О Сайте Об Агентстве Услуги предприятиям отрасли

Титановая эволюция

Подписано соглашение с американской корпорацией Boeing о создании в Верхней Салде совместного предприятия по производству титановых узлов для авиастроения: шасси, силовых элементов

Этот год вполне может стать переломным в развитии российской титановой промышленности. Связано это, в основном, с ключевыми изменениями в судьбе корпорации "ВСМПО-Ависма" - крупнейшего производителя, на долю которого приходится 30% мирового титанового рынка.

В мае подписано соглашение с американской корпорацией Boeing о создании в Верхней Салде, отечественной титановой Мекке, совместного предприятия по производству титановых узлов для авиастроения: шасси, силовых элементов. О намерении создать с "Ависмой" СП заявила индийская сторона. А крупнейший европейский авиастроительный концерн Airbus заключил с уральскими металлургами контракт стоимостью свыше 1 млрд долл.

К этому прорыву на ВСМПО шли без малого пятнадцать лет. До недавних пор высокие требования западных авиастроителей к точности исполнения деталей вынуждали отечественных производителей экспортировать продукцию не сложнее слитков, проката или прутков. Когда совместное предприятие с Boeing выйдет на проектную мощность, из России пойдут не заготовки, а готовые детали.

По плану, российско-американское СП начнет работу уже в этом году, а к 2010 году должно приносить до $200 млн дохода в год. Это самый крупный инвестиционный проект Boeing в России Кстати, не дожидаясь реализации СП с американцами, на ВСМПО создают цех по производству готовых титановых изделий для отечественного и западного авиастроения. На предприятии уже идут наладка и испытание оборудования.

Из источников, близких к руководству титанового монополиста, стало известно, что между владельцами корпорации и ФГУП "Рособоронэкспорт" достигнута договоренность о вхождении государства в число акционеров "ВСМПО-Ависмы" Это стремление было объяснено попытками вернуть контроль государства над стратегически важными предприятиями, от функционирования которых зависит внешняя и внутренняя безопасность. При этом руководство ФГУП пообещало не влиять на ранее принятые решения о сотрудничестве с зарубежными партнерами. Со своей стороны, новый акционер сможет оказать существенное влияние при лоббировании интересов предприятия

Так, в конце мая были озвучены планы по созданию особой экономической зоны вокруг Верхней Садды По словам главы Федерального агентства по особым экономическим зонам (РосОЭЗ) Юрия Жданова, рядом с ВСМПО представители Свердловской области планируют создать несколько новых заводов, которые используют в своих технологиях титан, в том числе по производству авиатехники, медицинского оборудования и оборудования для судостроения. Заявку на участие в конкурсе готовят правительство Свердловской области, администрация города Верхняя Салда и руководство предприятия. О своей поддержке проекта особой экономической зоны в Верхней Салде, в свою очередь, заявил и президент "Воеing-Россия/СНГ" Сергей Кравченко.

Есть и другие планы, которые могут быть реализованы лишь в тесном контакте с государством. Руководство корпорации подготовило список предложений по реформированию титановой отрасли. Одно из них касается организации разработок месторождений ильменита - природного минерала, из которого при переработке получают титан. Сейчас сырье для переплавки поступает с украинских предприятий. Были также попытки, пока не особо удачные, доставлять ильменит по морю с Шри-Ланки. В случае начала добычи минерала на территории России "ВСМПО-Ависма" получит более дешевое сырье и, что не менее важно, включив добывающее производство в структуру своего холдинга, сможет достроить полный цикл титанового производства от добычи руды до получения готовых изделий.

Еще одно пожелание руководства ВСМПО связано с изменением таможенного законодательства в отношении импорта отработанного металла, произведенного в России.До сих пор основная часть титановых изделий поставляется за рубеж в виде полуфабрикатов: штамповок, слитков, листов и т.д. При их последующей механической обработке для получения готовых изделий примерно 85% металла уходит в титановый скрап - стружку. Если бы можно было реэкспортировать эту стружку в Россию для переплавки на ВСМПО, это во многом позволило бы решить проблему с сырьем. Но существующие таможенные правила для импорта титановых отходов немногим лояльнее нормативов ввоза отработанного ядерного топлива, что делает подобную процедуру крайне сложной.

Изменение стратегии государства в отношении титановой промышленности сегодня крайне актуально. Об этом свидетельствуют длительный устойчивый рост потребления титана, конкурентоспособная высокая техническая оснащенность отечественного производства, объявленный президентом курс на усиление обороноспособности страны и ряд других факторов. Заручившись поддержкой госструктур, у "ВСМПО-Ависмы" есть все шансы провести свои предложения в жизнь. Если это произойдет, и без того успешное предприятие, заработавшее в прошлом году 112, 5 млн долларов чистой прибыли, обеспечит дополнительные гарантии для дальнейшего экономического роста.

Справка

Корпорация "ВСМПО-Ависма" - крупнейший в мире производитель титана. Продукция предприятия- - слитки и все виды полуфабрикатов из титановых сплавов. Российская компания обеспечивает 30% потребности в титане компании Boeing, около 60% - европейского концерна Airbus, до 90% Embraier и до 90% - Goodrich (самого крупного мирового производителя шасси для самолетов). "ВСМПО-Ависма" поставляет титан для авиадвигателей Rolls-Royce и Snecma По предварительным подсчетам неаудированных консолидированных финансовых результатов за 2005 год группы компаний "ВСМПО-Ависма" (включая ее дочерние компании и филиалы) по US GAAP выручка от реализации продукции ожидается на уровне 746,4 млн долларов США, что на 43% выше прошлогоднего уровня в 522,7 млн долларов США, чистая прибыль группы ожидается на уровне 228,5 млн долларов США (рост в 4,5 раза к уровню 2004 года - 50,2 млн долларов США).
...
Авторские права на данный материал принадлежат «Известия». Цель включения данного материала в дайджест - сбор максимального количества публикаций в СМИ и сообщений компаний по авиационной тематике. Агентство «АвиаПорт» не гарантирует достоверность, точность, полноту и качество данного материала.

Загрузка