О Сайте Об Агентстве Услуги предприятиям отрасли

Ми-17 стал народным вертолетом Мексики

Мексика закупила 60 российских вертолетов Ми-17 и Ми-8. Как они себя здесь зарекомендовали? Рассказывает министр Военно-морского флота Мексики адмирал Марко Антонио Пейрот Гонзалес

Мексика - страна редкого географического положения. Она расположена между Тихим и Атлантическим океанами. Со стороны Тихого океана вдоль всего побережья тянется разлом земной коры - это сейсмически активная зона, здесь происходят частые землетрясения. Мексиканский залив - кухня погоды. Именно здесь встречаются морские и воздушные течения, здесь зарождается Гольфстрим, здесь наиболее активны циклоны. Шесть горных хребтов, протянувшихся вдоль побережья, являют собой также обширную сейсмическую зону. А горы - это не только красоты природы, это еще и сильные воздушные течения, камнепады, сход снежных лавин и селей. Частые стихийные бедствия и отсутствие развитой сети дорог в высокогорье создают большую необходимость в вертолетах. Порой они единственно возможный способ доставки грузов и спасения людей. Эта страна уже закупила 60 российских вертолетов Ми-17 и Ми-8. Как они себя здесь зарекомендовали? Об этом беседа корреспондента "ВПК" с министром Военно-морского флота Мексики адмиралом Марко Антонио Пейротом Гонзалесом, ведомство которого является главным покупателем российских вертолетов.

- Как проявили себя вертолеты Ми-17?

- Это была одна из самых лучших покупок вертолетов среднего класса, которую сделало Министерство ВМФ Мексики за всю историю. Мы эксплуатируем российские машины уже более 10 лет, и за это время у нас не было ни одной катастрофы! Эти вертолеты уже в течение многих лет позволяют решать нам очень важные задачи. Мы использовали их в спасательных работах, на борту наших кораблей при патрулировании на море. Когда произошло цунами в Индонезии, два вертолета Ми-17 наш корабль переправил из Мексики в Индонезию. Там случилось большое наводнение, и они принимали участие в оказании помощи населению. Также Ми-17 летали на помощь гражданам Мексики, пострадавшим от ураганов в районах штата Чапас и штата Кинтана Роо. Я считаю, что результаты работы российских вертолетов великолепные.

- Насколько известно, они даже работали и в США при ликвидации последствий урагана "Катрина"...

- Да. "Катрина" нанесла огромный ущерб нашему соседу - Соединенным Штатам Америки. Ураган ударил по Новому Орлеану и причинил огромные бедствия местному населению. Мексиканское государство немедленно предложило помощь США. Она была принята. В Новый Орлеан на борту мексиканского корабля были отправлены два Ми-17. Они действовали в американских водах, проверяли подходы к порту, вместе с вертолетами американской и канадской армий отслеживали состояние порта, состояние дорог, сообщали американским властям, где находились люди, которые оказались отрезанными от земли. Это была хорошая работа.

Кроме этого, мы направили в Новый Орлеан российские грузовики "Урал", а также другие средства спасения. Российская техника применялась там, где это было необходимо. Тогда это было естественное сотрудничество многих дружеских стран по ликвидации стихийного бедствия. Российская техника показала себя очень хорошо в тех условиях, и я лично доволен тем, как мексиканские моряки, летчики, водители грузовиков проявили себя в США.

- А как наши вертолеты зарекомендовали себя в высокогорье?

- Мы высоко оцениваем качество работы Ми-17. Вертолет продемонстрировал свои способности, поднявшись, благодаря своим двум мощным двигателям, на высоту более чем 5500 метров, а это высота наших вулканов. Но, отмечу, в начале их эксплуатации мы имели трудности. Когда Министерство ВМФ начало эксплуатировать эти вертолеты, у нас были некоторые затруднения с топливом. Нам пришлось подбирать нужные присадки к нашему мексиканскому топливу, для того чтобы топливная система ваших машин работала без отказов. Наличие дополнительных топливных баков позволяло нам летать более 5 часов в открытом море.

И за это время у нас не было ни одного авиационного происшествия. Ми-17 вылетают из города Мехико, который находится на высоте более 2400 метров над уровнем моря, с грузом и пассажирами на борту по различным маршрутам через горы, порой на высоте более трех с половиной тысяч метров. Эти вертолеты имеют большую мощность, автономность, устойчивость в полетах, прочность фюзеляжа, хотя на вид они кажутся несколько грубыми. Но это сильные, заслуживающие доверия машины. Наши летчики им доверяют, они знают возможности и способности этих вертолетов, уверенно на них летают. Это не прогулочная машина, а работоспособная и эффективная техника. Рабочий вертолет.

- Я недавно вернулась из города Веракруза. Там на военно-морской базе есть российский технический комплекс. Какие еще российско-мексиканские проекты осуществляются?

- У нас прочные взаимоотношения с российскими предприятиями "Рособоронэкспорт" и "СПАРК" (является исполнителем работ), а также с мексиканским предприятием Foncar, которое связывает нас с этими двумя российскими компаниями. На основании нашего совместного опыта после длительной эксплуатации вертолетов мы пришли к выводу, что нам необходимо создать в Веракрузе центр технического обслуживания. Это диктовалось жизненной необходимостью. Провели переговоры с этими тремя предприятиями по установке в Веракрузе, на базе ВМФ, центра обслуживания.

Мы назвали его ремонтно-сервисным центром 1-го, 2-го и 3-го уровней, хотя вначале это был маленький ангар. Недавно "Рособоронэкспорт" и "СПАРК" провели переговоры с Foncar о расширении этого ремонтно-сервисного предприятия и превращении его в большой центр технического обслуживания и капитального ремонта вертолетов типа Ми-17. Мы пошли на этот шаг потому, что полагаем: этот центр будет не только обслуживать вертолеты Военно-морского флота. Мы уже ведем переговоры о том, чтобы привлечь к обслуживанию здесь вертолеты, принадлежащие другим пользователям из нашего государства и стран Латинской Америки. Мы пошли на этот шаг еще и потому, что твердо верим в качество работ компании "СПАРК" и в те гарантии, которые нам выдает "Рособоронэкспорт".

Высокая сертификация ремонтных работ позволила нам заработать доверие в вертолетной сфере. После создания центра мы увидели, что появились благоприятные условия для увеличения численности вертолетов нашего воздушного флота. Российские вертолеты у нас ценят, и правительства некоторых штатов Мексики уже думают о том, чтобы приобрести эти вертолеты для работы в зоне стихийных бедствий. У нас есть заказ еще на 5 вертолетов Ми-17 и на приобретение российского учебного центра с комплексным тренажером вертолета Ми-17. Этот тренажер последнего поколения, построенный с применением цифровой технологии, позволит поднять уровень подготовки наших летчиков. Я считаю, что в учебный центр, в котором будет располагаться тренажер, рано или поздно приедут обучаться летчики не только других подразделений Мексики, но и других стран Латинской Америки. Думаем, что через несколько месяцев он уже начнет работу.

- Как у вас складываются взаимоотношения с российскими техническими специалистами?

- Наличие сервисного центра позволило нашему министерству повысить уровень подготовки к полетам самих вертолетов. И не только. Как вы знаете, в центре постоянно работают бригады специалистов, инженеров российского предприятия "СПАРК". Они обучают техников Министерства ВМФ. Мы приобрели не только российскую технику, но и знания по ее правильной эксплуатации. Было полное понимание между техниками российскими и мексиканскими. Началась передача знаний, технологий, а это сильно облегчает нашу работу. Если говорить о технике, то у нас появилась гарантия высокого качества капитального ремонта вертолетов. Согласно применяемой технологии с вертолета демонтируется все съемное оборудование и агрегаты, которые обязательно подвергаются капитальному ремонту. С фюзеляжа смывается краска. Он проходит дефектацию, и при необходимости производится его ремонт.

Надо помнить, что наши вертолеты работают в условиях повышенной влажности и соленых морских испарений. Соленый морской воздух усиливает процесс коррозии. Хотя Ми-17 и не являются специализированными морскими вертолетами, но мы их заставляем работать и в этих условиях. Из них мы сделали корабельные вертолеты, обычно они не работают в такой "враждебной" среде. Мы требуем от техники безопасности в полете, отсутствия коррозии, а также, чтобы все системы работали надежно и обеспечивали четкую работу вдали от морского берега.

Ми-17 летают в глубь океана до 800 километров от берега, а это требует большой надежности и безотказной работы всех систем. Это, безусловно, не палубные вертолеты, но нам необходимо использовать их как таковые. Мы доверяем российскому ремонтно-сервисному центру и знаем, что русскими сделана хорошая работа. Это особенно важно для наших пилотов, которые хотят летать на надежных машинах. Мы изучили технику и приемы ремонта, которые нам показали российские техники. Обе стороны учились все это время. Между нами и российскими техническими специалистами существуют взаимовыгодные отношения, они не просто коммерческие, это отношения доверия и понимания.

Еще раз подчеркиваю, что мы рассматриваем этот проект не как бизнес, а как взаимовыгодное соглашение. "Гора-гора", - говорят испанцы. Это значит, мы получаем преимущества, и они тоже получают преимущества. Мне думается, и так подсказывают мне мои помощники, что в будущем на основе нашего центра можно создать сборочный центр для вертолетов, так называемый сборочный завод вертолетов. На мой взгляд, это очень хорошая идея. Дай Бог, если это будет так!

Мексика - это страна, которая постоянно нуждается в вертолетах, страна с большой территорией и очень разнообразной географией, с высокогорьем, пустынями, холодным и тропическим климатом. Потребности в этих вертолетах растут. Такой проект имеет большие перспективы!

- Можно ли сказать, что с появлением ремонтно-сервисного центра будут увеличены поставки вертолетов Ми-17 из России?

- Несомненно, наличие такого ремонтно-сервисного центра приведет к увеличению продажи российской военной техники (имеется в виду вертолетов) на мексиканской территории. Наличие такого центра само по себе говорит о гарантии. Гарантии того, что все работы выполняются в нем сертифицированно. Они отвечают российским стандартам. Это сертификация российских авиационных властей. Это само по себе говорит о том, что это действительно серьезное предприятие.

Российский сервисный центр - это гарантия того, что у нас может быть еще больше потенциальных клиентов. А Мексика имеет большое влияние на страны Латинской Америки, поскольку все офицеры и министры ВМФ стран Латинской Америки обучались в наших военных академиях. Понятно, что создание хорошего имиджа российской военной техники именно в Мексике очень многое значит. Тем более что вертолет Ми-17 имеет хорошую конкурентоспособность по таким своим важным соотношениям, как цена-эффективность и цена-надежность. Если российское предприятие выходит на новые рынки, продавая сертифицированный вертолет, то это существенный аргумент для того, чтобы его допустили и в аэропорты Америки. Я верю в то, что здесь могут быть хорошие рынки!

Справка "ВПК"

История поставок наших вертолетов в Мексику началась в 1990 г. Тогда был подписан первый контракт на поставку двух машин Ми-8. Вертолеты были протестированы и успешно прошли испытания в суровых климатических условиях этой высокогорной страны. Большим преимуществом наших Ми-8 и Ми-17 стала их работоспособность в любых условиях. Особенно высоко оценили мексиканцы большую грузоподъемность машин и высокий запас прочности. Однако техническое обслуживание, предоставленное российской стороной в те годы, к сожалению, не отвечало требованиям главного конструктора этих вертолетов.

Задачу серьезного технического обслуживания и ремонта российских Ми-8 и Ми-17 в этой стране впервые поставило перед собой и успешно решает на территории базы ВМФ Мексики в Веракрузе российское предприятие ОАО <СПАРК>. Им была разработана современная комплексная система организации технического обслуживания, ремонта вертолетов, а также обучения персонала на базе заказчика с целью продвижения российских технологий ремонта и обслуживания.

Были подписаны соответствующие соглашения с госпредприятием "Рособоронэкспорт", которое с 2001 г. занимается заключением контрактов на поставку в Мексику российской техники. В июне 2004 г. президент России В.В. Путин встретился с президентом Мексики В. Фоксом, сторонами были подписаны соглашения на строительство на территории военной базы в Веракрузе сервисного центра технического обслуживания вертолетов российского производства. С этого момента ОАО <СПАРК> совместно с <Рособоронэкспортом> реализует проект государственного значения - дальнейшее развитие сети сервисных центров, включенный в межправительственное соглашение между Россией и Мексикой. В настоящее время построен сервисный центр 1-го и 2-го уровней. На нем работает порядка 15 российских технических специалистов. На базе сервисного центра специалисты ОАО <СПАРК> проводят обучение своих мексиканских коллег обслуживанию российской техники.

В результате разумного технического подхода к вопросу эксплуатации и обслуживания вертолетов за последние годы значительно возросли поставки в Мексику наших винтокрылых машин, именно за счет их безотказной работы. ВМФ Мексики подписал контракт с "Рособоронэкспортом" на поставку еще пяти Ми-17. Приемка первого вертолета из этой партии успешно прошла в мае 2006 г.

- Насколько важную роль выполняют "Рособоронэкспорт" и "СПАРК" в российско-мексиканских проектах?


- Я лично знаю директоров этих предприятий - Сергея Чемезова и Юрия Борисова. Мне довелось посмотреть им в глаза, и я понял, что это серьезные люди. Это очень важно. Мы их принимали здесь, общались. Я увидел их профессионализм, а это хороший знак, чтобы делать такие важные проекты. Для меня самое важное - жизнь моряков, летчиков, тех людей, которые каждый день выполняют ответственные задания. И мы должны знать, кому доверяем здоровье и жизни наших специалистов и кто будет ремонтировать наши машины. Раз я понял, что имею дело с серьезными людьми, то это дало мне право отдать в руки ваших компаний (будем так говорить) жизнь моих летчиков. Они могут спокойно и уверенно летать на вертолетах, отремонтированных российскими специалистами, с ними ничего не случится.

- Мне хотелось бы вернуться к теме возможного создания в Мексике большого центра по сборке вертолетов. Насколько это важно для вашей страны?

- Для меня это очень важно, и я считаю, что это очень важный шаг для мексиканского народа. Почему? Россия имеет высокие технологии не только в области строительства вертолетов. Россия имеет высокие технологии в области поиска нефти и во многих других областях экономики. Это начало очень важного этапа в обмене технологиями. Этот шаг позволит открыть двери Мексики. Это означает начало переноса российских технологий в Мексику, в страну, которая занимает определенное место в мире, имеет более 48 коммерческих соглашений со многими странами мира, в том числе с Европейским Союзом, Японией и некоторыми странами нашего континента. Создание центра сборки вертолетов в Веракрузе поспособствует перемещению товаров и технологий не только в области вертолетной техники, но и в других областях экономики и технологий: в производстве энергии, бурении нефтяных скважин на большой глубине моря и в других сферах.

В современном новом мире дистанции между странами сокращаются, и если наша страна открывает рынок и двери доверия, то это означает создание прочной коммерческой связи. Центр, который будет сертифицирован и будет иметь все гарантии российского государства, - это благоприятное начало для всех стран Латинской Америки, которые находятся недалеко от Мексики....
Авторские права на данный материал принадлежат «Военно-промышленный курьер». Цель включения данного материала в дайджест - сбор максимального количества публикаций в СМИ и сообщений компаний по авиационной тематике. Агентство «АвиаПорт» не гарантирует достоверность, точность, полноту и качество данного материала.

Загрузка