О Сайте Об Агентстве Услуги предприятиям отрасли

Впереди - Концерн ПВО "Алмаз-Антей"

Центр анализа стратегий и технологий обнародовал итоги анализа показателей 20 крупнейших российских предприятий ОПК по объему выручки за 2005 г. Абсолютным лидером продаж стал Концерн ПВО "Алмаз-Антей"

Центр анализа стратегий и технологий (АСТ) обнародовал итоги анализа показателей 20 крупнейших российских предприятий ОПК по объему выручки за 2005 г. Абсолютным лидером продаж с большим отрывом стал Концерн ПВО "Алмаз-Антей" с совокупной выручкой 50 млрд. руб. (1,8 млрд. долл.).

По мнению Центра АСТ, полученные результаты позволяют констатировать возникновение следующих новых тенденций:
  • впервые с начала момента мониторинга данных (с 1999 г.) зафиксированы признаки влияния на финансовые показатели компаний Топ-20 государственного оборонного заказа. Доля внутреннего рынка для Топ-20 выросла с 32% в 2004 г. до 38% в 2005 г. Тенденция особенно заметна в деятельности отдельных компаний и секторов. Так, в объеме выручки Концерна ПВО "Алмаз-Антей", АХК "Сухой" и Корпорации "Тактическое ракетное вооружение" доля внутреннего военного заказа достигает 30%. Можно предположить, что указанными компаниями ведутся масштабные НИОКР по системам вооружения нового поколения (ПАК ФА, Су-27СМ2 и Су-34 в АХК "Сухой"; ЗРС С-400 в Концерне ПВО "Алмаз-Антей"). Нельзя исключать и мелкосерийных закупок, например модернизацию 11 истребителей Су-27 в вариант Су-27СМ в АХК "Сухой";
  • в 2005 г. произошло резкое увеличение показателей компаний кораблестроительного сектора, совокупный объем продаж которых увеличился с 28,5 млрд. руб. в 2004 г. до 59,5 млрд. рублей в 2005 г. В сочетании с падением продаж авиастроительных компаний (с рекордных 74,2 млрд. руб. в 2004 г. до 50,4 млрд. руб. в 2005 г.) это привело к тому, что сектор кораблестроения впервые с 2001 г. стал лидером в ОПК, оттеснив авиастроение на второе место. Продажи вертолетостроителей после падения 2004 г. увеличились, но отстают от рекордных показателей 2003 г., особенно с учетом инфляции. После незначительного падения 2004 г. двигателестроительный сектор номинально вышел на рекордные показатели 2003 г. (37 млрд. руб. в текущих ценах), однако с учетом инфляции следует говорить скорее о стабилизации продаж;
  • в 2005 г. продолжилось номинальное увеличение продаж компаний, входящих в Топ-20. Однако если в 2004 г. темп роста по отношению к 2003 г. составлял 20,4% (в том числе военного производства - 14,9%), то в 2005 г. по отношению к 2004 г. он упал до 10,1% (темп роста военного производства сократился до 6,6%). Таким образом, темпы роста общего выпуска упали в два раза и почти сравнялись с инфляцией (10,9%), а номинальный рост военного производства стал ниже инфляции. Следовательно, реальные объемы продаж продукции военного назначения компаний Топ-20 в 2005 г. упали по сравнению с 2004 г.
В 2005 г. сохранился ряд характеристик российского ОПК прошлых лет. К ним относятся:
  • сохранение преимущественно экспортной ориентации компаний Топ-20. Несмотря на рост гособоронзаказа и возникновение признаков его влияния на финансовую отчетность некоторых компаний, в целом экспорт по-прежнему обеспечивает около 60% продаж лидеров ОПК;
  • по-прежнему сохраняется низкая диверсификация бизнеса авиастроительных компаний, доля гражданского производства в которых не превышает 7%. Это является отражением того обстоятельства, что у России все еще нет конкурентоспособного продукта в гражданском авиастроении. Как и раньше, чуть более высокая диверсификация наблюдается у двигателистов и прибористов, особенно у корпорации "Аэрокосмическое оборудование". В целом, учитывая, что общий выпуск продукции растет быстрее, нежели выпуск продукции военного назначения, можно все же говорить о медленной конверсии предприятий ОПК.
По мнению Центра АСТ, первая десятка рейтинга является вполне репрезентативной. В рейтинг осознанно не были включены предприятия, работающие в интересах сил ядерного сдерживания, что и является главным ограничителем репрезентативности рейтинга.

Совокупная выручка вошедших в Топ-20 компаний ОПК составила в 2005 г. 269,5 млрд. руб. (9,5 млрд. долл.) по сравнению с 244,7 млрд. руб. (8,5 млрд. долл.) в 2004 г. Рост номинальных доходов на 10,1% близок к уровню инфляции, т.е. речь идет о стабилизации показателей реальной выручки. Такая динамика противоречит официальной статистике относительно расходов в рамках гособоронзаказа и объемов экспорта.

Впервые с 2001 г. относительный вклад и абсолютные продажи кораблестроения в общую выручку охваченных рейтингом предприятий превзошел вклад авиастроительных компаний. Это объясняется, с одной стороны, передачей на экспорт шести ДЭПЛ пр. 636 и одного эсминца пр. 956ЭМ в КНР, а с другой - отсутствием в 2005 г. поставок на экспорт товарных партий тяжелых истребителей семейства Су-30.

Однако, если воспринимать авиастроительный сектор в широком смысле, с учетом двигателестроительных ("Салют", УМПО, "Сатурн", ПМЗ) и приборостроительных ("Аэрокосмическое оборудование") компаний, а также производителей авиационных средств поражения ("Тактическое ракетное вооружение"), авиапромышленность остается основным источником продаж ОПК. На долю АХК "Сухой", НПК "Иркут", РСК "МиГ" вместе с упомянутыми выше фирмами приходится 40,6% совокупной выручки Топ-20 в 2005 г.

Вертолетостроительные заводы аккумулировали в 2005 г. 6,5% общей выручки компаний Топ-20, что выше, чем в 2004 г. (5,2%), но ниже уровня 2003 г. (9,4%).

В целом из 20 предприятий ОПК, вошедших в рейтинг, девять связаны с производством авиатехники (самолетостроение, двигателестроение, приборостроение и производство авиационных средств поражения), четыре относятся к кораблестроительной отрасли, а также три вертолетостроительных завода, три производителя ВВТ для Сухопутных сил и одна компания многопрофильная - Концерн ПВО "Алмаз-Антей".

Отметим, что впервые с начала проекта абсолютным лидером продаж с большим отрывом стал Концерн ПВО "Алмаз-Антей" с совокупной выручкой 50 млрд. руб. (1,8 млрд. долл.). В 2004 г. эта компания занимала вторую строчку с объемом продаж 38 млрд. руб., отставая только от АХК "Сухой". Необычайно большая выручка Концерна ПВО "Алмаз-Антей" объясняется прежде всего тем, что в его состав входит большое количество предприятий, работающих в области производства средств ПВО. С такой разветвленной гаммой продукции и таким количеством предприятий, входящих в его состав, Концерн ПВО "Алмаз-Антей" имеет шанс стать своего рода российским аналогом Raytheon или Thales....
Авторские права на данный материал принадлежат «Военно-промышленный курьер». Цель включения данного материала в дайджест - сбор максимального количества публикаций в СМИ и сообщений компаний по авиационной тематике. Агентство «АвиаПорт» не гарантирует достоверность, точность, полноту и качество данного материала.

Загрузка