О Сайте Об Агентстве Услуги предприятиям отрасли

Связанные одним комплексом

Россия идет на разрыв военно-промышленного комплекса двух стран не только в связи с интеграцией Украины в НАТО, а исходя из собственных политических и экономических интересов

Россия идет на разрыв военно-промышленного комплекса двух стран не только в связи с интеграцией Украины в НАТО, а исходя из собственных политических и экономических интересов. Россия последовательно отказывается от реализации совместных с Украиной проектов в оборонно-промышленной сфере.

При этом российские политики настойчиво говорят о том, что эта тенденция неизбежна, поскольку Украина стремится вступить в НАТО. Речь скорее идет об активизации Россией курса на создание замкнутых циклов производства основных видов вооружений.

И в первую очередь за счет сворачивания традиционной военно-технической кооперации с Украиной. Причину здесь нужно искать не во внешнеполитических шагах Украины, а в желании руководства России быть независимым в сфере ОПК.

Табачок врозь

Сигналы "начала конца" братских отношений между Украиной и Россией в "оборонке" стали появляться задолго до "оранжевой" революции и активизации натовского курса. Первым направлением, где узы кооперации начали ослабевать, стало создание и производство стратегических вооружений.

Несмотря на то, что лучшие в мире межконтинентальные баллистические ракеты разрабатывались ГКБ "Южное" и производились на ПО "Южмаш" в Днепропетровске, новую ракету "Тополь-М" во второй половине 90-х российские разработчики создали без помощи украинских коллег. Не хотела Россия быть зависимой в такой "тонкой" сфере от непредсказуемой Украины.

Впоследствии совместные украинско-российские проекты начали конкурировать с национальными российскими разработками в сфере ОПК. Например, Россия отказалась от украинско-российского военно-транспортного самолета Ан-70 лишь потому, что российские производители имеют свой Ил-76МФ.

Региональный самолет Ан-148, в производстве которого должны участвовать украинские и российские заводы, занимает ту же потребительскую нишу, что и российский RRJ. И здесь действуют не только рыночные законы.

В России фактически официально распространяются заявления, что появление Ан-148 в составе парков российских авиакомпаний нежелательно. Схожие тенденции отмечаются в промышленной кооперации украинского и российского ОПК. Если изначально в проектах поставок российских самолетов Су-30МКК и Су-30МКИ в Китай и Индию (включающих и передачу лицензий на производство самолетов в Китае и Индии) участвовали 44 украинских предприятия, то уже к 2001 году их число уменьшилось до 2. Параллельно Украина "выпала" из оборонно-промышленной кооперации по созданию российских зенитно-ракетных систем С-300 и С-400: последний заказ по антенным установкам Новокраматорский машиностроительный завод выполнил несколько лет назад.

Хотя еще остались поставки комплектующих для зенитно-ракетных систем львовской "Лортой" (по неофициальным оценкам, эта компания ежегодно зарабатывала на поставках комплектующих в РФ не менее $1 млн.), но это - скорее исключение из правила.

Двусторонние проекты сворачиваются

Довольно быстро сворачивалась и реализация двусторонних проектов. Сейчас существует лишь два: по восстановлению производства модернизированных Ан-124 и космический проект "Клипер".

Начатый в 2003 году Украиной и Россией проект предполагает производство 100 самолетов Ан-124-100 в течение 20 лет и стоит $6 млрд. Стоимость выпуска одного самолета будет составлять $100 млн. Проект "Клипер" предполагает создание нового российского многоразового пилотируемого корабля. Участие Украины в проекте обусловлено тем, что "Клипер" изначально был рассчитан на украинский ракетоноситель "Зенит". Многоразовый шестиместный "Клипер" рассматривают в качестве замены одноразовым "Союзам", которые сейчас являются единственным российским средством для доставки людей на орбиту.

А в качестве носителей будет использоваться доработанный вариант двухступенчатых ракетоносителей "Зенит-2" производства ГКБ "Южное" под новым именем "Зенит-2SLB", а также трехступенчатая ракета-носитель "Зенит-3SLB"....
Авторские права на данный материал принадлежат «Дело». Цель включения данного материала в дайджест - сбор максимального количества публикаций в СМИ и сообщений компаний по авиационной тематике. Агентство «АвиаПорт» не гарантирует достоверность, точность, полноту и качество данного материала.

Загрузка