О Сайте Об Агентстве Услуги предприятиям отрасли

Китай облетел Россию

Еропейский концерн Airbus и китайская Национальная комиссия по развитию и реформированию объявили о решении создать в Китае сборочное производство узкофюзеляжных самолетов A320

В четверг европейский концерн Airbus и китайская Национальная комиссия по развитию и реформированию объявили о решении создать в Китае сборочное производство узкофюзеляжных самолетов A320. Строительство сборочной линии обойдется в 630 млн долл., еще 375-630 млн долл. составят дополнительные инвестиции. На заводе будут работать 600 человек. К 2011 году производственная мощность завода составит четыре самолета в месяц. Таким образом, китайским партнерам Airbus удалось обойти на повороте российских авиастроителей - несмотря на то что Airbus не один год говорит о теплом сотрудничестве с Россией, речи о создании производства по сборке европейских самолетов в нашей стране пока не велось. Впрочем, как говорят в самом Airbus, на китайском заводе будет собираться лишь малая толика самолетов, предназначенных для китайского рынка. Более того, заказов на самолеты европейского гиганта в Поднебесной в десятки раз больше, чем в России.

Сборочное производство будет располагаться в 130 км от Пекина, поблизости от города центрального подчинения Тяньцзин, и по форме будет представлять собой совместное предприятие Airbus и китайских промышленных групп. Пока неизвестно, какими долями стороны будут владеть в СП, однако уже определен объем инвестиций: сборочная линия обойдется в 630 млн долл., еще 375-630 млн долл. составят дополнительные инвестиции. На заводе будут работать 600 человек. В Airbus пока не разглашают, рассматривается ли возможность постепенной локализации производства A320 в Китае, или компоненты для местного завода будут доставляться из Европы. К 2011 году производственная мощность завода составит четыре самолета в месяц. Планируется, что сборка первых китайских А-320 начнется в 2008 году, а в 2010 они уже поступят в эксплуатацию.

Предприятие в Тяньцзине станет первым сборочным центром Airbus за пределами Евросоюза. На сегодняшний день существуют лишь два таких центра - в Тулузе (Франция) и Гамбурге (Германия). Производство компонентов этих самолетов не централизовано, и на заводы Airbus свозят комплектующие, произведенные в Великобритании, Германии, Франции, Испании и других странах. До сих пор Китай использовался в этом процессе как производитель деталей крыла. "В Китае построят небольшой завод. Первые годы он будет работать исключительно для внутреннего рынка. Это не даст особого преимущества перед американским конкурентом Boeing в мировых масштабах, но поможет укрепиться на быстро растущем региональном рынке", - пояснил RBC daily эксперт консалтингового агентства Airclaims Дэнис Лау.

Европейский производитель пытается занять на этом рынке прочные позиции. В июле 2005 года в Пекине создан инженерный центр Airbus, где к 2008 году будут работать 200 китайских инженеров. Также европейский авиапроизводитель предложил Китаю 5%-ную долю в программе A350 и пообещал, что Поднебесная будет участвовать в разработке нового поколения европейских аэробусов. "Какой-то существенной экономии от открытия сборочного производства в самом Китае не будет: рабочая сила здесь дешевле, чем в Европе, но логистика усложняется", - отмечает Дэнис Лау. Кроме того, экономика страны растет галопирующими темпами, при этом собственного авиапрома у Китая нет. По прогнозам европейского концерна, к 2023 году Китай закупит самолетов на 230 млрд долл., половину из которых составят узкофюзеляжные самолеты для быстро растущего рынка внутренних перевозок.

На сегодняшний день в Китае эксплуатируется 216 самолетов семейства A320, в России закуплено только пятнадцать (восемь уже эксплуатируются, сделка по покупке еще семи в ближайшее время будет закрыта "Аэрофлотом"). Поэтому, хотя Airbus не один год говорит о сотрудничестве с российским авиапромом, речь о создании производства по сборке самолетов пока не идет. На сегодняшний день сотрудничество с Россией как у Airbus, так и у Boeing разворачивается вокруг поставок титана и некоторых комплектующих - частей фюзеляжа. Тот же Airbus планирует в ближайшее время нарастить объем закупок в России до 40 млн долл. в год, а к 2007 году эта цифра может достичь 110 млн долл. (без учета конвертации самолетов A320 из пассажирской версии в грузовую).

Тем не менее, опрошенные RBC daily эксперты считают, что Россия еще может привлечь к себе внимание европейского концерна. Соглашение российских компаний "МиГ" и "Иркут" с Airbus о сотрудничестве в области переоборудования пассажирских самолетов в грузовые позволит объединить силы производителей авиатехники в совместных проектах. Подписанное 16 мая соглашение предусматривает проведение в Луховицах (Московская область) полного комплекса работ по переоснащению узкофюзеляжных авиалайнеров A320. "На сегодняшний день в мире никто не делает грузовые версии A320, поэтому это выгодный рынок для обеих сторон, - говорит аналитик ИК "ЦентрИнвест Груп" Михаил Ганелин. - Россия получит новые заказы, Airbus снизит себестоимость продукции. Что касается продажи новых самолетов, то российские авиакомпании слишком малы, чтобы покупать новую авиатехнику, поэтому берут подержанные модели. Более того, у Airbus не получится разместить в России отверточную сборку самолетов, так как это не дадут сделать чиновники, которые до сих пор надеются возродить отечественный авиапром"....
Авторские права на данный материал принадлежат «RBC Daily». Цель включения данного материала в дайджест - сбор максимального количества публикаций в СМИ и сообщений компаний по авиационной тематике. Агентство «АвиаПорт» не гарантирует достоверность, точность, полноту и качество данного материала.

Загрузка