этом модернизация некоторых узлов связана с большим объемом доводочных и экспериментальных работ, что в итоге приведет к значительному удорожанию.

Представители "Пермских моторов" и НПО "Сатурн" от комментариев отказываются. "Проблема в том, что у Рыбинска до сих пор нет двигателя, поэтому судить о том, что он будет и дешевле, пока рано", - считает один из сотрудников аппарата президента по ВТС. По его мнению, Д-30КП - традиционный проект рыбинского предприятия. Для того чтобы остаться в этой нише, "Сатурну" в перспективе нужно искать новые рынки сбыта своей продукции. "В чертежах эти двигатели одинаковые, но по эффективности использования сравнивать нечего и не с чем", - отметил в интервью собеседник RBC daily. По его словам, заключение института является не окончательным решением министерства, а научной оценкой. Он полагает, что рыбинское предприятие от идеи установки двигателя не откажется "и станет в этом направлении более активно двигаться перед принятием программы вооружений и военного бюджета на 2007 год". "Один летает, другой конкурирует на бумаге", - считает и директор ММПП "Салют" Юрий Елисеев. "Параметры мотора до конца не получены на стенде. От доводки двигателя до серийного производства должен пройти не один год", - сказал он RBC daily. По его словам, рыбинскому двигателю будет сложно вытолкнуть уже устанавливаемый на самолеты пермский двигатель, а производство двух двигателей для одного самолета остается делом экономически невыгодным.

Представители авиакомпании "Волга-Днепр", которая не так давно представила свою версию модернизированного самолета Ил-76ТД-90ВД (последние цифры означают причастность к проекту авиакомпании "Волга-Днепр"), считают, что если двигатель будет действительно удовлетворять заявленным характеристикам, то он станет привлекательным для всех авиакомпаний-заказчиков. "В первую очередь по цене, при схожих параметрах пермский двигатель стоит 2 млн долл., рыбинский - 1,2 млн долл. Однако только 30-40% характеристик двигателя можно получить благодаря математическим методам, остальное - при стендовых испытаниях и эксплуатации", - сказал RBC daily генеральный директор "Волга-Днепр-Лизинг" Андрей Пахомов....
Авторские права на данный материал принадлежат «RBC Daily». Цель включения данного материала в дайджест - сбор максимального количества публикаций в СМИ и сообщений компаний по авиационной тематике. Агентство «АвиаПорт» не гарантирует достоверность, точность, полноту и качество данного материала.

Загрузка