О Сайте Об Агентстве Услуги предприятиям отрасли

"Авиасвит ХХI": замороженный потенциал

В Киеве прошел пятый по счету международный авиакосмический салон "Авиасвит ХХI". Его можно в какой-то степени называть дебютным - изменились дата и место проведения

С 8 по 12 июня в Киеве проходил пятый по счету международный авиакосмический салон "Авиасвит ХХI". Его можно в какой-то степени называть дебютным - изменились дата и место проведения. Если предыдущие выставки проводились на базе АНТК им. Антонова, а демонстрационные полеты - на летно-испытательной базе АНТК в Гостомеле, то в этом году и экспозиция, и статическая стоянка, и сами показательные полеты проходили уже за городом - на территории аэропорта "Киев-Антонов" (Гостомель). Эти организационные новшества, по сути, были призваны содействовать расширению формата авиасалона, привлечению новых участников и, в конечном итоге, повышению статуса "Авиасвит ХХI" среди других авиакосмических салонов. На деле все оказалось не столь удачным.

Новый формат проведения выставки обязывал провести запоминающееся мероприятие. Организаторы салона, в число которых вошли пять министерств и ведомств, а также распорядитель - госкорпорация "Вектор", старались не ударить в грязь лицом. Но масштабного действа не получилось.

В основном экспозиции представляли украинские предприятия авиапромышленности, ракетно-космической отрасли, приборостроения и радиолокации. Участие иностранных предприятий было сведено к минимуму. Например, наиболее важного партнера по производственной кооперации - Россию - представляли производители вертолетной техники (УУАЗ, КВЗ и Роствертол), АССАД, ВСПМО-Ависма и специализированные периодические издания. Практически все остальные иностранные участники (а они, по данным организаторов, представляли 18 стран) обошлись без стендов. Стоит ли удивляться, что наиболее примечательным событием авиасалона стало знакомство с экспозицией и наблюдение за демонстрационными полетами президента Виктора Ющенко. И одним из достоинств "президентского дня" стала насыщенная программа показательных полетов. В честь главы государства в небе ромбом прошли Ан-70, два Ан-148 и Ан-225 "Мрия", затем каждый из самолетов выполнил индивидуальный пилотаж. Украинский лидер увидел также полеты Ан-140, Ан-32П, пилотаж Ан-28, Як-52 и Як-55. В полетах для президента участвовал и Су-27УБ украинских Воздушных сил. Выступление военных летчиков стало чуть ли не первым после трагедии, случившейся в Скнылове. Правда, это был единственный полет Су-27 в небе выставки. Киевляне в дни свободного посещения салона, 10 и 11 июня, были лишены удовольствия наблюдать полеты как истребителя, так и "Мрии" - "сказки, ставшей былью". На их долю достались только Ан-70, Ан-148, Ан-140 и Ан-32П, а "Мрия" и "Руслан" были открыты для осмотра на статической стоянке. Что ж, если самолеты продают президенты, то Виктор Ющенко теперь будет иметь представление о предмете.

В общем, низкий организационный уровень подготовки салона, к которому готовились чуть больше месяца, и привел к тому, что самыми желанными гостями на стендах предприятий стали лица из иностранных дипломатических миссий и те представители иностранных компаний, которые все-таки узнали новую дату проведения "Авиасвит ХХI". По словам заместителя генерального конструктора АНТК им. Антонова Александра Кивы, экспозицию АНТК посетил посол КНР, представители Ирана, Вьетнама, которые являются традиционными партнерами АНТК, а также французской компании Thales. С последними обсуждался вопрос участия компании в оснащении самолетов Ан-32 74 комплектами авионики для создания вариантов самолетов, привлекательных для западных клиентов. Подобные переговоры также ведутся и с EADS, Rolls-Royce, Pratt&Whitney, Sagem.

Словом, итоги салона были предсказуемы: если раньше небольшая, но содержательная выставка была интересна широким участием российских компаний, то сейчас общий уровень салона стал плавно снижаться до местной выставки достижений украинского авиапрома. И лидеры его были отмечены наградами (за выживание?): на закрытии авиасалона приз им. О.К. Антонова был вручен АНТК им. Антонова, приз им. А. Харлова за достижения в создании систем высокоточного оружия получила ГАХК "Артем", приз за лучшую экспозицию салона был присужден ОАО "Мотор Сич".

С 2002 г. уровень украинского авиасалона постепенно снижается как по количеству экспонентов, так и по вниманию иностранных делегаций. Формально число участников растет с каждым салоном, но на практике найти этому подтверждение трудно. Экспозиций в ангаре аэропорта Киев-Антонов вряд ли было больше, чем на предыдущем авиасалоне. Но в этом нет вины только организаторов. Наверное, уровень представительства в первую очередь России отражает общее состояние взаимоотношений двух стран. В официальных заявлениях все идет по плану, но в неофициальных беседах говорится противоположное. Сотрудничество, вернее производственная кооперация, уже сворачивается, что бы ни утверждалось о его продолжении. Понятно, украинская сторона не может не быть заинтересована в одном из наиболее крупных покупателей продукции своего ОПК. Но меры, которыми она этого добивается, зачастую вызывают обратный эффект.

Процесс сокращения участия украинских предприятий в российском ОПК еще не набрал обороты. По словам гендиректора ОАО "Мотор Сич" Вячеслава Богуслаева, все производственные программы запорожских авиастроителей с российскими партнерами развиваются более чем успешно. "У нас нет проблем с российскими коллегами, нет непонимания между партнерами, - утверждает он. - "Мотор Сич" работает с российскими предприятиями по поставкам двигателей Д-436 для самолета-амфибии Бе-200, Д-27 для Ан-70". Гендиректор также рассказал, что "Мотор Сич" успешно сотрудничает с Россией, Индией, Китаем. В Китай ежегодно поставляется около 100 двигателей. Но в то же время Вячеслав Богуслаев уверен в необходимости развития внутреннего украинского рынка.

Во время авиасалона в Киеве состоялось заседание подкомиссии по ВТС в рамках комиссии Ющенко-Путин. Украинская сторона возлагала некие надежды, что на официальном уровне стороны наконец-то решат один из наболевших вопросов участия (или выхода) России по программе самолета Ан-70. Этого, к счастью, не произошло, потому что результаты отрицательного ответа были бы неоднозначными. При всем бравировании украинские политики (на практике знающие механизм взаимоотношений двух стран в высокотехнологичных отраслях) не могут не понимать, что с официальным заявлением соответствующего характера будет свернута и кооперация предприятий по строительству Ан-70. А это означает, что АНТК может сделать военно-транспортный самолет, заменив российское участие на западное, но это будет уже не Ан-70, а новая машина.

Сложно предсказать, как дальше будут развиваться отношения наших стран в кооперационном сотрудничестве. Но если политики и дальше будут увлеченно разрывать связи на высшем уровне, то в работе украинской промышленности грядут большие перемены. Но все-таки хочется надеяться, что существующий потенциал будет "разморожен" еще до следующего, уже шестого по счету салона "Авиасвит ХХI"....
Авторские права на данный материал принадлежат «Военно-промышленный курьер». Цель включения данного материала в дайджест - сбор максимального количества публикаций в СМИ и сообщений компаний по авиационной тематике. Агентство «АвиаПорт» не гарантирует достоверность, точность, полноту и качество данного материала.

Загрузка