О Сайте Об Агентстве Услуги предприятиям отрасли

Италия повысит привлекательность RRJ

За участие в проекте "Российский региональный самолет" концерн Finmeccanica заплатит 250 млн. долларов

На прошлой неделе АХК "Сухой" и концерн Finmeccanica, а также их дочерние компании ЗАО "ГСС" и Alenia Aeronautica подписали соглашение о стратегическом сотрудничестве по программе "Российский региональный самолет" (Russian Regional Jet - RRJ). Церемония прошла в Кремле в присутствии президента России Владимира Путина и премьер-министра Итальянской Республики Романо Проди. Личное участие лидеров двух стран стало свидетельством поддержки и одобрения ими выбранного крупнейшими авиационными фирмами России и Италии нового направления сотрудничества. Для того чтобы подписанные ими документы вступили в силу, потребуется специальное межправительственное соглашение, которое разрешит итальянскому инвестору и промышленному партнеру получить в ЗАО "ГСС" желаемую долю "25%+1 акция".

По действующему российскому законодательству, участие иностранных фирм в акционерном капитале российских аэрокосмических компаний ограничено величиной "25%-1 акция". Однако у правительства РФ есть возможность обойти данное ограничение путем заключения специального соглашения со страной - партнером по конкретному проекту. Вот почему присутствие высоких руководителей России и Италии было так важно для "Сухого" и Finmeccanica. Теперь прогресс по претворению в жизнь судьбоносного для проекта RRJ соглашения всецело зависит от расторопности чиновников в Москве и Риме.

"Итальянский концерн берется инвестировать в новый российский авиационный проект 250 миллионов долларов", - сообщил генеральный директор Finmeccanica Гиоргио Заппа. По его мнению, RRJ относится к "качественным продуктам, которые способны принести прибыль". По итальянским оценкам, в течение следующих двадцати лет рынок сбыта самолетов RRJ превысит тысячу единиц. В то же время отметим: Finmeccanica - не пакетный инвестор, а крупная аэрокосмическая фирма. И она надеется на значительное участие в производственной программе RRJ.

Господин Заппа прямо заявил, что итальянцы намерены вместе со своими новыми партнерами еще раз "пройтись" по проекту RRJ и внести в него такие изменения, которые повысят конкурентные преимущества новой машины в сравнении с другими самолетами этого класса, имеющимися на рынке. Итальянцы считают, что этого можно достичь благодаря внедрению самых передовых технологий, накопленных их фирмами. Генеральный директор Finmeccanica не исключил варианта, что ради повышения конкурентоспособности RRJ придется расстаться с некоторыми из поставщиков. Соответствующие решения могут быть приняты руководителями "Сухого" и Finmeccanica после тщательного анализа сегодняшнего состояния проекта.

Не скрывается ли за предполагаемой "ревизией" проекта RRJ попытка "выкинуть" часть иностранных и российских фирм - поставщиков комплектующих с таким расчетом, чтобы "расчистить место" для итальянских производителей? Господин Заппа уклонился от прямого ответа на этот вопрос. "Наша цель - всемерное повышение добавочной стоимости конечного продукта", - отрезал он. Итальянские "заявки" на корректировку проекта RRJ могут (на определенном этапе) вступить в противоречие с рекомендациями фирмы Boeing, которая с 2001 г. выступает в качестве консультанта "Сухого". В таких ситуациях, пожалуй, последнее слово останется за Finmeccanica. Ведь итальянская фирма решилась на финансовое участие в российском проекте, а американский аэрокосмический гигант - пока нет.

В настоящее время Finmeccanica ведет переговоры c европейским конкурентом Boeing - концерном European Aviation and Defense & Space (EADS) - по использованию многолетнего опыта совместного предприятия ATR (где Finmeccanica и EADS держат по 50%) в интересах программы RRJ. Как известно, это СП занимается разработкой, производством, реализацией и послепродажным обслуживанием семейства удачных региональных самолетов с турбовинтовыми силовыми установками ATR-42 и ATR-72 (в классе Ан-140 и Ил-114). Гиоргио Заппа заявил корреспонденту "ВПК", что Finmeccanica намерена "тем или иным способом" использовать богатый опыт ATR при организации системы сбыта и послепродажного обслуживания RRJ.

Насколько удачным окажется смесь "итальянского с российским" в новом совместном проекте? Собственный вариант ответа на данный вопрос имеет премьер-министр Итальянской Республики. "Отношения "Сухого" с Finmeccanica можно сравнить с черной икрой и водкой. Нельзя сказать, что из них лучше - и по отдельности эти продукты хороши. Но в сочетании они дают еще лучший результат", - уверен Романо Проди. Эти слова премьера передал российским журналистам Гиоргио Заппа.


Корреспондент "ВПК" попросил президента Alenia Aeronautica Джиованни Бертолоне прояснить некоторые моменты в подходе итальянской стороны к практической реализации ставшего совместным проекта "Российский региональный самолет".

- Finmeccanica-Alenia приобретает 25% акций в ЗАО "ГСС". Претендуете ли вы на четверть в производственной программе RRJ?

- Мне не хотелось бы сразу начинать разговор о неких процентах - лучшим началом нашей совместной с "Сухим" работы будет оптимизация проекта. Здесь мы в состоянии внести свой весомый вклад в программу "Российский региональный самолет". Во-первых, наше участие поможет ускорить сертификацию самолета на соответствие европейским нормам летной годности. Во-вторых, мы также намерены поделиться опытом по коммерциализации такого рода проектов и организации послепродажного обслуживания самолетов. Говоря в целом, итальянская сторона видит себя в качестве партнера, который может внести в проект важный вклад, прежде всего по повышению конкурентоспособности самолета на мировом рынке. В некоторых случаях это окажется возможным при введении в проект новых поставщиков. Если это потребуется, мы так и поступим. Но мы не хотим первым делом, без глубокого анализа начать менять комплектаторов RRJ. Сначала нам нужно сконцентрироваться на мерах по повышению общей конкурентоспособности RRJ. И с этой целью мы начинаем с вопросов оптимизации проекта.

- Какие изменения, на ваш взгляд, может претерпеть сам летательный аппарат?

- Впереди у нас - несколько недель тяжелой работы по нескольким выбранным направлениям. Они внесены в план "дорожная карта", составленный вместе со специалистами "Сухого". Мы будем рассматривать все имеющиеся возможности по улучшению характеристик самолета. В том числе путем более широкого использования передовых конструкционных материалов. В частности, композитов. Данный вопрос мы уже обсуждаем с лидером проекта с двоякой целью - улучшить характеристики самолета и сократить его стоимость. Одновременное продвижение по этим двум направлениям должно дать нам общее улучшение конкурентоспособности самолета. Мы также видим свое участие в некоторых отдельно взятых направлениях конструирования нового самолета, в частности по повышению надежности его узлов и агрегатов. Кроме того, займемся вопросами эксплуатации самолета и его экономики в эксплуатации.

- Концерн Finmeccanica известен своими достижениями в области композиционных материалов. Найдет ли это применение на RRJ?

- Конечно. Прежде всего мы, действуя как единая команда, должны посмотреть, как можно максимально сократить вес конструкции RRJ. Необходимо найти приемлемое с ценовой точки зрения решение по каждому отдельному элементу планера самолета. Безусловно, для этого потребуется где только можно применять самые новейшие технологии. Как известно, фирма Alenia участвует в программе магистрального лайнера следующего поколения Boeing 787 Dreamliner. В настоящее время мы изготавливаем крупные части планера этого самолета на заводе на юге Италии. Вопросами изготовления элементов планера из композиционных материалов мы занимаемся с 1975 года. С тех пор в каждом новом военном или гражданском проекте мы старались найти применение своим новым технологиям в этой области. И каждый раз поднимались на одну ступеньку выше. Постепенно шло накопление знаний, опыта и отработка технологических процессов. Признанием наших достижений стал выбор компанией Boeing предложенной нами конструкции горизонтального оперения для самолета Dreamliner. Мы выиграли данный заказ потому, что наше предложение было признано лучшим в части как собственно конструкции, так и технологических процессов изготовления данного элемента. Было бы неразумно не использовать такого рода достижения в проекте RRJ.

- Finmeccanica также известна своей авионикой...

- Мы с уважением относимся к выбору специалистами "Сухого" основных промышленных партнеров по проекту RRJ. К настоящему времени большинство поставщиков основных систем уже названо. По авионике таковым стала фирма Thales. Однако я думаю, что итальянские производители еще имеют возможность внести свой вклад и в это направление. Наша цель - всемерное улучшение конкурентоспособности RRJ. Поэтому мы берем за правило вводить нового поставщика только тогда, когда это обещает принести реальную пользу проекту в целом. Считаю, что итальянцы могут поработать над программным обеспечением, некоторыми позициями по интерьеру и специальному оборудованию RRJ....
Авторские права на данный материал принадлежат «Военно-промышленный курьер». Цель включения данного материала в дайджест - сбор максимального количества публикаций в СМИ и сообщений компаний по авиационной тематике. Агентство «АвиаПорт» не гарантирует достоверность, точность, полноту и качество данного материала.

Загрузка