О Сайте Об Агентстве Услуги предприятиям отрасли

Отпор "супостатам" под Барановичами

Иностранные наблюдатели высоко оценили боевую выучку российско-белорусской региональной группировки войск

Как известно, в целях обеспечения безопасности в Восточноевропейском регионе ОДКБ, включающем территории Республики Беларусь, Калининградской области, части акватории Балтийского моря и граничащих с РБ областей Российской Федерации, постановлением Высшего государственного совета Союзного государства от 27 июня 2000 г. №11 была создана РГВ - Региональная группировка войск (сил) Белоруссии и РФ. Согласно плану совместных мероприятий по обеспечению функционирования РГВ, 17-25 июня текущего года на белорусской территории проводилось командно-штабное учение "Щит Союза-2006". За практическими действиями союзных войск на заключительном этапе КШУ наблюдал корреспондент "ВПК".

...Свернув с оживленной трассы на второстепенную, хотя и столь же хорошо асфальтированную дорогу, через какую-то сотню метров автобус миновал пост со шлагбаумом и надписью на рядом стоящем щите "230-й общевойсковой полигон". Но вот по сторонам показались стволы уже вполне зрелых мачтовых сосен, замельтешили за окнами распушившиеся после утренней росы заросли папоротника. Столь хорош был в своем дышащем покоем величии сухой и по всем признакам грибной лес, что, казалось, будто это узкое, не по-военному гладкое шоссе ведет куда-нибудь в район правительственных дач.

В ожидании часа "Х"

Однако как-то неожиданно бор сменился песчаными залысинами - участками с различными постройками, предназначенными для военно-учебных целей. Укрытия и мастерски оборудованные позиции, полосы препятствий с "колючкой", рвы, надолбы, окопы, капониры, добротные блиндажи и угольно-черные мишени то и дело маячили на фоне нежно-салатовой и изумрудно-зеленой листвы. Наконец после очередного поворота автобус съехал с дороги на обочину. Где-то впереди, в просвете вновь зарябившего вокруг хвойного массива, дорога упиралась в искусственное возвышение из кирпича и бетона - смотровую площадку Обуз-Лесновского полигона - в советские времена одного из лучших в глазах окружного командования, а после распада СССР - предмета неустанной заботы и гордости военного ведомства Республики Беларусь.

...На смотровой площадке царило оживление. По левую сторону группировались корреспонденты, по правую - военные атташе иностранных государств. Находившийся в центре и чуть выше застекленный "аквариум" предназначался для министров обороны России и Белоруссии, офицеров управления РГВ, руководства ОДКБ.

Накануне в Минске стояла солнечная погода, и многие журналисты и иноземные диппредставители с утра оделись легко, а теперь стыли под порывами не по-летнему холодного ветра, бросая опасливые и нетерпеливые взгляды то на хмурое, затянутое тучами небо, то на стрелки часов: до часа "Х" - времени, когда должна была начаться активная фаза учений, - оставалось еще около пятидесяти минут.

Где-то впереди перед смотровой площадкой простиралось вдаль изъезженное гусеничными траками, покрытое выбоинами и воронками, широкое, огороженное природными лесными массивами по сторонам поле. В двухстах метрах от наблюдающих протянулась линия окопов и хорошо замаскированных позиций с бронетехникой. Там до поры зарылись в землю в ожидании приказа мотострелки и танкисты - россияне и белорусы.

Однако время от времени все присутствующие, особенно телевизионщики и фоторепортеры, посматривали и назад - в сторону двух вертолетных площадок, на одной из которых вот-вот должен был приземлиться самый высокий гость - Александр Лукашенко. Видимо, из-за этого ожидаемого визита всех прибывших на КШУ журналистов предварительно подвергли тщательному досмотру сотрудники "службы безпеки", а у подножия смотровой площадки загодя расположилась некая элитная снайперская группа, вооруженная мощными биноклями и несколькими не менее мощными "стволами" дальнего боя с оптикой и на сошках. Смотришь на этих парней в черных спецовках и понимаешь, что все близлежащие окрестности уже пристреляны.

Но вот наконец совершил посадку вертолет с надписью "Беларусь", президент Лукашенко, министры обороны Сергей Иванов и Леонид Мальцев, генсек ОДКБ Николай Бордюжа, другие особо важные персоны появились на центральном наблюдательном пункте, а ровно в 11.00 (согласно расписанию) пробил и час "Х"...

Контратака для контрудара

По сценарию учения к этому часу условный противник, введя в сражение оперативные резервы, вклинился в оперативную зону обороны РГВ и вступил в боевые действия с подразделениями танкового полка 4-й танковой дивизии 20-й российской общевойсковой армии и переданной в ее состав после восстановления боеспособности 11-й механизированной бригады Вооруженных Сил РБ. В соответствии с решением, принятым командующим 20-й армией, обороняющиеся на данном направлении наши подразделения должны были контратаковать силы противника с целью создания условий для проведения армейского контрудара.

Через какую-то пару минут после объявления часа "Х" в небе послышался гул скрытых за плотной пеленой облаков самолетов стратегической авиации Ту-160. Вслед за ними появились выводимые на рубеж пуска крылатых ракет, уже видимые невооруженным глазом стратегические бомбардировщики Ту-95МС и сверхзвуковые бомбардировщики Ту-22М3 - это командующий группировкой войск принял решение использовать выделенный ему ресурс стратегической авиации для обеспечения выдвижения контрударной группировки 20-й армии. Самолеты осуществили пуски аэробаллистических управляемых ракет "воздух-поверхность" Х-55, крылатых ракет малой дальности Х-15, Х-22, поразив важные объекты условного противника.

Затем в воздухе над полигоном разгорелся учебный воздушный бой двух Су-27, прикрывающих войска 20-й армии, с парой МиГ-29, имитирующей самолеты условного противника. В ходе этого боя летчики 61-й истребительной авиационной базы ВВС и Войск ПВО Республики Беларусь продемонстрировали в воздухе такие оборонительно-наступательные маневры, как "Узел" и "Ракушка". При осуществлении первого маневра пилоты выполняли развороты с максимально возможной перегрузкой, а в ходе второго "атакованная" пара МиГ-29 одновременно выполняла две косых петли на пересекающихся курсах. В результате ведения этого воздушного боя пара Су-27 условно уничтожила истребители условного противника, однако "потеряла" при этом ведомого.

Летчик, якобы катапультировавшийся со сбитого Су-27, обозначил свое местонахождение факелом с оранжевым дымом, и спустя всего несколько минут зрителям было продемонстрировано, как экипажи Ми-8 и двух Ми-24 ВВС России занимались поиском и спасением белорусского коллеги. Как водится в таких случаях, транспортно-боевой вертолет Ми-8 принимал непосредственное участие в эвакуации - он принял на борт сбитого пилота, а пара бронированных "крокодилов" прикрывала место проведения эвакуационных работ.

А совсем незадолго до этого момента где-то на противоположном крае полигона в воздухе зависли светящиеся мишени - "прорвавшиеся средства воздушного нападения условного противника", - которые тотчас же были успешно уничтожены зенитными подразделениями обороняющихся войск во взаимодействии с силами и средствами разведки и РЭБ 20-й армии. В отражении этого авиаудара задействовались боевые машины ЗРК "Стрела-10" и ПЗРК "Игла" из состава зенитного ракетного артиллерийского дивизиона 11-й отдельной механизированной бригады.

Когда же колонна вражеских танков и мотопехоты вышла на рубеж развертывания в батальонные колонны, над ними на двухсотметровой высоте стремглав промчались два самолета-разведчика Су-24МР, которые передали информацию о колонне ударным группам. Те, в свою очередь, тоже не заставили себя долго ждать. После того как наземные подразделения наших войск обозначили оранжевым дымом передний край обороны, российская авиагруппа в составе трех Су-24М и трех Су-27СМ под прикрытием двух Су-30 и одного Су-27 осуществила реальное бомбометание и пуск неуправляемых ракет по району, где в тот момент находилась бронетанковая бригада условного противника. "Бомбардировочная авиация наносит удар с горизонтального полета с высоты 200 м на скорости 800 км/ч и с пикирования с углом 20 градусов", - прозвучал из динамика голос офицера-комментатора, который пояснял стоящим на смотровой площадке суть событий, происходящих на полигоне.

"Вторая ударная группа Вооруженных Сил Республики Беларусь в составе четырех самолетов Су-24М с боевой зарядкой (по четыре осколочно-фугасные авиационные бомбы калибра 500 кг с разделяющейся боевой частью) поражает подразделения бронетанковой бригады условного противника. Ударную группу бомбардировщиков сопровождает пара модернизированных истребителей Су-27 61-й истребительной авиационной базы. Наличие на самолете радиолокационного прицела и системы огибания рельефа местности позволяет выполнить атаку вне визуальной видимости цели, а полет в облаках исключает обстрел самолетов ракетами с тепловыми головками самонаведения и малокалиберной зенитной артиллерией", - продолжал комментировать все тот же невозмутимый голос.

Когда же передовые части и подразделения условного противника вышли на рубеж развертывания в ротные колонны и стали досягаемыми для средств огневого поражения обороняющихся войск, в небе показался белорусский самолет-разведчик МиГ-29БМ, а затем по сообщенным им координатам целей нанесла огонь артиллерия реактивного артдивизиона. "Грады" заработали из сосняка, находящегося позади смотровой площадки (говоря по-военному, с закрытых позиций), обрушивая на невидимого врага десятки светящихся смертей.

Когда же на двадцатой минуте, прошедшей с начала этого театрализованного действа, комментатор объявил, что условному противнику под прикрытием вертолетов огневой поддержки все же удалось выдвинуться на рубеж перехода в атаку, и в полутора километрах от переднего края были подняты несколько целей, "заговорили" "Тунгуски". Эти давно проверенные жизнью ЗПРК пронзили насквозь меткими выстрелами все мишени - прожженные "вертолеты" горели и дымились, не оставляя врагу более никаких шансов на спасение. Одновременно с этим по передовому командному пункту в глубине боевого порядка наступающей бронетанковой бригады ударил дивизион РСЗО "Град", а перед передним краем обороны поражение бронетехники противника осуществлялось сосредоточенным огнем из танков, БМП, ПТУР "Конкурс".

Спустя еще три минуты разведкой обороняющихся войск на данном направлении были обнаружены два усиленных "вражеских" мотопехотных батальона, якобы разворачивающихся во взводные колонны, - цели на горизонте последовательно поднимались одна за другой и столь же последовательно уничтожались сосредоточенным огнем обороняющихся подразделений.

На рубеже 250 м от переднего края неприятель был остановлен. Упорной обороной занимаемых позиций россияне и белорусы вначале не допустили вклинивания условного противника в опорные пункты, лишили его возможности маневра и создали условия для проведения контратаки вторым эшелоном. На двадцать шестой минуте этого взрослого "спектакля" началась огневая подготовка, потом огневая поддержка контратаки, затем, собственно, и сама контратака... Полигон вновь и вновь озарялся вспышками взрывающихся бомб и снарядов, то тут, то там стлался над поверхностью этой многократно истерзанной земли черный и белый дым, распространялся запах гари.

Впрочем, на заключительном этапе учения на территории Республики Беларусь впервые работала пара российских Ми-28Н. Наряду с работягами-"двадцатьчетверками" эти новые боевые вертолеты поддержки отлично себя проявили, завершая уничтожение бронированных целей и живой техники условного противника, обеспечивая выдвижение, развертывание и нанесение контрудара: Что и не удивительно, ведь "Ночные охотники" - так прозвали эти винтокрылые машины за их высокую рабочую эффективность в темное время суток - пятикратно превосходят по своим боевым и техническим характеристикам Ми-24. Немного забегая вперед, скажу, что по окончании учений главнокомандующий ВВС генерал армии Владимир Михайлов сообщил журналистам, что до конца 2006 г. Вооруженные Силы РФ будут иметь уже 7 таких вертолетов, в следующем году получат еще 12 машин, а к 2015 г. Ми-28Н полностью заменят в войсках вертолеты огневой поддержки Ми-24.

Активная фаза командно-штабного учения "Щит Союза-2006" длилась всего 50 минут. Но ему предшествовала долгая подготовка. Как уже сообщалось в предыдущем выпуске "ВПК", данное учение было крупнейшим за всю историю существования РГВ: от Республики Беларусь в нем приняли участие около 7000 человек, от Российской Федерации - 1800. Для выполнения учебно-боевых задач было задействовано множество различных видов вооружения и военной техники. Достаточно сказать, что Россия направила в Белоруссию для участия в КШУ 8 эшелонов с воинскими подразделениями и ВВТ. Под стать размаху учений было выбрано и место для проведения смотра-парада участников КШУ - не строевой плац какой-либо части, а взлетно-посадочная полоса аэродрома 61-й истребительной авиационной базы!

Зачем нужна РГВ

По обе стороны бетонного покрытия на фоне самолетных ангаров и боевой авиационной техники выстроились подразделения, оркестр и знаменные группы с государственными флагами и боевыми знаменами России и Белоруссии. На трибуне - главы военных ведомств двух стран. Подле нее так же, как и на полигоне, с интересом наблюдали за происходящим через объективы цифровых фото- и видеокамер военные атташе США, Германии, Норвегии, Финляндии, Польши, Латвии, Литвы, Китая и других государств. Стараясь запечатлеть на память стройные коробки военнослужащих и стоявшие на почтительном расстоянии от них "сушки" и "миги".

После принятого в таких случаях торжественного церемониала - исполнения военным оркестром гимнов и прохождения знаменных групп с российским триколором и узорчатым красно-зеленым белорусским стягом - перед трибуной с военачальниками и товарищами по оружию стройными рядами, и одинаково четко печатая шаг, прошли сначала белорусские, а затем российские воинские подразделения. Если бы не знамена, проносимые в авангарде строевых коробок, поначалу трудно было отличать братьев-славян: на тех и других была одинаковой расцветки камуфляжная форма, в руках - одно и то же стрелковое оружие...

Правда, на головах у россиян были уже не стальные каски советского образца - СШ-68, - а новые, более легкие (аж на 300 граммов!) тканево-полимерные шлемы с высоким уровнем противоосколочной и противопульной защиты, низкой теплопроводностью и неуязвимостью для разведывательных РЛС. Вот по этим чудо-шлемам, двуглавому орлу на пурпурном штандарте российского Минобороны да орденам Мужества на форменных куртках некоторых офицеров только и можно было отличить россиян.

Конечно же, многие присутствовавшие на том смотре-параде томились вопросом: как высшие военачальники оценят их действия на КШУ? Глава российского военного ведомства не замедлил с ответом, поблагодарив белорусов и россиян, принимавших участие в учении: "Этот экзамен благодаря вашему высокому профессионализму и выучке сдан успешно". Для журналистов Сергей Иванов нашел и такие слова: "Впервые Вооруженные Силы Белоруссии и России действовали на восточноевропейском направлении как одна армия: все решения принимались совместно и выполнялись единой группировкой". А министр обороны Беларуси Леонид Мальцев добавил, что, хотя взаимодействие - это самый тяжелый процесс при управлении войсками разных вооруженных сил, белорусы и россияне добились четкого понимания друг друга и хорошей слаженности действий. Кроме того, на вопрос журналистов: стоит ли тратить средства на такого рода учения, генерал ответил: "Ошибки, допущенные при строительстве Вооруженных Сил, обойдутся государству гораздо дороже, чем любые учения!"

Своими впечатлениями относительно действий российско-белорусской Региональной группировки войск с корреспондентом "ВПК" поделились и наблюдатели из других стран. Так, китайский военный атташе в Беларуси старший полковник Вэйго Инь отметил хорошую слаженность подразделений, оценив их работу на "четыре с плюсом". По его словам, со стороны практически невозможно было различить, где действуют российские военнослужащие, а где белорусские.

Высокую оценку взаимодействию союзных войск в составе РГВ дал и германский военный атташе в Белоруссии подполковник ВВС Райнер Реммерт. Особенно тепло он отозвался о полетах российских и белорусских пилотов. Правда, отвечая на вопрос: соответствуют ли прошедшие учения вызовам и угрозам, существующим в современном мире, немецкий офицер дипломатично заметил: "И да и нет", - мол, боеготовности и выучке подразделений региональной группировки можно только позавидовать, но вот пригодятся ли в обозримом будущем им умения противостоять равносильному противнику, в этом он сомневается. В современных локальных конфликтах, пояснил военный представитель ФРГ, террористы или партизаны, как правило, не владеют столь мощными средствами огневого поражения, и против них должна применяться совсем другая тактика. Если перевести эту фразу с языка дипломатии на язык обывателей, то ее следует понимать так: "Зачем нужна эта РГВ, если России и Белоруссии на их западных границах ничто не угрожает?".

Как знать, господин Реммерт! Впрочем, на то вы и дипломат, чтобы вслух так рассуждать. И, наконец, военный атташе посольства США в Республике Беларусь, по моим наблюдениям, не снимавший на видеокамеру разве что во время исполнения государственных гимнов на смотре российских и белорусских войск, и вовсе отказался что-либо говорить по поводу увиденного им на учении "Щит Союза-2006". Ну что ж, "без комментариев" - тоже какая-никакая оценка!......
Авторские права на данный материал принадлежат «Военно-промышленный курьер». Цель включения данного материала в дайджест - сбор максимального количества публикаций в СМИ и сообщений компаний по авиационной тематике. Агентство «АвиаПорт» не гарантирует достоверность, точность, полноту и качество данного материала.

Загрузка