О Сайте Об Агентстве Услуги предприятиям отрасли

Российский самолет строят всем миром

Компания "Гражданские самолеты Сухого" подписала соглашение с итальянской "Аления Аэронавтика", входящей в состав концерна "Финмекканика", о стратегическом сотрудничестве по проекту RRJ

Компания "Гражданские самолеты Сухого" подписала соглашение с итальянской "Аления Аэронавтика", входящей в состав концерна "Финмекканика", о стратегическом сотрудничестве по проекту RRJ.

Проект среднемагистрального самолета RRJ с самого начала стал уникальным. Хотя бы уже потому, что вокруг него разгорелись нешуточные споры. Противники проекта пытались доказать, что он просто похоронит российский авиапром. Ведь RRJ, разработанный российскими конструкторами, создавался под патронажем "Боинга", к тому же 65 процентов его стоимости должны составить иностранные узлы и механизмы. Американская авионика, канадские шасси, гидравлика, российско-французский двигатель и французская электросистема... Какой же это российский проект?! - до сих пор восклицают скептики.

На что сторонники проекта выдвигают основной аргумент: если самолет отечественного производства будет укомплектован импортными деталями, он от этого не перестанет быть российским. Тем более для того, чтобы считаться авиационной державой, России нужна конкурентоспособная машина. А предложения наших заводов новизной, увы, не блещут: пусть российские самолеты хороши и надежны, но по сравнению с иномарками-одноклассниками они морально устарели как минимум на одно поколение.

Так что мечтать о конкуренции, но решать при этом текущие проблемы и не смотреть в будущее - это по крайней мере самонадеянность. А проект RRJ соединил в себе столько технологических решений, что сомнений не возникает - это самолет следующего поколения, и у него есть перспективы.

Так что споры спорами, а главное ясно: самолету быть. Правда, возникают новые вопросы. Построить хороший самолет - это еще полдела. Мало его произвести - надо еще продать. В принципе "Аэрофлот", которому требуется замена парка устаревших Ту-134, готов обеспечить авиазавод работой на несколько лет вперед. А что дальше? Смогут ли российские авиастроители конкурировать на плотном глобальном рынке летной техники?

Судя по всему, проблем возникнуть не должно. Во-первых, самолет вызывает интерес не только у отечественных авиаперевозчиков, но и зарубежных авиакомпаний. А во-вторых, согласно договоренностям с концерном "Финмекканика" российская сторона с иностранными партнерами создаст в Европе совместное предприятие, которое будет заниматься продажей и послепродажным обслуживанием самолетов RRJ. А это уже серьезная заявка на коммерческий успех проекта. Ведь почему те же "Боинги" уходят влет, как горячие пирожки? Да потому, что авиакомпании-покупатели уверены: если что случится с машиной, производитель в считанные дни, если не часы, исправит неполадку, а если надо, то и целиком заменит вышедший из строя узел. И сведет к минимуму потери от простоя техники. Сборка-то у него конвейерная, чего, к сожалению, нельзя пока сказать о российском авиапроме с его штучным производством.

Кроме того, уже само по себе участие иностранного стратегического партнера в проекте RRJ говорит о надежности заявленных характеристик самолета "Сухого" и его конкурентных преимуществах. Предполагаемый объем рынка самолетов RRJ с момента их серийного выпуска в 2008 году и до 2023 года оценивается в 100 миллиардов долларов. Это около пяти с половиной тысяч единиц, треть из которых может быть продана в Северную Америку, четверть - в Европу, десятая часть - в латиноамериканские страны и 7 процентов - в Китай и Россию. Уже сегодня на покупку нового самолета поступило больше 100 заявок.

Соглашение между "Сухим" и "Аленией Аэронавтикой" предусматривает приобретение итальянской компанией блокирующего пакета акций (25 процентов плюс одна акция) ЗАО "Гражданские самолеты Сухого" и ее участие в финансировании программы RRJ в объеме не менее 25 процентов от бизнес-плана. А в дальнейшем обе компании как стратегические партнеры будут совместно изучать перспективы других проектов в области гражданской авиации.

Документ был подписан в присутствии президента Путина и премьер-министра Италии Романо Проди. Главы государств высоко оценили это событие. Они выразили общее мнение, что объединение технического и интеллектуального потенциала "Финмекканики" и "Сухого" позволит реализовать крупнейший проект сотрудничества Италии и России в области гражданской авиации и явится реальным шагом по созданию единого промышленного и экономического пространства между Россией и Европой.

- Это только начало. Мы хотим, чтобы связи стали более интенсивными, - заметил Романо Проди во время подписания соглашения.

А раз так, то сомневаться не приходится: небо для самолета "Сухого" будет открыто во всем мире....
Авторские права на данный материал принадлежат «Комсомольская правда». Цель включения данного материала в дайджест - сбор максимального количества публикаций в СМИ и сообщений компаний по авиационной тематике. Агентство «АвиаПорт» не гарантирует достоверность, точность, полноту и качество данного материала.

Загрузка