О Сайте Об Агентстве Услуги предприятиям отрасли

Ту-144 попал под пилу

Последний сверхзвуковой Ту-144 в полной комплектации могут отправить в утиль. Если это произойдет, Россия навсегда потеряет эту уникальную серию самолетов, говорят авиаторы

Последний сверхзвуковой Ту-144 в полной комплектации могут отправить в утиль. Если это произойдет, Россия навсегда потеряет эту уникальную серию самолетов, говорят авиаторы. Для спасения самолета летчикам Жуковского не хватает нескольких миллионов рублей.

На этой неделе последний полностью укомплектованный сверхзвуковой пассажирский самолет Ту-144 может быть распилен и отправлен на переплавку. Уникальные лайнеры, созданные в Советском Союзе в 1960-е годы, не летают уже давно: два разбились (в 1973 году под Парижем и в 1978 году под Егорьевском), опытный экземпляр СССР-68001 был утилизирован, шесть самолетов ушло на переплавку в 1990-е годы.

Из 16 построенных самолетов осталась только 7. Один из них в 2000 году за $500 тыс. купил Технический музей немецкого города Зинсхайм, два Ту-144 оказались в музее Монино и в Ульяновске на аэродроме Баратаевка, два самолета - в авиационных институтах Самары и Казани, а еще два - в Жуковском, в ЛИИ имени Громова. Причем если музейные самолеты представляли собой фактически голый остов - фюзеляж, то в институте на Ту-144 летали до конца 1990-х годов. Лайнер с бортовым номером 77114 совершил свой последний полет в апреле 1999 года, затем с него сняли двигатели и оборудование. Последний в своей серии Ту-144 за номером 77115 был законсервирован в 1993 году, но до сих пор стоит на аэродроме ЛИИ Громова в полной комплектации - с двигателями и приборным оборудованием в кабине.

Именно его могут распилить уже в эти выходные, и, как говорят авиаторы, тогда Россия потеряет Ту-144 как самолет навсегда. Как рассказал "Газете.Ru" глава Клуба героев Жуковского Геннадий Ирейкин, самолет в декабре 2005 был продан для разделки на металлолом. Фирма, специализирующаяся на таких работах, уже приступила к утилизации самолета: на двух двигателях были отрезаны капоты. Однако когда об этом узнали летчики Жуковского, они настояли на прекращении работ. Клуб героев развернул кампанию против утилизации самолета и в конце концов договорился с владельцем Ту-144 о возможности выкупить его.

По словам Ирейкина, компания "Вторресурс" запросила за лайнер 10 млн рублей, и 12 апреля стороны подписали предварительный договор. "В нем написано о заключении в будущем договора купли-продажи. На основании этого предварительного договора мы заплатили аванс 3 млн рублей", - пояснил собеседник "Газеты.Ru". Эти деньги выделил губернатор Московской области Борис Громов. Но ждать, пока клуб соберет остальные средства, владелец Ту-144 не захотел и поставил крайний срок - 17 июня. "Если продажа 17 июня не произойдет, тогда мы расторгаем предварительный договор, возвращаем аванс и отправляем самолет по назначению, то есть на утилизацию", - передал Ирейкин слова представителя "Вторресурса".

"Потенциально деньги есть, - сказал глава клуба. - Я уверен, что они будут, так как на этот счет есть устные договоренности. Но не уверен, что их удастся собрать до 17 июня". Правда, распилить самолет летчики Жуковского все равно не дадут, отметил Ирейкин. Он надеется, что нынешний владелец Ту-144 все-таки пойдет навстречу и перенесет крайний срок заключения договора купли-продажи. Поэтому в клубе уже думают о том, сколько еще денег понадобится, чтобы привести самолет в порядок. Кроме капотов на Ту-144 нет еще и резины на колесах (а их 16), в салоне нет кресел, бытового оборудования. "Целая серия из 30 позиций, - сообщил Ирейкин. - У нас одна покраска потребует около 5 млн рублей".

А если найти несколько миллионов долларов, сверхзвуковой Ту-144 может вновь подняться в небо, говорят авиаторы. Для полного восстановления, по разным подсчетам, требуется от $15 млн до $20 млн. Но, например, в Великобритании думают о том, чтобы вернуть свои сверхзвуковые лайнеры Concorde - одним из них открыть Олимпиаду 2008 года. Так что идея сохранить хоть один Ту-144, способный вернуться в строй, вполне объяснима, хотя и малореальна.

Пока же Клуб героев Жуковского думает о том, где поставить самолет, владельцем которого собирается стать. Есть несколько вариантов, но Ирейкин уверен, что Ту-144 должен "стать символом города Жуковского и быть установлен на видном месте". Таким местом он считает центральный въезд в ЛИИ Громова, за которым идет аллея славы. "На месте ворот КПП мы предлагаем сделать парковые ворота, а над площадкой на арках установить Ту-144 во взлетно-посадочном положении (см. коллаж. - "Газета.Ru"), - пояснил он. - ЛИИ Громова уже поддержало эту идею".

"Этот, считайте, мы поставим, - с уверенностью заявил глава клуба. - Но ведь есть еще второй - с бортовым номером 77114". По словам Ирейкина, этот самолет также продан и готовится к утилизации, но летчики Жуковского готовы помочь любому музею, который заинтересуется "достойным увековечиванием второго самолета". "Уже с Ходынки им интересовались. Было бы, конечно, неплохо, если бы этот Ту-144 поставили в Москве", - заключил собеседник "Газеты.Ru".

Короткий век Ту-144

Ту-144 - сверхзвуковой пассажирский самолет, первый в мире самолет подобного класса. Работы по его проектированию начались в 1962-1963 годах, первый полет опытного самолета был совершен 31 декабря 1968 года (на два месяца раньше своего конкурента Concorde). Предсерийная улучшенная машина взлетела 1 июня 1971 года, а в марте 1972 года в воздух поднялся первый серийный самолет.

Изначально машины выпускались с форсажными двигателями НК-144А, затем перешли на более экономичные бесфорсажные РД-36-51А (Ту-144Д), с которыми удалось выйти на дальности сверхзвукового полета близкие к заданным.

Всего в различной стадии постройки было около двух десятков машин, из них 16 - доведено до летного состояния. В ноябре 1977 года Ту-144 начали перевозить пассажиров. До мая 1978 года, момента прекращения перевозок, было выполнено 55 рейсов и перевезено 3284 пассажиров. На базе Ту-144Д в 1990-е годы была создана летающая лаборатория Ту-144ЛЛ, работавшая по программе создания сверхзвуковых пассажирских самолетов второго поколения.

11 февраля 1998 года было принято решение о завершении программы летных экспериментов на самолете - летающей лаборатории Ту-144ЛЛ № 08-2. Основной причиной, по которой Ту-144 прекратил полеты, была исключительная дороговизна в обслуживании и эксплуатации.
...
Авторские права на данный материал принадлежат «Газета.Ru». Цель включения данного материала в дайджест - сбор максимального количества публикаций в СМИ и сообщений компаний по авиационной тематике. Агентство «АвиаПорт» не гарантирует достоверность, точность, полноту и качество данного материала.

Загрузка