О Сайте Об Агентстве Услуги предприятиям отрасли

ВПК почувствовал госзаказ

Доля выручки от поставок на внутренний рынок у 20 крупнейших компаний оборонной промышленности выросла с 32 до 38%

Военная промышленность почувствовала рост расходов на перевооружение армии. Доля выручки от поставок на внутренний рынок у 20 крупнейших компаний оборонки, по версии Центра АСТ, выросла с 32% до 38%. Сильно увеличились доходы кораблестроителей, а авиастроителей - упали.

Расходы на оснащение Вооруженных сил включают траты на закупку, ремонт и разработку новых вооружений. Со 117 млрд руб. в 2004 г. оборонные затраты России в 2005 г. увеличились до 184 млрд руб. В 2006 г. на оборону будет потрачено 236,7 млрд руб., а в 2007 г. планируется 302,7 млрд руб. На экспорт в 2005 г. поставлено оружия на $6,126 млрд.

Долгие годы в портфеле заказов оборонных предприятий превалировали экспортные поставки. Но с 2005 г. начал расти спрос со стороны российской армии. Впервые с 1999 г., когда Центр анализа стратегий и технологий начал составлять список 20 крупнейших оборонных предприятий, доля внутренних заказов в их выручке увеличилась. С 32% в 2004 г. доля российских потребителей в выручке оборонщиков от продажи военной продукции выросла в 2005 г. до 38%. Так, в выручке Концерна ПВО "Алмаз-Антей", АХК "Сухой" и корпорации "Тактическое ракетное вооружение" доля внутреннего военного заказа достигает 30%, отмечает директор Центра АСТ Руслан Пухов.

Список составляется на основе раскрываемой предприятиями информации и не учитывает засекреченных предприятий ракетно-ядерного комплекса. На 1-е место по итогам 2005 г. вышел "Алмаз-Антей" (доля экспорта в выручке примерно 40%). "Положительная динамика есть: началось финансирование по серийным закупкам 12 учебных самолетов Як-130", - отмечает пресс-секретарь "Иркута" (2-е место) Елена Федорова. "Сдвиги есть - в 2006 г. не только увеличились заказы на ремонт авиадвигателей, но и впервые с 1992 г. заказаны новые [для Як-130 и Су-34]", - говорит гендиректор московского завода "Салют" (9-е место) Юрий Елисеев. У "Салюта" гособоронзаказ вырос наполовину. А среди предприятий ВПК, наиболее успешных в выпуске гражданской продукции, - "Уралвагонзавод". По суммарной выручке он на 2-м месте (24,8 млрд руб.), причем на военную продукцию приходится меньше 5%.

Большую часть доходов финансово открытой части ВПК все равно обеспечивает экспорт. Именно благодаря ему совокупные продажи кораблестроителей увеличились более чем вдвое - с 28,5 млрд руб. до 59,5 млрд руб., а авиапрома, наоборот, упали на треть с рекордных 74,2 млрд руб. в 2004 г. до 50,4 млрд руб. Экспортные поставки самолетов упали, зато Китай закупил подводные лодки и эсминец, говорит эксперт Центра АСТ Константин Макиенко. В результате доля авиастроителей в выручке 20 крупнейших предприятий ВПК упала до отметки 29,1% (в 2001-2005 гг. - 42-56%). А доля кораблестроителей увеличилась до рекордных 36,9% (в 2001-2005 гг. - 9-19%).

Однако темп роста суммарной выручки оборонщиков замедлился вдвое. В 2004 г. выручка увеличилась на 20,4% (от продаж военной продукции - на 14,9%), а в 2005 г. - лишь на 10,1% (военная продукция - на 6,6%).

Рост внутреннего заказа вызван масштабными затратами армии на исследования и разработки новых систем вооружений (в основном в самолетостроении и создании зенитных систем), говорит Пухов. В то же время серийные закупки новой техники остаются незначительными. Так, недавно губернатор Хабаровского края Виктор Ишаев заявил "Ведомостям", что Минобороны еще не рассчиталось с "Сухим" за модернизированные в 2005 г. 11 истребителей Су-27СМ. Федорова из "Иркута" надеется, что начнутся и серийные закупки авиатехники. Минобороны финансирует модернизацию истребителей МиГ-31 и собирается закупить в 2006 г. первые два серийных бомбардировщика Су-34, говорит сотрудник другого авиапромышленного предприятия.

Ожидание дальнейшего роста госзаказа повысило активность чиновников и представителей "Рособоронэкспорта" в продвижении различных схем интеграции и национализации наиболее перспективных отраслей ВПК, отмечает Макиенко. В 2006 г. сделаны первые реальные шаги по созданию Объединенной авиастроительной корпорации, обсуждается национализация "Северной верфи" и Балтийского завода, принадлежащих Межпромбанку, а в вертолетной промышленности под эгидой "Рособоронэкспорта" возникла компания "Оборонпром"....
Авторские права на данный материал принадлежат «Ведомости». Цель включения данного материала в дайджест - сбор максимального количества публикаций в СМИ и сообщений компаний по авиационной тематике. Агентство «АвиаПорт» не гарантирует достоверность, точность, полноту и качество данного материала.

Загрузка